GOROD.cn.ua

Черниговская Епархия

Черниговская Епархия First Previous Next Last

ЯЗЫЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИТКИ В ЖЕНСКИХ УКРАШЕНИЯХ ДРЕВНЕЙ РУСИ (О ЧЕРНИГОВСКИХ ЛУННИЦАХ)
Ж. БЛАНКОФФ (Брюссель)
     На обширной территории древней Руси в различных местах (Чернигов, Киев, Курск, Смоленск, Новгород и т. д.) найдено значительное количество украшений различных типов в виде полумесяца; большинство из них относятся к X - началу XIII вв. Предметом систематического изучения они стали лишь частично, хотя и известны с прошлого века. Назначение этих украшений и их эстетическая функция весьма разнообразны.
     Происхождение и история этих лунниц относятся к древнейшим временам и представляют собой сложную проблему. Их космологическая символика теряется во тьме веков. Существует обширная литература, посвященная изучению лунарного компонента греко-римской космологии (Ф. Кюмон и др.). Известно, что Артемида-Диана унаследовала лунарные атрибуты других богинь. Полумесяц входит в число атрибутов богоматери и изображался на многочисленных западноевропейских редиквариях, вплоть до XVIII в.
     Что касается территории Европы, то здесь лунообразные украшения относятся к числу древнейших традиций. Начиная с бронзового века появляются характерные лунообразные украшения очень изящных форм. Выделим из их числа бронзовые лунообразные привески к ожерелью, датированные II тысячелетием до н. э., найденные при раскопках в акрополе Спишский Штврток, в Словакии, которые, возможно, восходят к прототипам, бытующим в Малой Азии. Подобные украшения были широко распространены также на современных территориях Словакии и Венгрии, великолепные образцы которых можно увидеть в Будапеште, в Национальном музее и в Историческом музее королевского замка.
     Известно, что на другом конце Европы, в Ирландии, начиная с бронзового века, ожерелья с полумесяцем получают широкое распространение: из 96 найденных в Западной Европе, 91 ожерелье происходит с "Зеленого острова". Их можно сравнить с гагатовым ожерельем с лунницей из местечка Полталлох, Аргилл (Шотландия).
     Что касается территории будущей Киевской Руси, то следует упомянуть о том, что в железном веке, в эпоху скифской цивилизации, несмотря на то, что скифское искусство обращалось преимущественно к иным, животным символам, все же лунницы встречаются, хотя и не столь часто, среди украшений, найденных в курганных могильниках.
     Известны были лунницы и в древней Грузии: к их числу принадлежат многочисленные украшения из драгоценных металлов коллекции Тбилисского музея Джанасия, например, золотые серьги с зернью из Ахалгори, датированные V-IV вв. до н. э., и, в частности, ожерелье с мелкими золотыми лунницами, .датированное IV в. до н. э. и найденное в Итхвиси (Имеретия).
     Находки лунообразных украшений отнюдь не ограничиваются территорией Восточной и Центральной Европы. Миграции и взаимосвязи, с одной стороны, и мировые космологические верования, с другой, безусловно способствовали распространению этого мотива по всей Европе. Он встречается в Испании (золотая пельта или серьга II-III вв., найденная в Гренаде и хранящаяся в Британском музее). В меровингскую эпоху бронзовые лунообразные украшения встречаются довольно часто; их можно найти во многих музеях, например, в Намюре, в королевском Музее Искусства и Истории в Брюсселе и др. Лунницы хорошо знакомы были и жителям Ломбардии; к их числу принадлежат золотые полумесяцы VI-VII вв., называемые иногда "корзиночками". Сюда можно добавить лунообразную подвеску из г. Хоутален (Лимбург), хранящуюся в музее Кюртиус г. Льежа, и штампованные золотые украшения остроготов, такие, как ожерелье с одиннадцатью лунницами. Стилизованные лунницы встречаются и у англо-саксов, в частности, найденные на Фризских островах.
     В Византии и в зоне влияния византийской культуры лунообразные подвески к серьгам встречаются довольно часто. Рассмотрим наиболее известные их образцы: золотые подвески конца VI в. из Эрмитажа, найденные в сокровищнице г. Тарсос (Киликия) в 1889 г. или довольно близкие к ним подвески Археологического музея Стамбула (VI-VII вв.). Все они украшены ажурными мотивами, изображающими противостоящих друг другу птиц, по всей вероятности, павлинов. Л. Брейе упоминает, между прочим, некоторые образцы лунниц из гг. Мерсина-Тарсос (Киликия) и Кериния (Кипр), но не уделяет им большого внимания. На Кипре действительно было обнаружено большое количество экземпляров, опубликованных А. Пиеридес.
     Лунообразные украшения бытовали и в Болгарии в эпоху Первого царства. Они представлены, в частности, в музее г. Тырново. Лунницы из Дыбене, в районе Пловдива (XIII- XIV вв.) хранятся в Историческом музее г. София.
     На территории Руси лунообразные украшения появляются до формирования Киевского государства, но их происхождение, еще не установлено.
