Успенский собор Черниговского Елецкого монастыря - замечательный памятник культуры Киевской Руси. Он принадлежит к лучшим произведениям древнерусской архитектуры - величие, строгая пропорциональность архитектурных форм, безукоризненность строительной техники - свидетельствуют о высоком уровне мастерства строителей этого прекрасного сооружения. Величественный храм находится в самом центре монастырской усадьбы.
С 20-х годов XX века, с начала археологических исследований Елецкого монастыря продолжается спор о древности Успенского собора. Одни его строительство относят ко времени основания Елецкого монастыря, то есть к 60 - 70-м годам XI века1, другие - к 90-м годам XI века2, третьи утверждают, что он был возведен в XII веке3. На наш взгляд, наиболее убедительно исследование профессора Н. Холостенко, и окончание строительства Успенского собора следует датировать 90-ми годами XI века, временем правления в Чернигове князя Олега Святославича (1094 - 1097).
Архимандрит Иоанникий Голятовский в "Скарбнице" говорит, что "до Батыя" Елецкая церковь была покрыта оловом (оловянными таблицами). Во время татаро-монгольского нашествия она была ограблена и сожжена. Восстанавливалась в 1445 году при князе Иване Можайском. В XV - XVI веках Елецкий монастырь, как и весь Чернигов, был окружен частоколом (палями). Голятовский, опираясь на свидетельство черниговских старожилов, утверждает, что тогда на Успенской церкви было много каменных куполов (верхов), покрытых уже не оловом, а дубовыми осмоленными досками. Во время захвата и разрушения Чернигова поляками Елецкий монастырь сгорел. Более всего пострадала верхняя часть собора, которая вследствие пожара обрушилась. В 1669 - 1674 годах Успенский собор восстанавливался: был надстроен частично уцелевший барабан центральной главы, и возведены новые малые купола над средней алтарной апсидой и над хорами. Еще две главы венчали капеллу игумена и симметричный ей северный отсек храма. Иоанникий Голятовский упоминает о том, что на церковной стене был обнаружен древний план собора ("форма и диспозиция, на мури учиненая").
Как свидетельствует описание А. Шафонского, в конце XVIII века главный храм Елецкого монастыря имел пять куполов, в настоящее время сохранилось только четыре. Утрачен купол над нартексом. От него в своде нартекса видно круглое отверстие.
После восстановительных работ в 60 - 70-х годах XVII века архитектурный памятник приобрел новые черты. Теперь Успенский собор гармонично сочетает и древнерусский, и романский стили, и украинское барокко. Он принадлежит к типу трехапсидных, шестистолпных, крестовокупольных храмов и имеет своеобразные черты в планировке и архитектуре интерьера. Это замкнутый с запада на восток четырехугольник, расчлененный шестью крещатыми столбами на три нефа, завершающимися на востоке полукружиями алтарных апсид. Средний неф намного шире боковых. Стройные линии опорных столбов переходят в подпружные арки, поддерживающие центральный купол. Длина и высота собора почти одинаковы: длина - 26,57 м, высота - 26,34 м, ширина - 16,28 м4. Такая же мера была использована при строительстве Великой Успенской церкви Киево-Печерской Лавры, с которой Елецкая, по внутренней конструкции, имела большое сходство. Кладка стен выполнена с высоким мастерством. В интерьере Успенской церкви Елецкого монастыря, как и во многих древних храмах, существуют солнечные часы5.
В XVIII веке, по свидетельству А. Шафонского, Успенский собор имел пять престолов. Главный, в честь Успения Пресвятой Богородицы, устроен на том месте, где, по преданию, явилась на ели чудотворная Елецкая икона Божией Матери. С правой стороны - Архистратига Михаила Левый придел, упраздненный в 1834 году6, был в честь Рождества Иоанна Предтечи. К западной стене храма примыкают хоры с боковыми выступами по северным и южным стенам. На южном продолжении хоров, именуемом капеллой игумена, был устроен престол св. вмч. Георгия Победоносца. Под ним внизу, в юго-западной части храма, в крещальне - престол в честь Рождества Христова7. Позже тут была оборудована часовня, где часто служились молебны с акафистами, а иногда и панихиды. Внутри апсиды крещальни сохранилась, и теперь чуть видна, фреска XII века - Богоматерь-Оранта. Богородица изображена в полный рост с воздетыми к небу руками. На Ее груди благословляющий Предвечный Младенец. Иоанникий Голятовский в "Скарбнице" этот образ называет "Воплощение Христово". В своей книге знаменитый архимандрит описал такой случай, связанный с этой иконой. Во время осады Чернигова польским войском некий человек спрятал клад в Успенской Церкви под Богородичным приделом. Опустошив Елецкий монастырь, поляки нашли спрятанный клад, состоявший из медной коробки с серебряными монетами. Вернувшийся хозяин не нашел своего богатства и в припадке гнева закричал на Пресвятую Богородицу. "Почему не уберегла моего сокровища?". А "затем ударил острым орудием в лик Богоматери. Он тут же сошел с ума, начал кружиться на одном месте и "сумасшедшим был отправлен домой". Много лет спустя Черниговский полковник Демьян Игнатович приказал живописцу отреставрировать образ в часовне, но и после этого на лице Божией Матери заметна была царапина от удара.
