GOROD.cn.ua

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь First Previous Next Last

Черниговский Елецкий свято-успенский женский монастырь

В СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ

Преподобный Лаврентий Черниговский
    Схиархимандрит Лаврентий (Лука Евсевиевич Проскура) родился в 1868 году в с. Карыльское Кролевецкого уезда Черниговской губернии (теперь Сумская область). Семья была крестьянская и многодетная21. После ранней смерти отца мальчику приходилось наравне со старшими выполнять тяжелую крестьянскую работу. Трудолюбивый и послушный ребенок оказался очень способным к учебе. В тринадцать лет, окончив начальную земскую школу, Лука был оставлен помощником учителя. Регулярно посещая церковь, мальчик в совершенстве овладел богослужебным уставом. Незаурядные музыкальные способности позволили ему самостоятельно руководить детским хором.
    Стремление к монашеской жизни у Луки появилось еще в юности, возможно, во время паломничества на Афон. Некоторое время молодой подвижник управлял церковным хором в родном селе, а затем в г. Коропе. Вскоре, по приглашению настоятеля, Лука был зачислен в Пустынно-Рыхловский Свято-Николаевский мужской монастырь на послушание регента и псаломщика. По указу Черниговского епископа Антония (Соколова) в сентябре 1905 года одаренный регент был переведен в Черниговский Троицкий архиерейский дом для управления хором22. До переезда на новое место Лука сподобился чудесного видения во сне Лика Царицы Небесной, благословляющей его с паперти храма. Когда он приехал в Чернигов и впервые вошел в Троицкий собор, то с изумлением узнал в Ильинской иконе Богоматери явившийся ему Лик. (Эта чудотворная икона сейчас находится в Елецком монастыре). 9 марта 1912 года Лука был пострижен в монашество с именем Лаврентий, через два года рукоположен в иеродиакона. В сан священника его возвел епископ Пахомий (Кедров) в Елецком монастыре 28 августа 1916 года23. Вскоре Лаврентий стал игуменом, а в 1928 году возведен в сан архимандрита В 1923 году он был тайно пострижен в схиму Лаврским схиигуменом Гавриилом. На регистрационной карточке служителей культа в графе "К какому церковному течению себя причисляете?", батюшка Лаврентий в 1924 году исповеднически написал: "К Православной Вселенской Единой Святой Соборной и Апостольской Церкври"24.
    После закрытия Троицкого монастыря Лаврентий некоторое время жил в небольшом домике одной благочестивой вдовы (этот дом сохранился до нынешних дней: ул. Г.Успенского, 38). Богослужения совершались в Ильинском храме. Здесь батюшка продолжал управлять хором. Когда закрыли и эту церковь, преподобный усилил пост и молитву, проливая слезы за весь мир. Задолго до начала второй мировой войны он предсказывал, что грядут страшные испытания и бедствия, прольется много крови. "За то, что все делается не по закону, да в церковные праздники, то все стрясется и сгорит, а потом вновь откроют монастыри, и люди будут каяться и молиться, и Господь, по своей милости, даст немного времени, чтобы пополнить спасающимися число свидетелей Божиих, разоренное отпадением части ангелов", - говорил св. Старец25.

