Итак переходим перекресток и идем к остановке, минуя Аллею героев, на ней мы еще побудем, но не все сразу.
Проходим мимо остановки, так как мы решили идти пешком и спускаемся вниз на Лесковицу, но не по ул. Толстого, по которой ездит троллейбус №8 и маршрутки а правее на улицу Князя Черного, чтоб не спутать спросите прохожих - они у нас добродушные подскажут:-))
На спуске по левой стороне мы увидим СИЗО, огражденное толстенной каменной стеной, где сидят до суда всякие нехорошие люди, говорят, если постоять там достаточно долго можно увидеть как заключенные "пускают коней" - нормальным языком передают друг другу записки. Справа будет здание дома культуры строителей - раньше там можно было по самой недорогой цене в городе поиграть в настольный теннис и бильярд, было уютное кафе - сейчас здание выставлено на продажу.
Спускаемся ниже и приближаемся к Елецкому монастырю. Не забываем осмотреть знаменитый курган "Черная могила" - один из самых знаменитых курганов языческой Руси. С виду он довольно скромный, но несмотря на это с ним связана такая примечательная история:
По легенде, в Черной могиле покоится прах князя Черного, легендарного основателя Чернигова. Высота кургана свыше 10 м., окружность 170 м. Его опоясывал ров шириной до 7 м. 1872-73 курган исследовал уроженец Черниговщины архитектор Самоквасов Дмитрий Яковлевич (1843-1911). Раскопаны остатки большого погребального кострища, найдены обгорелые человеческие кости, оружие, орудия работы, бытовые предметы, золотую монету времен византийской империи Константина VII Багрянородного (9 ст.).
В верхней части насыпи выявлены остатки тризны: шлемы, кольчуги, железный котел, котёл с костями барана, 2 жертвенных ножа, два ритона из рогов тура (серебряные оковки рогов украшены чеканным растительным орнаментом, на большом роге изображены мужчина и женщина с луками, стреляющие в птицу, фантастические животные и др.) в серебряных оправах, две золотые монеты времен византийской империи Василия І Македонянина (867-886) и бронзового идола.
Черная Могила - единственное известное погребение древнерусского князя - современника киевского князя - Святослава Игоревича. К сожалению большинство находок товарищ Самоквасов передал Московскому историческому музею, часть музею Киевского института, некоторые попали в частные коллекции, в конце 19- в начале 20ст. а в черниговских музеях из этой могилки практически ничего и нет - несправедливо не так ли?
По окончании тризны курган был досыпан, на вершине установлена стелла.
Кстать, по поводу фигурки идола, Самоквасов после того как выкопал ее написал в своих заметках такое: "...бронзовая статуэтка, около двух дюймов высоты, изображающая человека - божка, сидящего на корточках со сложенными на груди руками... будда?" и тоже здал ее в Российский исторический музей…
Долгое время маленькая, покрытая зеленой окисью фигурка оставалась вне поля зрения специалистов. Казалось, ее, как и многие другие предметы из этого комплекса, затмили роскошные серебряные оправы двух рогов-ритонов. Почти через 40 лет после публикации Д. Я. Самоквасова в 1949 г. Б. А. Рыбаков в работе, посвященной древностям Чернигова, заметил, что, "к сожалению, до химической расчистки... очень трудно что-либо сказать об этой фигурке"(3). Тем не менее и автору раскопок и более позднему автору интерпретации этого материала было безусловно ясно, что перед ними изображение идола(4). Но какого? В 1982 г., через 110 лет после извлечения из кургана, статуэтка была передана в Отдел реставрации Государственного Исторического музея сотруднику В. Н. Даркевич.
Реставрация выявила фигурку темно-красной бронзы высотой в 45 мм., весом чуть более 39 г., изображающую сидящего мужчину, круглоголового и бородатого; руки его подняты к груди, локти отведены, правой рукой фигурка держит себя за бороду около рта, левой сжимает какой-то предмет (несохранившийся), рука касается кончика бороды; рот шелевидный, круглые, слегка вытаращенные глаза.
