РОЛЬ ЛАЗАРЯ БАРАНОВИЧА В УКРАИНСКО-РОССИЙСКИХ ОТНОШЕНИЯХ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XVII В.
И. В. ВЕРБА (Киев)
В насыщенных драматизмом исторических событиях на Украине второй половины XVII в. заметное место принадлежит черниговскому архиепископу, писателю, политическому, церковному и культурному деятелю Лазарю Барановичу.
Это было время, когда царская Россия навязала Украине неравноправные государственно-политические договоры и стремилась сначала ограничить, а со временем и ликвидировать украинскую государственность.
Как нам представляется, активная деятельность Лазаря Барановича проходила в двух направлениях: с одной стороны, способствовала усилению позиций царизма на Украине в сфере государственных отношений с целью прекращения междоусобной борьбы и водворения спокойствия, а с другой - ограничивала вмешательство московской патриархии в суверенные права украинской автономной православной церкви. То, что такая опасность реально существовала, черниговский архиепископ мог наблюдать со времен гетманства Богдана Хмельницкого, когда началось первое и неудачное наступление царизма на права автономной религиозной организации Украины.
Анализ внутреннего и внешнего положения Украины в середине XVII в., когда была создана в ходе освободительной борьбы 1648-1654 гг. украинская государственность, дал повод Лазарю Барановичу одобрительно отнестись к акту государственного объединения Украины и России и, впоследствии, всячески защищать решения Переяславской рады 1654 г. Баранович выступил как поборник укрепления связей Украины и России.
Решающее значение в борьбе народа Украины против иноземных захватчиков Л. Баранович придавал реальной помощи со стороны Российского государства, заявляя, что вместе "нихто их звитяжити не может". Вместе с тем, отстаивая принцип сильной централизованной государственной власти воплощением которой в тех условиях было российское правительство, Лазарь Баранович не видел нарастания на Украине национально-освободительного движения против царизма, представителями которого выступали козацко-крестьянские массы, поддерживающие политику гетманов Ивана Выговского и Петра Дорошенко.
Неправильное понимание роли и функций представителей царской администрации на Украине не дало Л. Барановичу возможности увидеть в борьбе гетмана И. Выговского рационального зерна в деле отстаивания независимости украинского государства. Более того Лазарь Баранович стал инициатором создания группы высшего православного духовенства в составе И. Гизеля, И. Галятовского и других, которые официально заклеймили борьбу гетмана И. Выговского против царской России. По нашему мнению, побудительным мотивом, толкнувшим Лазаря Барановича на такие действия, была угроза реставрации на Украине униатства которое неизбежно возродилось бы ибо как известно, И. Выговский при отстаивании автономных прав Украины опирался на поддержку Речи Посполитой. Совсем другой характер, как нам думается, носила борьба Лазаря Барановича против деятельности гетмана Правобережной Украины П. Дорошенко.
Последний поставил себе целью объединить Украину в одно целое и в своей политике опирался на поддержку султанской Турции. Осуществление благородной цели гетмана все же не было до конца продуманным: пришедшие на помощь ему орды татар и турок разоряли украинские земли, требовали как плату за поддержку вывод с Украины новых партий невольников.
Все это хорошо видел Л. Баранович. Поэтому он одним из первых высших священнослужителей выступил с проповедью "покорности Москве" и активно поддержал деятельность российских войск воеводы Г. Ромодановского против гетмана П. Дорошенко. В действиях российского правительства на Украине он видел гарантию спокойствия. В то же время, Лазарь Баранович вместе с представителями казацкой старшины выдвинул царской власти ряд требований: вывода воевод из больших украинских городов и возвращения к нарушенным российским правительством статьям Богдана Хмельницкого. Вывод воевод был, несомненно, всеобщим желанием украинского населения.
О той роли, которую в этом вопросе играл Л. Баранович, доносил в Москву и воевода Б. Шереметьев, описывая, что такой влиятельный человек на Левобережной Украине, как черниговский архиепископ, настаивает, чтобы "русских" людей не было в городах Украины. Политику поддержки российского правительства Л. Баранович проводил с твердостью, отстраняя от должности тех представителей духовенства, которые поддерживали П. Дорошенко. Так, например, он лишил церковного поста нежинского протопопа Симеона Адамовича, отобрав у него и земельные пожалования. Так же он действовал и впоследствии с согласия гетмана Левобережной Украины И. Самойловича.
Одобряя действия правительства России как гаранта стабильности украинской государственности, Лазарь Баранович активно выступал против зависимости духовной власти от светской. Он хорошо понимал, что с подчинением автономной украинской православной церкви Московской патриархии, которая была атрибутом российского самодержавия, украинская церковная жизнь не будет иметь перспектив дальнейшего развития.
Поэтому он поддерживал усилия Б. Хмельницкого по отстаиванию интересов украинской церковной автономии и, напротив, клеймил позором деятельность тех гетманов (Ю. Хмельницкого, И. Брюховецкого, И. Самойловича), которые позволяли российскому правительству вмешиваться в дела украинской церкви. Особенно его негативное отношение проявилось в оценке деятельности гетмана И. Самойловича, который позволил подчинить украинскую автономную православную церковь российскому патриарху в 1686 г.
Это, по его мнению, был роковой шаг.
Ибо с утратой такого мощного идеологического аппарата, которым была православная церковь на Украине, Гетманщина потеряла одну из черт своей государственности.
Эти события и последовавшее за ними подписание в 1686 г. "Вечного мира", по которому Россия и Речь Посполитая официально закрепили раздел Украины на две части - Левобережную и Правобережную, - поставила Лазаря Барановича в оппозицию к государственной и духовной власти Российского государства.
Он ясно увидел, что политика царского правительства направлена на превращение Украины в одну из провинций России. В этот период своей деятельности Лазарь Баранович активно поддержал позицию церковного просветителя Сильвестра Медведева, открыто выступавшего против первосвященника России Патриарха Московского Иоакима, совершившего отход от церковных ритуалов и применявшего силовые приемы в поисках истины.
Такая позиция Лазаря Барановича, широко известного в церковных кругах человека, сильно подрывала авторитет официальной церкви. В сентябре 1688 г. Л. Баранович получил прямой приказ Иоакима обличить С. Медведева и поддержать точку зрения Патриарха.
Баранович отказался, объясняя свою позицию тем, что в Киевской коллегии давно уже учат по Медведеву, причем и в "Литосе" Петра Могилы изложено то же учение.
Эта полемика продолжалась длительное время, пока в ноябре 1689 г. Иоаким не вырвал силой у Лазаря Барановича отречения от истины под угрозой вселенского осуждения, да и то лишь после того, как лишил его права участвовать в богослужении.
Таким образом, мы видим, что роль Лазаря Барановича в украинско-российских отношениях была весьма значительна, от его позиции часто зависело решение важных вопросов политической и церковной жизни на Украине, вошедших в историю второй половины XVII века.