После февральского переворота 1917 года образовавшееся Временное правительство России начало проводить антицерковную политику, делая первые шаги ко "вневероисповедному государству". Ввиду того, что в школах запрещалось изучение Закона Божия, все церковно-приходские школы были переданы в ведение Министерства народного просвещения. Попытки Синода Русской Православной Церкви убедить новую власть отменить принятые антицерковные законы оказались безуспешными: временное правительство было исполнено решимости "уничтожить те нити, которые мешают новому строю стать внеконфессиональным"1.
В Чернигове 9 марта 1917 года, как сообщали местные газеты, состоялось празднование народной свободы2. После Божественной литургии в кафедральном соборе епископ Стародубский Пахомий зачитал манифест об отречении Николая II и князя Михаила Александровича от престола, а также обращение к населению главнокомандующего юго-западным фронтом генерала Брусилова, после чего Преосвященным была произнесена речь, в которой он выразил надежду на успешное созидание всех сфер деятельности Церкви в новых условиях жизни общества. Но приобретенная "свобода" скоро становится средством. Для сведения счетов со "старой жизнью". 24 марта, после очередного заседания в Синоде, из Петрограда в Чернигов возвратился архиепископ Черниговский и Нежинский Василий (Богоявленский). К тому времени в городе против него была развернута кампания, инициатором которой был, по-видимому, вновь образованный комитет объединенного Черниговского духовенства3. В день Входа Господня в Иерусалим, 26 марта, по распоряжению Губернского исполнительного комитета, архиепископ Василий был арестован и через два дня отправлен в Петроград. Во временное управление Черниговской епархией вступил 1-й викарий, Преосвященный Пахомий, епископ Стародубский4.
Летом и осенью в Черниговской епархии стал набирать силу церковный сепаратизм, поощряемый Киевской Центральной Радой5, которая по сути была социалистической, а главные ее политические деятели вообще относились к Церкви враждебно6.
В 1918 году, во время Гетманата Павла Скоропадского, политика власти по отношению к Церкви несколько улучшилась. Черниговский епископ Пахомий (Кедров), бывший настоятель Елецкого монастыря и викарный епископ, принимал активное участие в работе Киевского церковного Собора (1918), на котором происходили выборы Киевского митрополита и решался вопрос о статусе Украинской Православной Церкви7. Черниговский Елецкий монастырь в это время еще действовал, о чем свидетельствует рапорт наместника обители иеромонаха Игнатия епископу Пахомию "о приходе-расходе и остатке неокладных экономических сумм"8. В январе 1919 года Чернигов захватили части Красной армии, в городе начался террор. С 12 октября по 6 ноября 1919 года Чернигов был в руках деникинцев, на территории Елецкого монастыря находился штаб белогвардейских частей. После очередного и теперь окончательного захвата города большевиками в ноябре 1919 года, возобновились репрессии против населения.
Документов о существовании монастыря в первой половине 1920 года не обнаружено. Вероятно, к этому времени большевистская власть уже закрыла древнюю обитель. Многие черниговские священнослужители и монахи были репрессированы. По свидетельству очевидцев, когда однажды очередную партию ссыльных заталкивали в поезд, из вагонов раздавалась громогласная песнь "Тебе Бога хвалим, Тебе Господа исповедуем". Находящиеся на перроне люди в слезах опускались на колени и молились за новомучеников.
Уже 27 июля 1920 года вышло постановление заседания президиума Губис-полкома о передаче Елецкого монастыря Губчека "для организации там концентрационного лагеря"9. В каких масштабах был организован концентрационный лагерь на территории святой обители, документальных сведений не сохранилось, а из устного предания известно, что заключенных содержали в пещерах под Петро-Павловской церковью.
Согласно изданной в России 30 августа 1918 года большевиками "Инструкции к декрету об отделении церкви от государства", духовенство лишилось права управлять церковным имуществом. "Двадцатки" мирян признавались единственным видом общественных объединений, правомочных получать от государства в аренду культовые здания и прочее церковное имущество10. 12 июня 1921 года Черниговским Губис-полкомом была зарегистрирована Елецкая религиозная община.