Мужчина одет в кафтан, между полами которого на коленях 2-3 слабые полоски-складки одежды, вокруг талии широкий пояс, серповидные концы которого свисают слева и справа, на правом запястье браслет.
Теперь пару слов о Елецком монастыре, который вы уже несомненно заметили прямо перед собой:
Православный Елецкий монастырь основан в шестидесятых годах XI века черниговским князем Святославом Ярославичем на одноименной горе. По мнению исследователей, еще из времен Киевской Руси здесь находился княжеский двор, который уже тогда сыграл большую роль в общественно-политической жизни города. Как свидетельствует легенда, после успешной боевой операции над степняками в 1060 году князь Святослав вместе с верной женой приехал на Елецкую гору на охоту. На одной из высоких елей он увидел икону Богоматери. Вскоре была заложена Успенская церковь в честь Богоматери, с течением времени соорудили и монастырь. Елецкий происходит от слова "ель" - елка.
Во время монголо-татарского нашествия в 1239 году Елецкий монастырь очень пострадал. Его отстроили лишь в 1445 - 1475 гг. В первой половине XVII века черниговская земля оказалась под властью польских магнатов. Город стал центром воеводства, которое состояло из двух уездов - Черниговского и Новгород-Северского. В Чернигове польские иезуиты прибрали к своим рукам большинство церквей, в частности, и наибольший монастырь - Елецкий.
В 1626 году украинский писатель, церковно-образовательный деятель, печатник-издатель Ставровецький (Транквилион) Кирилл перешел в унию и получил архимандрию черниговского Елецкого монастыря, в котором и находился до конца своей жизни. В год смерти появилась печатью сборник прозаических произведений и стихов "Перло многоценное". После перехода монастыря к православию с 1669 и до конца жизни архимандритом был украинский писатель, церковно-образовательный и общественный деятель Иоаникий Галятовский. Он ставил вопросы об объединение славянских сил для борьбы с татаро-турецкой экспансией. Его перу належат сборник проповедей "Ключ разумения", сборника легенд "Небо новобыть" и "Казн потребная", теологическ трактат "души люд умерлых", ряд полеміко-богословських трактат. Иоаникий Галятовский умер 12 января 1688 года и похоронен в Успенском соборе.
Потом во главе монастыря были выдающиеся церковно-образовательные деятели Феодосий Углицкий. Дмитрий Ростовский. В архитектурном ансамбле монастыря главным памятником есть Успенский собор, сооруженный в второй половине XII века. Это тринефный, шестистолбный храм с тремя большими крытыми крыльцами. Сохранились остатки церковной росписи, в частности, фрески XII века.
В историческом музее сохраняется серебряный позолоченный оклад Евангелия Лазаря Барановича из ризницы Успенского собора.
На территории Елецкого монастыря похоронен генерального обозного - черниговского полковника Василия Дунина-Борковского.
На протяжении XVIII века Елецкий монастырь содержал шинки почти во всех своих владениях, что давало ему значительные доходы. В каждом таком питейном заведении в год продавалось от 100 до 400 ведер сивухи и "горячего вина".
Елецкому монастырю принадлежали села Мощенка, Лемешевка, Горбов, Глузди, Авдеевка, Анисов, Напаровка, Вершинная, Серединка, Муровейка, Сядричи, Юрьевка, Пижовка. В Лемешевке у монастыря была собственная винокурня, а в монастырских шинках в год продавалось 2000 ведер горелки. Елецкая обитель имела 147 нив пахотной земли и 56 сенокосов, ежегодно дававших 2700 возов сена. Кроме того, во владении монастыря находилось несколько рощ строевого леса, более десятка мельниц и рыболовных озер. По ревизии 1782 года за ним числилось 1342 души мужского пола. Елецкий монастырь имел свой кирпичный завод в Чернигове, который тоже был передан в казенное ведение. До 1786 года в Елецком монастыре проживал двадцать один монах. Согласно введенным штатам - тридцать три человека.