Домик, где прп. Лаврентий жил и подвизался в годы лихолетья
    Во время Великой Отечественной войны стали открываться храмы и обители. Вначале думали открыть Елецкий монастырь, но о. Лаврентий сказал, что Царица Небесная указала иное место - Троицкую обитель. Летом 1941 года преподобный собрал своих монашествующих чад и на месте Черниговского Троицкого мужского устроил женский монастырь. В тяжелых условиях приходилось восстанавливать обитель, но уже на Пасху 1942 года служили в Троицком соборе. Под благодатным окормлением духоносного подвижника собралось около семидесяти сестер. Народ со своими скорбями и болезнями съезжался отовсюду к Батюшке, который обладал даром прозорливости. По святым молитвам Лаврентия совершалось множество чудес, о чем свидетельствуют матушки, которые жили тогда в Троицком монастыре и удостоились быть духовными чадами Черниговского Старца. (Среди них и нынешняя настоятельница Елецкого монастыря игуменья Амвросия).
    Преподобный Лаврентий много пророчествовал о последних временах. "Будет война, - предсказывал святой, - где она пройдет, там людей не будет. А перед этим Господь слабым людям пошлет небольшие болезни, и они умрут. А при антихристе смерти не будет. И война третья Всемирная уже будет не для покаяния, а для истребления... И будут драться, и останутся два или три государства решат: "Давайте изберем одного царя на всю вселенную". И изберут... Антихрист будет короноваться как царь в Иерусалимском храме с участием духовенства и патриарха... Своих людей он будет "штамповать" печатями. Будет ненавидеть христиан. Начнутся последние гонения на душу христианскую, которая откажется от печати сатаны. Сначала начнутся гонения на Иерусалимской земле, а потом по всему миру прольется последняя кровь за Христа. Печати будут такие, что сразу видно будет, принял человек, или нет. Из вас, чада мои, многие доживут до этого страшного времени", - с грустью заключал Батюшка26.
    Любовь к людям у него была необыкновенная. Отец Лаврентий часто со слезами сокрушался: "Полна бездна людских душ... Все бесы повылазят из бездны и будут в людях, которые не будут ни креститься, ни молиться, а только убивать людей. Бесы будут стараться как можно больше людей прельстить этим грехом".

