GOROD.cn.ua

Путеводитель по Чернигову

Страница 1  ...  13 14 15     предыдущая |

   в 50 шагах от этого места вы заметите парикмахерскую "Стиль-S", вот по этой дороге (по ходу троллейбуса №8) будем подыматься вверх, мимо здания банка "Надра" и в конце концов выйдем к небольшому круглому скверу, перед облмуздрамтеатром им.Т.Г.Шевченко, в котором установлен памятник украинскому гетману Богдану Хмельницкому.
    Сооружение данного памятника было окончено в апреле 1956 года. Тогда не было торжественного открытия, поэтому все происходило как-то обыденно. Кстати, тогда же начали восстанавливать разрушенную Пятницкую церковь.
    Инициатором сооружения памятника был тогдашний первый секретарь обкома партии Василий Марков. В 1954 году широко отметилось 300-летия воссоединение Украины с Россией и памятник должен был напоминать именно об этом событии. 
   

   памятник Б.ХмельницкомуСкульптуру нашли в Киеве, ее изготовили из искусственного камня выдающийся украинский скульптор и кинорежиссер Иван Кавалеридзе и Галина Петрашевич.
    А на разработку проекта памятника был объявлен конкурс. Его инициаторами были главный архитектор города Петр Букловский (первый послевоенный главный архитектор) и уполномоченный союза архитекторов Украины Лев Судников. В конкурсе приняли участие Петр Букловский, начальник областного управления архитектуры Петр Козицкий и 27-летний Андрей Карнабед, который тогда работал в проектном институте "Облсельпроект". Но проекты были анонимные, и Карнабед победил. 
  

   Автор изготовил рабочие чертежи и побывал с ними у Кавалеридзе. Тому проект понравился, так как автор в эскизах предусматривал создать на постаменте композицию: рядом с Богданом поставить его побратимов Мартына Небабу и Степана Подобайла, а также казака и кобзаря. Кроме того, Карнабед считал, что Богдан должен повернуться лицом к Красной площади, так как того требовали законы архитектуры.
    Строительные работы выполняло дорожно-эксплуатационное управление, которое возглавлял покойный Петр Васильевич Семенец. Именно он потом демонтировал памятник Сталину, строил памятник Ленину и еще много чего в городе. Постамент был сооружен быстро, но денег в бюджете не хватало и тогда. Поэтому удалось выполнить лишь лепнину, которую сделал Степан Соломаха, а вместо композиции планировалось установить вокруг Хмельницкого вазы. Но и этого не сделали. Не соорудили и запланированную мозаичную площадку, а вокруг памятника положили асфальт. 
  

    Много версий было выдвинуто относительно того, куда смотрит гетман. Якобы решения принимал первый секретарь горкому партии Федор Коротков; "А чего это Хмельницкий смотрит на площадь? НадоА возвратить его в противоположную сторону, где будет построен горком партии". Были и такие, кто говорил, что Богдану надо смотреть на Москву. ЕСТЬ и те, кто заметил, что гетман смотрит на областной спиртотрест, который был тогда на нынешней улице Мстиславской, и шутили, что Богдан смотрит, как бы выпить. Существует версия, которая о направлении Богдана спросили у выдающегося реставратора-архитектора Петра Барановского, который тогда восстанавливал Пятницкую церковь. И якобы Барановский посоветовал установить памятник на подшипниках, чтобы можно было развернуть в любой момент.
    Но так и стоит до сих пор недостроенный памятник, и все пятьдесят лет возле него назначают свидание.


    А теперь само собой я расскажу вам о вышеупомянутой Пятницкой Церкви - выдающейся памятке архитектуры конца XII - начала XIII столетия, которая стоит на небольшом холме в обрамлении плакучих ив и белокорых берез при выходе из скверика:

 Она была так названа в честь Прасковьи Пятницы, которая оказывала содействие расширению торговли в городе.
    Сейчас трудно сказать, кому принадлежит это чудо-произведение, хотя большинство ученых-исследователей старины склонны считать: творцом церкви был древнерусский зодчий Петр Милонег, а возводили ее посадские люди. Она вобрала в себя наиновейшие черты архитектурного стиля, который сформировался к тому времени на территории Киевской Руси. Архитектонике Пятницкой церкви присущие лаконизм и четкость, простота и динамизм.

По своему строению она созвучна всемирно-известному произведению древнерусской литературы "Слово о полке Игоревом". Обе памятки - архитектуры и литературы - пронизывает один мотив - призыв князей и народов к единению. В октябре 1239 года во время монголо-татарского нашествия храм Параскевы Пятницы служил защитным редутом.  
  

