ПЕЧАТИ ЧЕРНИГОВСКИХ ЕПИСКОПОВ XI-XII ВВ.
В. П. КОВАЛЕНКО (Чернигов), А. А. МОЛЧАНОВ (Москва)
Сфрагистические материалы древнего Чернигова, еще недавно представленные лишь несколькими единичными моливдовулами, за последнее десятилетие пополнились интересной серией свинцовых булл древнерусского и византийского происхождения и пломб дрогичинского типа. Она составилась в результате раскопок и случайных находок в разных местах на территории древнего Чернигова (В. П. Коваленко, А. А. Молчанов, 1989). Ряд подобных находок получен в ходе исследований и на других древнерусских памятниках Подесенья (Новгород-Северский, Случевск, Сосница, Листвен, Шестовица, устье р. Десны). Это позволяет не только существенно расширить представления о распространении практики скрепления актов высшими феодалами и бытования самих таких актов в Древнем Чернигове по сравнению с тем, как это представлялось. До сих пор в отношении употребления булл местными князьями из числа потомков Святослава Ярославича (В. Л. Янин, 1970), но и выделить ряд неизвестных ранее типов булл.
Среди последних заметный интерес представляют несколько моливдовулов, связываемых с черниговскими епископами XI- XII вв.
Одна из них (диаметр 17-18 мм) происходит из серии случайных находок начала 1980-х гг. на черниговском Подоле. На лицевой стороне ее помещено погрудное изображение св. Иоаіна Предтечи, на оборотной - четырех или пятистрочная (окончание надписи не сохранилось) русская надпись: "ГИ (ГОС ПОДИ) ПО-МОЗИ (Р) - АБУ СВ(О) - (Е)МУ И -...". В типологическом, стилистическом и палеографическом отношения данная булла очень близка некоторым печатям Владимира Всеволодовича Мономаха с русской благопожелательной легендй (В. Л. Янин, 1970, т. 1, № 110), нижняя дата которых ограничивается 1080-ми - 1090-ми годами. Место находки рассматриваемого сфрагистического памятника позволяет выдвинут гипотезу о принадлежности его черниговскому епископ Иоанну.
По мнению Филарета (Гумилевского), Иоанн мог быть пос вящен в черниговского епископа в 1087 г. В 1088 г., как сообщает Радзивилловская летопись, он вместе с митрополита Иоанном и другими епископами освящал церковь св. Михаила Выдубецкого монастыря, а в 1089 г. - церковь Успения Богородицы Киево-Печерского монастыря. В 1091 г. Иоанн присутствовал при перенесении мощей Феодосия из пещеры в новый храм. Умер он после долгой и тяжелой болезни, в 1111 г. (Ипатьевская и Радзивилловская летописи) или 1112 г. (Лаврентьевская и Никоновская летописи), что более вероятно, (по Е. Е. Голубинскому - 23 марта 1112 г.), учитывая, что посвящение его преемника состоялось в январе 1113 г. Т. о., начало его епископства как раз совпало по времени с последними годами княжения в Чернигове Владимира Мономаха (1078-1094 гг.).
Две другие печати также происходят из случайных находок. Первая из них (диаметр 20 мм) обнаружена в 1979 г. на правом берегу р. Десны, примерно в 30 км выше ее устья, близ пристани Арсенальная, и происходит, вероятно, из размываемого рекой культурного слоя поселения XI-XIII вв. (Д. Б. Марков, А. А. Молчанов, 1988). В XVII-XVIII вв. на этом месте располагался Пустынно-Николаевский Задесенский монастырь. На лицевой стороне булла несет изображение Богоматери "Знамение" в полный рост с титлами по бокам, заключенное в круг (диаметр 16 мм) из точек. (Изображение сильно повреждено в верхней части, на месте канала для шнурка). Оборотную сторону занимает изображение св. Феоктиста в полный рост крестом мученика в правой руке, также обрамленное точкам. По сторонам фигуры - колончатая надпись "О - ФЕ - О/К ТІ - С - ТО - С". Вторая печать (диаметр 22-26 мм) проходит из случайных находок начала 1980-х гг. на черниговском Подоле и по характеру изображения полностью идентична предыдущей (к тому же, оно гораздо более четкое и без дефектов)
Совпадение даже в деталях (диаметр круга из точек, размещение букв надписей, детали одежды) настолько полное, что дает все основания считать оба моливдовула происходящими от одной пары матриц.
