ЧЕРНИГОВСКИЙ СПАС: РЕЗУЛЬТАТЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ
В. Г. ПУЦКО (Калуга)
Спасо-Преображенский собор в Чернигове начали изучать как исторический памятник с 1920-х гг. За истекшие десятилетия прояснились многие страницы его прошлого, но существуют также и вопросы, не получившие удовлетворительного решения в специальной литературе. Настало время для оценки сделанного и для конкретизации дальнейших изысканий.
В статье И. В. Моргилевского "Спасо-Преображенский собор в Чернигове по новым исследованиям" (1928) было отмечено, что северная башня не связана с корпусом храма, а также аргументирован вывод о функциональном назначении трех-апсидной пристройки; по заключению исследователя, своды храма конхи апсид надстроены во второй половине XVIII в., но в прежних формах, конструкция же межзтажных перекрытий боковых нефов представляла деревянный настил на четырех балках прямоугольного сечения, положенных поперек, немного выше перемычек окон нижнего ряда.
Одновременно с указанной статьей был напечатан отчет Н. Е. Макаренко "Возле Черниговского Спаса (Археологические исследования 1923 г.)", содержащий сообщение об обнаруженных, примыкавших некогда к собору крещальне и двух одноапсидных часовнях-приделах, служивших усыпальницами, сооруженных, по" заключению ученого, во время строительства храма или вскоре после его возведения. Более обстоятельно итоги работ, проведенных в 1923 г., изложены Н. Е. Макаренко в его книге "Черниговский Спас (Археологические исследования 1923 г.)"- (Киев, 1929). Здесь, в частности, опубликованы все вещевые находки и приведены наблюдения над остатками древней росписи. Обстоятельность изложения и тщательность документации (включающая фотосъемку) делают это издание незаменимым пособием при изучении одного из лучших памятников византийско-русского церковного зодчества первой половины XI в. Заслугой Н. Е. Макаренко является и воссоздание истории Черниговского Спаса, позволившее ему утверждать, что разрушение собора (незначительное) имело место не в XIII в., а в результате пожара 1750 г. Специальная статья Н. Е. Макаренко посвящена фреске с изображением св. Феклы: "Древнейшая стенопись княжеской Украины" ("Україна", 1927, Кн. 1-2).
Работы по исследованию Черниговского Спаса были продолжены только в послевоенный период. В книге К. Н. Афанасьева "Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими" (М., 1961) приведены соразмерности в плане и в разрезе сооружения и указано на известную внутреннюю противоречивость его типологической схемы. Суммарные характеристики Спасо-Преображенского собора содержатся в очерках Ю. С. Асеева и в статье Г. Н. Логвина.
Н. В. Холостенко, посвятивший много лет изучению черниговских памятников архитектуры, успел опубликовать по материалам Спасо-Преображенского собора статьи, посвященные беломраморной капители, оформлению стен декоративно-орнаментальными выкладами и серебряному ковчежцу с мощами, обнаруженному под древним престолом. С именами Н. В. Холостенко и М. М. Говденко связаны исследовательские и ремонтно-восстановительные работы, сопровождавшиеся закладкой шурфов. Результаты изысканий вошли в литературу далеко не в полном своем объеме. Заслугой этих исследователей является освобождение от кладки, закрывавшей наполовину шиферные рельефы парапетов хор, начало чему было положено Н. Е. Макаренко в 1923 г.
В контексте начального периода развития древнерусского зодчества Спасо-Преображенский собор в Чернигове был осмыслен в работах А. И. Комеча и П. А. Раппопорта. Последнему принадлежит и сводка документальных данных о сооружении, отражающая состояние его изученности (Русская архитектура X-XIII вв./Каталог памятников.- Л., 1982, № 55). Таковы результаты изучения памятника, первое исследование которого начато А. М. Павлиновым в 1882 г., продолжено Н. Е. Макаренко в 1923 г., а позже - Н. В. Холостенко и М. М. Говденко (1966-1969 гг.). В 1972 г. охранные архитектурно-археологические исследования вел А. А. Карнабед. Но изучение в целом остается не законченным.
По заключению Н. Е. Макаренко, как было сказано, открытые им часовни-приделы возведены в эпоху сооружения собора, причем северная даже одновременно с ним, а южная - несколько позже. Известно, что первая была посвящена Покрову Богородицы, а вторая - Трем Святителям. Если посвящение первоначальное, то северный придел вряд ли мог возникнуть ранее 1160-х гг., когда на Руси установлен сам праздник Покрова. Случаи пристройки часовен-приделов к алтарным апсидам (но с примыкающими к ним галереями) в древнерусской практике относятся именно к XII в. Размер кирпича, использованного при строительстве приделов (29,5X19,5X6 см и 30X20X6- 5 см), отличается от применявшегося при сооружении Спасо-Преображенского собора в XI в. (от 38X28X2,5 см до ЗЗХ Х22-21X3,5 см). Вследствие этого вопрос о времени пристройки приделов остается открытым и требует для своего решения дополнительных данных.
Остатки пяти разновременных полов в соборе были обнаружены уже в 1923 г. Первоначальный пол состоял из шиферных плит с врезанным в них рисунком, заполненным мозаикой. Реконструировать его общую композиционную схему - дело будущего. Один из ее элементов - концентрические круги, образованные переплетающимися широкими полосами. Как установил Н. В. Холостенко, в алтарной апсиде первоначально пол был из поливных керамических плиток; в XII в. был заменен гладкими шиферными плитами.
Продолжает оставаться открытым вопрос о системе первоначальных росписей: пока известны лишь преимущественно небольшие фрагменты фресок, главным образом с орнаментальными мотивами (исключение - фигура св. Феклы). Н. Е. Макаренко допускал, что стены собора или его часовни-приделы могли быть украшены мозаиками. Эта гипотеза в отношении приделов кажется сомнительной, но применительно к алтарной апсиде собора нуждается в проверке. Конечко, если мозаика занимала лишь конху апсиды (как в Гелати), то поиски ее следов окажутся безрезультатными. Итоги же обследования стен пока не освещены в печати.
Не имеют качественной фотофиксации на сегодняшний день и шиферные рельефы парапетов хор, несмотря на то, что это древнейшие образцы византийско-русской художественной каменной резьбы.
Необходимо и исследование о стоящем на месте древней деревянной алтарной преграды позднем резном иконостасе с его весьма оригинальной иконографической программой и об ее истоках. Вместе с росписями рубежа XVIII-XIX вв. он представляет одну из страниц истории Спасо-Преображенского собора, равно как и сохранившиеся инвентари и предметы из соборной ризницы. В будущей монографии о Черниговском Спасе все эти материалы должны быть представлены исчерпывающе.