     Крымская область могла служить посредницей между Византией и Киевской Русью. Как и следовало ожидать, действительно в VIII-IX вв. в Крыму встречаются лунницы и формы для их литья.
     Украшения Киевской Руси доходят и до Скандинавии. Возможно, что их впервые ввозят варяги, которые торговали и грабили на Волге и Днепре, служили в качестве воинов на Руси и в Константинополе. Так обстоит дело с чеканными филигранными серьгами из серебра (XI-XII вв.?), найденными в г. Рунсберга (Еланд, Швеция), вывезенными из Киева, и с серебряными полумесяцами, вероятно, волынского происхождения.
     Б. А. Рыбаков еще в 1951 г. обратил внимание исследователей на космологические мотивы в искусстве древней Руси (солнце, луна и т. д.). Несколько лет назад, Б. В. Сапунов изучил более подробно лунницы как свидетельства древнейших религиозных представлений и сосуществования христианских верований с языческими, т. е. двоеверия. Но он почти не коснулся происхождения и сравнительной типологии этих украшений.
     Б. В. Сапунов высказывал сожаление по поводу недостаточной: изученности множества лунниц, разбросанных по советским музеям.
     Только В. В. Гольмстен попыталась в свое время создать классификацию лунообразных украшений, однако приходится, константировать что ее деление существующих экземпляров на четыре категории, основанное, в первую очередь, на учете материала, не может считаться удачным. В. В. Гольмстен разделила лунницы на следующие категории: серебряные, бронзовые, свинцовые и стеклянные, каждая из этих категорий состояла из трех разрядов, в зависимости от техники исполнения: штампованные, филигранные и литые. Она поставила вопрос и о связи этих изделий с мусульманским Востоком, задумываясь над тем, являлись ли эти лунницы амулетами или же предметами... мусульманской пропаганды!
     Большинство образцов, рассмотренных В. В. Гольмстен, хранились в Московском Историческом Музее: всего 235 экземпляров, из которых 226 русского происхождения, в основном из района Чернигова и из Смоленска. Б. В. Сапунов писал, что в 1970 г. в Эрмитаже хранилось 168 лунниц IX- XIII вв.: 10 из них изготовлены из серебра, 150 - бронзовые имитации; на 5 лунницах XIII в. изображен крест, символизирующий сочетание язычества и христианства. Большинство этих лунниц поступило из района Курска.
     В Новгороде и его округе лунницы обнаружены при раскопках могильников новгородских словен и средневекового города. Первые находки опубликованы Н. Журжалиной, последующие Б. А. Колчиным и М. В. Седовой.
     Интересно отметить, что лунниц сравнительно мало в районе Киева. Большая часть лунниц, датированных В. В. Гольмстен, XII в., но те из них, которые изготовлены из золота и серебра, найдены как раз в Киеве и в Смоленске и датируются почти всегда концом X - началом XI в. Аристократический и городской тип лунниц из драгоценных металлов исчезает к концу XII в.
     Подобный тип лунниц бытует во многих русских княжествах и землях. Он встречен в Полянских курганах с X по XIII вв., из Рязани происходят и бронзовые имитации лунниц. При раскопках города Саркел-Белая Вежа обнаружены каменные формы XI в. для изготовления лунниц. Подобные лунообразные мотивы распространены и по всему Приднепровью. Мы уже упоминали о том, что лунницы были найдены в большом количестве в Чернигове и его окрестностях. Они составляют также часть инвентаря черниговских могил девочек-подростков и молодых женщин XI в. В Новгороде, не порабощенном монголами, они бытуют несколько дольше, чем на остальной территории Руси.
     Одним из любопытнейших вопросов в области символики и толкования значения лунниц является констатация того факта, что это типично-домонгольское украшение исчезает в период ннашествия татар. Возможно экономический и политический кризис, наступивший в стране, приводит к исчезновению данного производства. Но это объяснение, в некоторой степени верное, кажется недостаточным, поскольку остальные украшения продолжают существовать. Или же это можно объяснить, тем фактом, что в XIII в. старая языческая символика вытесняется христианизацией. Или же тем, что полумесяц, став в дальнейшем символом монгольских мусульман, был отброшен, как ненавистный символ угнетения. Однако не следует забывать, что монголы до того, как приняли исламскую религию, долгое время были анимистами...
     Таким образом, ареал лунниц занимает всю Восточную и Центральную Европу, от Крыма до Балтийского моря, но как видно из всего вышесказанного, самое широкое распространение они получили в Киевской Руси, на территории которой и сохранилось наибольшее количество их экземпляров.
     Как бы то ни было, мы видим, как древнейший иконографический мотив, частично унаследованный от античных и византийских традиций, получил значительную популярность на Руси.