Печати такого типа не учтены корпусом древнерусских булл В. Л. Янина, однако хронологические рамки их существования определить не трудно. По совокупности внешних признаков (размеры и фактура, иконографические и стилистические особенности оформления) булла должна датироваться в пределах XII - первой трети XIII вв. Наблюдения типологического характера позволяют предложить общую атрибуцию открытого" памятника. Как установил В. Л. Янин, изображения Богоматери "Знамение", впервые появившееся на печати киевского митрополита Николая (около 1096-1104 гг.), в первой половине XII в. становится практически обязательным элементом епископских печатей, превращаясь тем самым в общецерковную эмблему, "принципиальный указатель на принадлежность помеченной им буллы церковным иерархам".
Таким образом, перед нами сфрагистические атрибуты власти одного из древнерусских архиреев. Т. к. крещальное имя "Феоктист" не носил ни один из древнерусских князей, именно владелец моливдовула, а не его светский сюзерен, должен быть тезоименитым изображенному на этих печатях святому. Но среди высшего духовенства Древней Руси XII - первой трети XIII вв. только один может претендовать на владение этими печатями: черниговский епископ Феоктист, занимавший кафедру с 11 или 12 января 1113 г. до своей смерти, 6 августа 1123 г.
Преп. Феоктист - достаточно заметная фигура в ранней истории русской православной церкви. По известию "Киево-Печерского Патерика", еще будучи иноком, он вместе с Николаем (затем епископ Тмутараканский), игуменом Никоном, Иоанном (игумен после смерти Никона), постником Пименом, Матфеем прозорливым, св. Исаакием печерником, врачом Агапитом, Григорием чудотворцем, летописцем Нестором и Григорием творцом канонов изгонял беса из прельщенного Никиты. После смерти игумена Иоанна в 1103 г., он был избран и посвящен в игумена Киево-Печерского монастыря. При нем в 1108 г. в лавре была построена каменная трапезная. Он содействовал внесению имени преп. Феодосия в списки святых по всей Руси. 11 или 12 января 1113 г. Феоктист, являвшийся, к тому же, духовником жены князя Давида Святославича Феодосии), был посвящен в епископа черниговского. На период его епископства приходится один из этапов бурного развития монументального строительства в Черниговской земле. Первой по-видимому, была заложена церковь Успения Богородицы Елецкого монастыря, являвшаяся несколько уменьшенной копией одноименного храма Печерской лавры, а затем - 2 небольшие идентичные по плану бесстолпные церкви (Ильи Пророка на Болдиных горах и неизвестная на Цитадели) и величественный храм во имя св. князей Бориса и Глеба. В мае 1115 г. Феоктист участвовал в торжествах по случаю перенесения мощей св. Бориса и Глеба в новый каменный храм в Вышгороде, в августе того же года - отпевал в Спасском соборе в Чернигове князя Олега Святославича, а в 1116 г. - его сестру Предславу Святославну, княжну-инокиню. 1 августа 1123 г. он погребал в Борисоглебском соборе черниговского князя Давида Святославича, а через 5 дней скончался и сам (6 августа 1123 г.). Позже причислен к лику святых.
Наконец, четвертая булла (диаметр 23 мм) также случайно найденная на черниговском Подоле в начале 1980-х гг., типологически достаточно близка двум предыдущим. Она тоже несет изображения Богоматери "Знамение" в полный рост (лицевая сторона) и фигуру святого в полный рост (оборотная). В то же время, она заметно отличается от них по ряду деталей: диаметр внутреннего круга, обрамленного линейным, а не точечным ободком (19-20 мм вместо 16 мм), высота фигуры святого (18 мм вместо 15 мм) и характер изображения его одежды, особенности изображения Богоматери (контуры рук, пальцы, складки одежды и т. д.), а также большей примитивностью исполнения в целом. К сожалению, изображения на обеих сторонах сильно потерты, а колончатые надписи при них совершенно изгладились. Поэтому невозможно опознать святого и тем самым установить имя владельца буллы. Но внешнее сходство памятника с печатями епископа Феоктиста и место находки, дают основания видеть в нем буллу одного из черниговских владык первой половины XII в., возможно, преемника преп. Феоктиста-Парфения (по синодику Спасского собора 1721 г. и любецкому), Антония (по синодикам елецкого и северского монастырей) или Гераклида (по Никоновской летописи).
Т. о., последние находки на Черниговщине позволили расширить серию владычных печатей древнерусского времени, добавив к известным моливдовулам архиреев КиеваНовгорода Смоленска, Полоцка, Галича, Переяслава первые буллы черниговских епископов.