К сожалению, летописи не донесли сведения о строительных работах, которые велись на протяжении следующих четырех столетий. Сохранились документы, которые свидетельствуют, что в 1670 году была перекрыта крыша. В XVII ст. при Пятницкой церкви выстроили девичий монастырь. В 1750 году во время большого пожара все деревянные сооружения - изгородь и кельи сгорели. В девяностых годах XVII века на восточном и западном фасадах была проведенная реконструкция, после чего сооружение приобрело вид семикупольного храма с большими барочными фронтонами. В начале XIX столетия по проекту архитектора А.Карташевского к западу от церкви выстроили ротонду-колокольню, которую в 1963-му разобрали, в 1820-х годах была возведена каменная изгородь, за которой расположились небольшие торговые помещения.

 

 "Своеобразность Пятницкой церкви в том, - отмечает черниговский архитектор Андрей Карнабед, - что главное внимание в декоративной обработке сосредоточено на внешнем виде - фасадах, от чего строение вышло очень красиво украшенное, в отличие от строгих фасадов других храмов. Древнерусские мастера чудесно умели использовать декоративные возможности кирпича, который применяется то в виде меандрового пояса, то в виде зигзагоподобного орнамента. Оригинальным элементом на фасадах являются и обратные арки. Большой декоративного эффект придает и обработка плоскости стен чередованием рядов кирпича с широкими полосами светло-розового раствора ".

  Немецко-фашистские захватчики цинично заявили на весь мир, мол, памятники искусства на оккупированных территориях на северном фронте не имеют исторической ценности и подлежат уничтожению. Злая судьба была уготована и выдающейся памятке архитектуры XII века. После войны на протяжении 1943 - 1945 гг.

 церковь была законсервирована. В 1955 году под руководством выдающегося советского архитектора-реставратора П.Д.Барановского специалисты начали основные работы по восстановлению церкви, которые закончили в 1962 году.
    С 1972 года Пятницкая церковь функционировала как музей, и только в годы независимости Украины была возвращена верующим.
 
 Интересную характеристику старинной памятке архитектуры дает украинский искусствовед Н.Логвин: "В плане - тринавная (8.2x12,5 м) триабсидная, с четырьмя опорными столбами, которые несут на себе систему сводов и один купол. Абсиды значительно сниженные и слабо выступают из основного объема, благодаря этому храм воспринимается как удивительный столб-башня.
    Фасады оформлены многопрофилированными пучковыми пилястрами, плоскими нишами и поясом сетчатого ромбовидного орнамента из кирпича. Интерьер церкви отмечается высотно-раскрытым внутренним пространством". 
    

До 1786 г. Пятницкая церковь была главным - храмовым сооружением одноименного монастыря. Время учреждения его неизвестно. В XVII - XVIII ст. существовал как девичий. Во время народного восстания 1668 г. претерпел повреждения, но был отстроен на средства черниговского полковника Василия Дунина-Борковского. Значительные потери понес во время пожара 1750 г. В состав монастыря входила Пятницкая церковь, колокольня с храмом Прокопия, трапезная, кельи с храмом Иоанна Предтечи (не сохранились). Монастырь был обнесен деревянной изгородью. Закрыт в 1786 г.

 


    После осмотра Пятницкой Церкви вы заметите, что снова оказались на Красной площади, прямо перед драмтеатром будет стоять большой светодиодный экран размером 3х4 метра, который этим летом, во время проведения чемпионата мира по футболу собирал на площади до 8 тысяч футбольных фанатов.

Экран был установлен 16 сентября 2005 года. И уже на следующий день 17 сентября все присутствующие на праздновании дня города смогли наблюдать за происходящим на сцене не только воочию, но и на огромном многоцветном экране, поскольку велась прямая трансляция праздника.


    Данный проект представлен компанией "Скарлетт" и обошелся ей в 500 тысяч гривен. Пока такие экраны установлены только в городах-миллионниках. Экран собран на отечественном предприятии - фирме "Экта" (г.Житомир) их сверхъярких светодиодов японского производства. Корпус изготовил черниговский завод металлоконструкций. Экран работает с 9.00 до 20.00, летом - дольше.


    А возле него находится летняя кафешка, где вы вы можете передохнуть от нашей длительной прогулки. Если такой вариант не устраивает можно посетить пиццерию Челентано, что находится по пр.Мира напротив Аллеи Героев, за магазином Союз. А Союз видно с площади, так что не ошибетесь. 
    По дороге в пиццерию вы увидите Книжный супермаркет (бывший магазин "Янтарь"), само двухэтажное здание ничем не примечательно, но на его месте когда то стоял знаменитый черниговский отель "Царьград".
    Еще в начале XIX столетия крестьяне-крепостные Сидор Сорокин и Алексей Сидоров из Ярославской губернии, которых помещица отпустила на свободный заработок, торговали здесь квасом. С течением времени возник трактир с гостиничными номерами "Царьград". В нем дважды останавливался великий поэт А.С.Пушкин. 
    