В девяностых годах XVII века с южной стороны собора пристроили усыпальню черниговского полковника Якова Лизогуба. В 1670 - 1675 годах была возведена четырех-ярусная колокольня высотой 36 метров. В 1695 году на заказ жителей Печерского монастыря изготовили колокол весом сорок пудов с надписью: "Сей звон надал раб божий Иоан Шабелик... В град Чернегов к храму Успения в манастырь Елецкий".
Во время Великой Отечественной войны стали открываться храмы и обители. Вначале думали открыть Елецкий монастырь, но о. Лаврентий сказал, что Царица Небесная указала иное место - Троицкую обитель. Летом 1941 года преподобный собрал своих монашествующих чад и на месте Черниговского Троицкого мужского устроил женский монастырь. В тяжелых условиях приходилось восстанавливать обитель, но уже на Пасху 1942 года служили в Троицком соборе. Под благодатным окормлением духоносного подвижника собралось около семидесяти сестер. Народ со своими скорбями и болезнями съезжался отовсюду к Батюшке, который обладал даром прозорливости. По святым молитвам Лаврентия совершалось множество чудес, о чем свидетельствуют матушки, которые жили тогда в Троицком монастыре и удостоились быть духовными чадами Черниговского Старца. (Среди них и нынешняя настоятельница Елецкого монастыря игуменья Амвросия).
На протяжении военных лет в Елецком монастыре немцы полностью разрушили западные кельи (бывшая гостиница), здание бывшей духовной консистории, а также северный палатный корпус (XVI - XVII вв.), собор превратили в склад с боеприпасами, а отступлении они значительно повредили памятку.
После исследования этого старинного здания в 1957 году Центральными научно-реставрационными мастерскими Академии строительства и архитектуры началась его реставрация. Были восстановлены стены, деревянная крыша, дверные и оконные проемы, а также изразцовые печи в стенах сеней.
Одна, из зеленых рельефных изразцов XVI века, - в восточной комнате центральной части корпуса, другая, из белых расписных изразцов XVII века, - в южной комнате восточной части корпуса. Реставрация памятника выполнена по проекту архитектора И. Ильенко. В 80-х годах в здании размещалось Общество охраны памятников. Теперь тут игуменский корпус.
Отстроили Елецкий монастырь в 1952 - 53 годах. Собор предстал в том виде, в котором был в XVII веке. Изображения первоначального вида монастыря не сохранилось: в 1869 году во время большого пожара архивные документы Елецкого монастыря сгорели.
В Успенском соборе Елецкого Успенского монастыря содержалась библиотека князя Святослава Ярославича - одна из первых известных библиотек времен Киевской Руси.
Она была основана в начале второй половины XI столетия сыном Ярослава Мудрого Святославом (1027 - 76 гг.) - черниговским князем (1054 - 73 гг.; в 1073 - 76 гг. - большой князь киевский). Он, как и отец, любил собирать книги, а в свободную минуту садился к столу и сам их переписывал. В библиотеке были книги как религиозного, так и светского содержания. До наших дней дошли сборники Святослава Ярославича 1073 и 1076 гг.
На территории расположенный корпус келий, которые состоят из шести квадратных комнат, деревянный дом бывшего настоятеля монастыря Феодосия Углицкого, единственный, который сохранился с XVII века. Территория обнесена высокой мурованной стеной. Елецкий Успенский монастырь входит в Национальный архитектурно- исторический заповедник "Чернигов стародавний". Ныне здесь действует женский монастырь.
Его возрождение и восстановление началось с 1992 года с колокольни, которая к концу лета того же года была отреставрирована. Когда прокладывали по монастырской территории канализационные трубы, обнаружили гроб (захоронение, если судить по материи, чудесным образом сохранившейся в нем, очевидно, XVIII века). Чтобы не нарушить покой почившего подвижника, прокладку труб пришлось сместить в сторону.