Кроме Оранты, в результате проведенных в соборе исследований (в 1892, 1908, 1924, 1959 годах), были найдены другие фрагменты древних росписей. Над апсидой крещальни сохранилась композиция "Три отрока в пещи Вавилонской", подобная росписи на хорах Софии Киевской. Частично сохранились фрески под куполом барабана центральной главы, в откосах окна южной стены, в южной части притвора. Сохранившиеся фрагменты росписей свидетельствуют о высоком художественном мастерстве их автора8.
Иконостас Успенского собора, сгоревший от зажигательной бомбы в 1941 году, был прекрасным памятником искусства украинского барокко. Он был устроен Иоанникием Голятовским на средства Василия Дунина-Борковского, вероятней всего, в конце 70-х или в начале 80-х годов XVII века9. Иконостас Елецкого Успенского собора был подобен иконостасу Успенского собора Киево-Печерской Лавры10. В 1860 году при архиепископе Филарете Гумилевском Елецкий иконостас был реконструирован. После сильного пожара 1869 года пришлось опять ремонтировать его. Но даже после всех реконструкций, иконостас сохранял черты давно минувшей эпохи. На фотоснимках, сделанных в начале века, видно, как в едином идейно-художественном замысле объединились живопись и необыкновенно выразительная резьба. Громадная плоскость пятиярусного позолоченного иконостаса поднималась высокой стеной и выглядела как диковинная златотканая завеса. В густой резьбе преобладала своеобразная арабеска из элементов, напоминающих обломки раковин и выступающих из сочного растительного орнамента. В сплошное кружево растительных плетений и вьющихся гирлянд кое-где вставлены подсолнечники и цветы. Разделяющие иконостас колонки увиты виноградными гроздьями. В этой пышной и торжественной резьбе запечатлен дух эпохи. К южному фасаду Успенского собора по всей длине примыкает увенчанный двумя главами небольшой храм св. апостола Иакова, возведенный над могилой умершего 9 августа 1698 года Черниговского полковника Якова Лизогуба. В монастырском архиве сохранялся документ об освящении этого придела 14 сентября 1701 года11. На южном фасаде сохранилась высеченная на мраморной доске надпись:
"Зде Маков Аизогуб воин роскій, славный, Полковник Черниговскій, храбрій, добрій, давный,
Благоразумный сего града оградитель, Азов а и многих мест крепкій победитель
В тысяч шестьсот осмый год на девять десятый
Августа в девятый день в Небесный град взятый
Храма же сего над ним прещедрейшый здатель
Евфим отчих цнот, честей истый подражатель
Егда зде молитесякончить словы тыми, Христе, душу Иакова впокой со святыми".
Под надписью высечен фамильный герб. Впоследствии этот храм стал усыпальницей семьи Лизогубов. Богослужения тут совершались редко. В приделе помещались богатая монастырская ризница и библиотека с архивом монастыря, до тех пор, пока сильный пожар 21 января 1869 года не превратил все это в пепел. С тех пор монастырская ризница была скудна.
Кроме Оранты, в результате проведенных в соборе исследований (в 1892, 1908, 1924, 1959 годах), были найдены другие фрагменты древних росписей. Над апсидой крещальни сохранилась композиция "Три отрока в пещи Вавилонской", подобная росписи на хорах Софии Киевской. Частично сохранились фрески под куполом барабана центральной главы, в откосах окна южной стены, в южной части притвора. Сохранившиеся фрагменты росписей свидетельствуют о высоком художественном мастерстве их автора.