  Первый раз Александр Сергеевич прибыл сюда, когда его выслали к Екатеринославль (теперь Днепропетровск). Немного больше, чем через четыре года - 4 августа 1824 года - Александра Пушкина, как неблагонадежного, уволили со службы и выслали в псковское имение родителей - под надзор местных властей. Дорогая снова пролегла через старинный Чернигов. В тот раз в отеле "Царьград" Пушкин неожиданно встретился и разговорился с выпускником Петербургского университетского пансиона Андреем Ивановичем Подолинским. Узнав из разговора, что последний едет в Киев к родным, поэт написал записку и попросил передать ее генералу Раевскому. А.И.Подолинский об этой встрече оставил такую запись; "Утром, войдя к зал, я увидел в соседней буфетной комнате молодого мужчину, который спускался вдоль прилавка и которого по походке и по одежде я принял за лакея". В конце февраля 1846 года в отеле останавливались Т.Г.Шевченко и О.С. Афанасьев-Чужбинский.

Об этой встрече Тарас Григорьевич оставил такое воспоминание: "Был в меня в одно время приятель в Малороссии, некто Афанасьев или Чужбинский. В 1846 году судьба столкнула нас в "Царьграде", не в Оттоманской столице, а в единственном трактире в городе Чернигове". В свое время в отеле останавливались Николай Гоголь, Алексей Горький и прочие выдающиеся деятели отечественной культуры. В второй половине XIX ст. на месте деревянного дома появился каменный, возможно, старый деревянный обложили кирпичом. В деле за 1880-й год, которое сохранилось в Санкт-Петербуржском сенатском архиве, есть документ, в котором отмечен отель "Царьград", который принадлежал Визенталю. Из него узнаем, что отель имел два этажа с номерами для постояльцев наверху и харчевню внизу. В начале XX век купец Лагутин в одном из помещений отеля, который главным фасадом выходило на центральную Шоссейную улицу (пр.Мира), открыл продуктовый магазин. Во время Великой Отечественной войны в нем содержался гастроном горторга. 
    

На одном из простенков дома по инициативе писателя Алексея Десняка была установлена мемориальная доска: "Здесь в 1846 г. жил большой украинский поэт-революционер Тарас Григорьевич Шевченко". Ныне эта доска сохраняется в фондах областного исторического музея. После посещения Чернигова в 1937 году теплые строки о бывшем отеле "Царьград" в "Черниговских сонетах" написал выдающийся украинский советский поэт Максим Рыльский: "Здесь был отель "Царьград". Остановись, же путник! Он Пушкина, изгнанника, певца принял когда-то."
    Фашистские варвары во время авиационных налетов разрушили скромный, но такой дорогой и памятный старшему поколению черниговцев домик. Вот как упоминает о том времени писатель Илья Еренбург в книге "Люди, годы, жизнь": "В Чернигове было тихо... Разрушен дом, осталась только мемориальная доска: здесь помещалась гостиница "Царьград", где останавливался Пушкин, жил Шевченко. Я думал в красоте старых церквей, о мире. Вдруг начали бомбить. Убили девочку..."


    Что до пиццерии Челентано - то здесь довольно милый интерьер в зеленых тонах, два зала - для курящих и некурящих. Начинку для пиццы можете себе выбрать любую из всех предложенных компонентов, подают десерты, салаты. Но как по мне пицца в Челентано не самая лучшая в городе, такого же мнения придерживаются и многие мои знакомые побывавшие там. Хотя судя по количеству посетителей пиццерии это место довольно популярно.
    Между прочим если пройти от пиццерии 50 метров вниз к Валу вы обнаружите самую миленькую кафешечку в Чернигове - очень гламурная и уютная, недавно открылась, называется "Абажур". Интерьер в стиле 20-х годов, спиртное не подают, и курить кажется тоже нельзя - но десерты, кофе и пирожные очень вкусные. Есть по дороге к ней еще похожая по стилю, ценам и блюдам - кафе "Шарлотка".
    

Напротив через Аллею Героев находится кафе "Ноев Ковчег" и "Ностальжи" на расстоянии 100 метров друг от друга - весьма приличные заведения по черниговским меркам, так что если захотите бокал красного вина, грибной суп и мясо "по-французски" - вам туда.
    Фуф! Ну что поздравляю вас, если вы добрались до данного места в путеводителе! Это значит что мы с вами посетили практически все самые значимые исторические места города. И теперь вы можете исследовать город сами, либо собираться домой, либо отправится по каким то своим делам - на случай если вы приехали в Чернигов в командировку. 

Страница 1  ...  13 14 15     предыдущая |