В 1997 году были оборудованы мастерские: 1) швейная, где шьют монашескую одежду, облачения для священнослужителей; 2) золотошвейная, в которой сестры-мастерицы совершенствуются в древнем искусстве шитья золотом: изготавливают митры, скрижали, иконы, закладки для Евангелия и других богослужебных книг; 3) иконописная. В обустроенной просфорне сестры выполняют трудное, но почетное послушание просфорниц.
В Елецкой обители сейчас живет более 40 насельниц. Призванные на служение Богу, все они несут посильные послушания. Главнейшее делание монашествующих - молитва - совершается в обители постоянно и ежедневно. В 6 часов утра начинается общая молитва - правило, потом - Божественная литургия, во время которой храм всегда наполнен верующими-прихожанами.
После службы и утренней трапезы насельницы расходятся на послушания - определенный вид монастырской работы. Без молитвы и благословения игумений в монастыре не совершается ни одно дело, поэтому труженицам всегда сопутствует благодать Божия.
Сестры трудятся в церкви, в трапезной, в мастерских, на просфорне, на огороде, на хоздворе, где имеется небольшое подсобное хозяйство. Одним из самых почетных послушаний в обители является клиросное. У всех, кто поступает в монастырь, проверяют музыкальный слух, после чего способных обучают пению и чтению на клиросе, а наиболее одаренных направляют учиться на регентов-псаломщиков в Черниговское Епархиальное духовное училище.
Заканчивается день в монастыре вечерним богослужением в храме и правилом. Но никогда не прерывается молитва в обители. Сестры, попеременно сменяя друг друга, круглосуточно читают Неусыпаемую Псалтирь: льется тихая молитва к Богу за живых и умерших, за обитель, град, страну, за весь мир.
В 1997 году также была произведена наружная реставрация Петро-Павловской церкви. Проведен комплекс реставрационных работ по восстановлению разрушенных восточных келий: они капитально отремонтированы как снаружи, так и внутри.
После открытия монастыря в юго-западной стороне усадьбы, на склоне Лесковицкой горы, был разбит небольшой огородик. Ограда здесь была разрушена в советское время (говорят, потрудились местные жители во главе с комсомольским активом города). Восстановить кирпичную ограду XVII века со стороны Пролетарской улицы не было возможности, но несколько железобетонных плит частично решили эту проблему.
Если будете в Чернигове летом или весной сможете даже увидеть парочку монахинь - которые прилежно пропалывают огород.
А за монастырем виднеется 4-я школа - одна из самых старых в городе. В начале 20 столетия это была одна из четырех церковно-приходских школ города Чернигова, возникшая на месте веселого "питейного" учреждения - чайной, какую городская управа значительно расширила и достроила. И хотя вместо рюмки здесь начали пользоваться чернильницами, за этим учебных учреждением навсегда закрепилось название - "Чайная школа". Сейчас здесь расположен областной туристический центр. Но тяга Лесковицы к знаниям была настолько велика, что эта деревянная школа не могла вместить всех детей. Поэтому в 1908 году как раз на базарном месте была построена новая, двухэтажная каменная школа. Словом, после октябрьского переворота на Лесковице было аж 2 школы - деревянная им. Григория Сковороды, и каменная им. Бориса Гринченко, которые в 1923 году объединились в одну - семилетнюю. В 1934 году семь классов школы закончил будущий Герой Советского Союза, полярный летчик Петр Коломиец, который в годі Великой Отечественной войны осуществил свой памятный подвиг. В 60-е годы Валерий Кравчинский еще один выпускник 4-й школы стал любимцем всех футбольных фанатов. Его и сейчас называют легендой черниговской "Десны", неизменным капитаном которой он был много лет.
В 2004 году в школе даже снимали кино - одна из сцен сериала "Небо в горошек", с красавицей Мариной Александровой в главной роли проходила на школьном дворе.
Поднимаемся дальше вверх по Толстого к Болдиным горам - можете подъехать остановочку - прям возле школы останавливается троллейбус №8 >>>