Петро-Павловская церковь была построена на средства В.Дунина-Борковского архимандритом Иоанникием Голятовским, о чем он сам упоминает в "Скарбнице": "Побожный Василий Дунин-Борковский, полковник его царского величества в запорозком войску Черниговский, поставил цегельню и робил цеглу коштом и старанием своим для засклепеня церкви Елецкой и для мурованя трапезы в монастыру Елецком". При этом произошел чудесный случай, так же описанный в "Скарбнице" знаменитым Елецким архимандритом. "Трапезу и ведле трапезы церков святых верховных апостолов Петра и Павла в монастыру Елецком року 1676, когда муровано и на фундамент землю копано, выкинули з глубокого рову наверх роботники з землею вылляный з олова невеликий образ круглый воплощения Христова, где Пресвятая Богородица руки до неба подносит и Христа в животе своем з благословячими руками носит з надписом: МР, ФУ. И той образ оловяный землею были присыпали, але Пресвятая Богородица в монастыру своем Елецком свой образ людям объявила, бо ветер гвалтовный развеял и дожч великий землю тую рознес и наверху земли знайденый монахами елецкими образ воплощения Христова".
Трапезная церковь была выстроена прямо против Успенского собора с западной стороны.
Руины, духовной консистории (современное фото) Филарет Гумилевский в 1861 году перенес Петро-Павловский храм в большой зал настоятельских покоев. В переоборудованном здании монастырской трапезы и трапезного храма разместили Черниговскую духовную консисторию. В 1920 - 1930-е годы в одной из комнат полуразрушенного здания бывшей консистории ютилась бондарская мастерская. Отечественная война окончательно свела счеты с беззащитным памятником архитектуры. Сегодня спешащий на службу Божию по узкой монастырской дорожке богомолец, да и всякий посетитель обители, обязательно увидит на своем пути разрушенные стены трапезного храма, толщиною в добрые полтора метра. Это останки сраженного прогрессом богатыря, это памятник вандализму двадцатого столетия. Петро-Павловский же храм и теперь благополучно существует в том самом помещении, куда перенес его еще Преосвященный Филарет Гумилевский. Храм составляет одно целое с каменным корпусом, возведенным в 1811 году на самом краю монастырской горы. Некогда в этом корпусе с мезонином были настоятельские покои, теперь - монашеские келии, а на первом этаже - мастерские. Петро-Павловская церковь имела продел во имя св. Димитрия Ростовского, предназначенный для учеников Черниговского духовного мужского училища, где по воскресным и праздничным дням совершалась ранняя литургия. Но после того, как в 1883 году при училище была освящена домовая церковь святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, богослужение в приделе св. Димитрия совершалось в храмовой праздник, а зимой в воскресные дни - ранняя литургия. После революции и Петро-Павловская, и Дмитриевская церкви были закрыты. В них устроили казармы для красноармейцев. Во время немецкой оккупации образовалась Дмитриевская община, и был открыт Дмитриевский храм12. Сейчас этот придел не существует.
Здание Петро-Павловского храма, частично разрушенное во время войны, при восстановлении было основательно перестроено. Летом 1992 года Петро-Павловская церковь была вновь освящена, и в ней прошли первые, после длительного перерыва, богослужения.
С северо-восточной стороны монастыря находится надвратная, восьмигранная в основании, колокольня. Высота ее 36 м. Построенная в 1670 - 1675 годах, она могла выполнять и оборонительные функции. Монастырь со всех сторон был окружен естественными преградами - глубокими оврагами и крутым склоном со стороны Лесковицы. Единственный доступ к монастырю существовал только с северо-восточной стороны. Ворота колокольни, именуемые прежде святыми, выходят непосредственно на Елецкую улицу (ныне Белинского), которая соединяет монастырь с "Валом". До революции эти ворота были расписаны: в верхней части находилось изображение иконы Елецкой Божией Матери, а под ней на створах ворот были запечатлены два святителя, некогда подвизавшиеся в стенах Елецкой обители, - Феодосии, архиепископ Черниговский и Димитрий, митрополит Ростовский. Во-втором и третьем этажах колокольни находятся довольно обширные помещения, в которых хранился архив Черниговской духовной консистории. На нижнем ярусе имеется небольшое темное помещение, служившее когда-то монастырской тюрьмой.