Голод 1921 - 1922 годов дал повод большевикам совершить следующее свое злодеяние. Патриарх Русской Православной Церкви Тихон еще летом 1921 года обратился с посланием к главам христианских Церквей (православным патриархам, римскому папе, архиепископу Кентерберийскому и епископу Йоркскому) с призывом во имя христианской любви произвести сборы денег и продовольствия и выслать их умирающему от голода населению Поволжья. Святейшим был основан "Всероссийский общественный комитет помощи голодающим", начался сбор пожертвований. Но вскоре власти закрыли эту церковную организацию, а все собранные Церковью денежные суммы отобрали. Тогда Патриарх разрешил церковно-приходским советам и общинам жертвовать на нужды голодающих драгоценные церковные украшения и предметы, не имеющие богослужебного употребления, о чем оповестил православное население 19 февраля 1922 года особым воззванием11. С призывом к Черниговской пастве о помощи голодающим обратился и епископ Пахомий12. Однако уже 23 февраля ВЦИК издал кощунственный декрет об изъятии из храмов всех церковных ценностей, в том числе и священных сосудов и прочих богослужебных церковных предметов. Грубое и бесцеремонное исполнение этого декрета местными властями часто заканчивалось кровавыми столкновениями. "30 марта 1922 года, - писала газета "Красное знамя", - комиссия приступила к изъятию ценностей из Елецкого монастыря. Здесь комиссия наткнулась на косность монахов и членов правления монастырской общины. Последняя располагает большим количеством ценностей, а торговалась из-за каждого лота серебра, как на базаре. Тонкий дипломатический подход: правление общины, услышав о возможном изъятии ценностей, сама "добровольно" выделила из имеющихся у них несколько пудов серебра 13 фунтов", думая этим проявить свои "благородные гражданские чувства"13. А месяцем позже в таком же язвительном духе газета сообщила об изъятии церковных ценностей по городу и губернии. В том числе из Елецкого монастыря 5 мая 1922 года было изъято: 34 фунта 19 золотников** серебра, 11 фунтов серебряных изделий14. В секретном рапорте старшего инспектора Военно-административного отделения Р.К. Инспекции Пантелеймонова в НКРКИ в г. Харьков от 16 мая 1922 года сообщалось, что "в г. Чернигове ценности изъяты из 9-ти церквей и 2-х монастырей, 1 -го костёла и 6-ти синагог. Всего в г. Чернигове собрано, взвешено, оценено, упаковано и приготовлено к отправке 31 п. 39 ф. 75 зол., серебра, 3 ф. золота и 3 митры с драгоценными камнями, всего на сумму 65342 золотых рубля; кроме того еще не разобрано около 15-ти пудов серебра. По всей же губернии изъято до 150-ти пудов ценностей. Ценности комиссией будут отправлены в ЦК Помгол"15. В результате этой варварской акции навсегда погибло огромное количество культурно-исторических ценностей. Серебряные и позолоченные оклады, ризы, церковная утварь XVII - XIX веков - все это было превращено в лом. По свидетельству работников Черниговского губмузея, при упаковке ценнейшие предметы старины из экономии места разламывали и грубо запихивали в ящики16.
* 1 фунт = 409, 51241 г.
** 1 золотник = 4, 266 г.
Старинные ткани перекраивались, из священнических риз шили театральные костюмы, церковные помещения превращали в мастерские.
Уже упомянутая газета "Красное знамя" сообщала, что со стороны населения были протесты против изъятия церковных ценностей. В Мене, например, жители побили члена комиссии. Летом и осенью 1922 года в Чернигове состоялось несколько судебных процессов над церковнослужителями и прихожанами, обвиняемыми в сокрытии ценностей. В декабре черниговские газеты информировали о состоявшемся 30 ноября судебном процессе над епископом Черниговским и Нежинским Пахомием17.
В Чернигове, как и в других городах, шла война с колоколами, которые безжалостно уничтожались по постановлению местных властей. Колокольный звон запрещался под тем предлогом, что "он мешает слушать радио и оскорбляет религиозные чувства нехристиан"18. Пагубная волна богопротивного обновленчества, на гребне которой в 20-х годах возникла так называемая "живая церковь", прокатилась по нашему многострадальному Отечеству, захлестнув и Черниговское духовенство. Некоторые бывшие православные пастыри, свернув с узкого пути исповедничества на широкий путь "прогрессивной церкви", занявшей в 1922 году господствующее положение в стране, увлекали за собой "неразумное стадо".
На заседании Черниговской окружной ликвидационной комиссии по отделению Церкви от государства 16 августа 1923 года было принято постановление о создании комиссии из представителей окрисполкома для ревизии имущества, находящегося в ведении Елецкой религиозной общины19. После ревизии имущества договор Елецкой общины с Черниговским окрликвидкомом 22 августа 1923 года был расторгнут, "ввиду укрывательства членами общины имущества и хаотического ведения последнего"20. Виновных в укрывательстве решено предать суду, а молитвенные дома и церковное имущество передать вновь организованной группе обновленцев и под ответственность двадцатки.
Все имущество историко-художественного значения, находящееся в Елецкой общине и состоящее на учете Губархива и Губмузея, предложено изъять. А имущество, не занесенное в опись, оставить на хранение двадцатке обновленцев. Но вовсе не для служения Богу в подвиге поста и молитвы, не для добрых дел собралась новая "прогрессивная" Елецкая религиозная община. Ее председатель, некто Ф. Бойко, забыв страх Божий и заповедь любви, возбуждает уголовное дело против членов бывшей Елецкой религиозной общины ввиду того, что им обнаружена в ризнице монастыря эмалированная рамка-дощечка, свидетельствующая о том, что частица мощей св. Димитрия Ростовского от "длани десной руки" хранится в серебряном ковчежце, между тем как в описи, представленной бывшей религиозной общиной таковая значится не серебряной, а бронзовой. Выслуживаясь подобными доносами перед большевистской богоборческой властью, "живисты" захватывали храмы, ранее принадлежавшие православным. Большинство действующих церквей Чернигова в 20-х годах оказалось в руках общин "прогрессивной обновленческой синодальной церкви" и "автокефальной славянской церкви Украины". Чистоту православного вероучения сохраняла Троице-Павловская религиозная община, одним из членов которой был и Лаврентий Проскура (преподобный Лаврентий Черниговский).