Батюшка Лаврентий с монахинями и священнослужителями Троицкого монастыря(фото военных лет)
    Недолго о. Лаврентий пожил в Троицком женском монастыре. К осени 1949 года он совсем ослаб телом, но не пропускал ни одной службы. Во время предсмертной болезни Батюшка каждый день приобщался Святых Тайн. А на Крещение Господне 19 января 1950 года в четверг в 21 ч. 45 мин. Старец почил для вечной жизни. Только через 40 суток его благоуханное тело было погребено в усыпальнице Троицкого собора рядом с гробницей архиепископа Филарета (Гумилевского). Чудеса и исцеления от его могилки послужили поводом открытия мощей и прославления схиархимандрита Лаврентия (Проскуры) в лике святых 22 августа 1993 года. Святые и многоцелебные мощи преподобного ныне почивают в Черниговском Троицком кафедральном соборе.
    После выхода декрета Совнаркома о национализации церковного имущества, здания Елецкого монастыря были сданы в аренду. Представители Черниговского Епархиального управления на условиях и на срок, установленные по соглашению с Губоткомхозом, 20 апреля 1923 года взяли в арендное пользование здания Елецкого монастыря: дом с домовой Петро-Павловской церковью (архиерейский дом), восточные кельи, домик св. Феодосия, настоятельский корпус, сараи, гаражи, гостиницу (бывшие спальные корпуса для учащихся мужского духовного училища). В 1924 году Успенский собор был передан Черниговскому музею27. В помещении бывшей духовной консистории располагалась бондарная мастерская. Некоторые помещения Елецкого монастыря до 12 октября 1926 года были заняты Управлением 7-й дивизии под склад. Епархиальное управление обновленцев, пользуясь монастырскими постройками до октября 1927 года и получая прибыль от арендаторов, ремонтом помещений не занималось. Комиссия из членов Горсовета и Госмузея 7 января 1928 года обследовала усадьбы бывшего Елецкого монастыря и констатировала аварийное состояние монастырских помещений, вследствие чего на основании декрета ВУЦИКа от 19 апреля 1922 года "сочла целесообразным передать всю усадьбу Госмузею"28. Учитывая большое историко-культурное значение Елецкой Успенской церкви, Совнарком УССР объявляет Успенскую церковь вместе с колокольней и оградой историко-культурными памятниками всеукраинского значения и передает их на содержание госбюджета29.
    Без заботливого и попечительного хозяина постройки Елецкого монастыря начали разрушаться, чему способствовали и местные жители, разобравшие в 1935 году часть монастырской ограды по ул. Подмонастырской (ныне Л.Толстого).
    В 1928 году Черниговский госмузей передал здание бывшей духовной консистории в усадьбе Елецкого монастыря в ведение местной "окрсільгоспспілки", с условием, что она будет проводить ремонт помещений30. В это время келий Елецкого монастыря были заняты учебным железнодорожным комбинатом. В начале 1930-х годов владельцем монастырской усадьбы стал учебно-строительный комбинат. Новые хозяева довели здания и помещения монастыря до катастрофического состояния, о чем свидетельствовала Киевская инспекция по охране памятников31.
    Разрушительным смерчем прошла советская власть по церковным древностям Чернигова. К началу Великой Отечественной войны в городе не было ни одной действующей православной церкви, был закрыт и католический костел. Из всех культовых сооружений в Чернигове по назначению использовались только две синагоги32.
    Огромный ущерб архитектурному ансамблю Елецкого монастыря был нанесен немецко-фашистскими захватчиками во время оккупации Чернигова 1941 - 1943 годов. На территории монастыря стояла войсковая часть вражеской армии. Успенский собор был превращен фашистами в конюшню33. В 1942 году оккупационной властью было разрешено образовать религиозную общину, которая открыла на территории Елецкого монастыря Димитриевскую церковь. В других монастырских зданиях резмещались немецкие склады, а Петро-Павловская церковь служила, оккупантам мастерской по ремонту техники34. После того, как в 1942 году к Чернигову приблизились партизаны, и подпольщикам удалось вынести из монастырских пещер, где было спрятано оружие, 12 винтовок и 1 пулемет, немцы свои станки поспешно демонтировали и вывезли.
    На протяжении военных лет в Елецком монастыре были полностью разрушены западные кельи (бывшая гостиница), здание бывшей духовной консистории, а также северный палатный корпус (XVI - XVII вв.). После исследования этого старинного здания в 1957 году Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии строительства и архитектуры СССР началась его реставрация. Были восстановлены стены, деревянная крыша, дверные и оконные проемы, а также изразцовые печи в стенах сеней. Одна, из зеленых рельефных изразцов XVI века, - в восточной комнате центральной части корпуса, другая, из белых расписных изразцов XVII века, - в южной комнате восточной части корпуса. Реставрация памятника выполнена по проекту архитектора И. Ильенко36. В 80-х годах в здании размещалось Общество охраны памятников. Теперь тут игуменский корпус.
    Петро-Павловская церковь при восстановлении в 1943 - 1947 годах была перестроена и приспособлена под театр. В 50-х годах тут размещался драмтеатр им. Т.Г. Шевченко, позднее - театр юного зрителя, филармония, ЗАГС и до 1992 года - спортивный клуб "Динамо". В просторном обеденном зале, примыкающем к церкви с западной стороны, располагалась библиотека им. В.Г. Короленко с читальным залом, а позже на некоторое время сюда был перенесен областной архив. От военных операций гитлеровских захватчиков очень пострадали юго-западные корпуса, где до революции находились келия казначея и монастырские кладовые. В уцелевших помещениях этого здания в 1980-х годах размещался участок межобластных реставрационных мастерских.
    В домике св. Феодосия после войны жили семьи, а позже размещался художественно-рекламный комбинат Управления культуры.
    После войны в главном монастырском соборном Успенском храме, в южном приделе, где имелись фрески, хранили соль37, разрушительно напитавшую стены. Потом древняя Черниговская святыня была превращена в склад запчастей и металлолома. В 1961 - 1962 годах Успенский собор с колокольней реставрировался межобластной специальной научно-реставрационной производственной мастерской № 3.
    После вынужденного семидесятилетнего перерыва Елецкий Свято-Успенский монастырь с 1992 года возрождается как женский.