Колокольня в Елецком монастыре, по-видимому, была еще в древние времена. По крайней мере, ее существование в XVI столетии не вызывает сомнения. Со слов черниговских старожилов Иоанникий Голятовский в "Скарбнице" сообщает, что в монастыре "трапеза и звонница од реки Десны была". Следовательно, она находилась где-то на краю Болдиной горы. Голятовским же упоминается интересный случай, связанный с великим колоколом, висевшим на двух столбах в монастыре. Несмотря на то, что в польское нашествие на Черниговщину в начале XVII века колокол этот "взяти мнозству людей не дался, из мисца не могли жадною мирою того звона порушити", ко времени настоятельства Голятовского его уже не было в Елецком монастыре.
Для вновь возведенной колокольни, конечно, изготовлялись и новые колокола. В 1786 году архимандритом Иерофеем Малицким из доходов монастыря был отлит колокол в 160 пудов13. Большинство колоколов, изготовленных в XVIII - XIX веках, представляли значительную историко-культурную ценность. Однако ни этот факт, ни предсмертный стон сброшенных с колокольни и разбитых колоколов, не остановил тех, кто их уничтожал в 20 - 30-х годах XX века14.
Вблизи колокольни расположен игуменский корпус - старейшая из сохранившихся на Левобережной Украине кирпичная жилая постройка, возведенная в конце XVI - начале XVII века на месте разобранных деревянных келий. Во время восстановительных работ 1670 - 1680 годов корпус был значительно перестроен15. Небольшое одноэтажное сооружение состоит из трех частей, к одной из которых - центральной, примыкают перпендикулярно две другие, образуя Н-образное в плане здание. Фасады его украшены сложным декоративным карнизом.
Большой корпус восточных монашеских келий - типичное сооружение в стиле украинского барокко XVII - XVIII веков. Прямоугольное в плане здание длиной 71 м имеет шесть больших квадратных комнат, крайняя из которых вплотную примыкает к Петро-Павловскому храму. Каждую смежную пару комнат разделяют небольшие продолговатые сени. Окна украшают каменные наличники, объединяющие сразу три окна. Главный фасад украшен карнизом. Пять однообразных порталов, чередующихся со строенными окнами, усиливают протяженность низенького, как бы распластанного, корпуса.
Юго-западные келии - старинный каменный корпус, подобный тому, в котором расположены восточные келий. Когда-то в этом здании была келия казначея. Теперь в одном из помещений оборудована сестринская трапезная с кухней. К ней примыкает каменный корпус, где находятся хозяйственные помещения с погребами.
Весь комплекс Елецкого монастыря в конце XVII века был обнесен кирпичной оградой, высота которой доходила до 4 м, а общая длина равнялась 1 км. Снаружи она была оштукатурена и украшена карнизом с пилястрами. Ограда придавала завершенность всему архитектурному ансамблю Елецкого монастыря. В советское время ограда местами была полностью разрушена, а большая ее часть находилась в полуразрушенном состоянии. Теперь, когда монастырь опять действует, она ежегодно ремонтируется. Для полного восстановления ограды нужны значительные средства.
На запад от колокольни, в монастырском саду, стоит небольшой деревянный домик, именуемый келией свв. Феодосия и Димитрия. Как гласит предание, он был построен по распоряжению Феодосия Углицкого в 1688 году. Подтверждением тому служит надпись, вырезанная на потолочной сосновой балке (матице) в большой комнате: ПРИ ФЕWДО УГЛИЦ АХЕ РО АХПИ. Опять же, согласно преданию, свт. Димитрий Ростовский, будучи Елецким архимандритом, оборудовал в этом домике себе келию. И в последующие времена в нем жили настоятели Елецкой обители, а после устройства для них на склоне Елецкой горы настоятельских покоев в 1811 году, в домике стали жить наместники. В 1892 году Преосвященным Сергием (Соколовым) в нем была открыта иконописная школа. В большой комнате устроена часовня, в которой постоянно читалась Псалтирь, и после поздней обедни совершался молебен обоим святителям, а в воскресные дни молебен совершал сам Преосвященный настоятель.
В одной из комнат хранились старинные ценные книги, документы, священные предметы и вещи, относящиеся ко времени святителей Феодосия и Димитрия. Их всегда показывали паломникам. мВ 1920-х годах, в период богоборческого разгула советской власти, домик-келию хотели разрушить. "Пусть лучше погибнет исторический памятник, чем сохранится память о Феодосии Углицком", - заявляла местная власть16. Домик чудом уцелел, сохранена и память о Черниговском святителе в любящих и верных сердцах. Богоборческая власть же превратилась в пыль...