GOROD.cn.ua

Как я искал женщину

15 Июля 2010 15:13   Просмотров: 5408
Метки: звуки му зы
Посмотрел на прошлой неделе фильм
«Натурщица» Татьяны Воронецкой по мотивам рассказа Юpия Haгибинa “Трое и одна, и еще один”.

Странная пара - Софья Пшибышевская (Виктория Толстоногова), европейская светская львица в сопровождении своего спутника Эшенбаха (Даниил Спиваковский), ревнивого, тонко чувствующего и глубоко переживающего аристократа, прибывают в колоритный Тифлис начала прошлого века. В затрапезной гостинице, украшенной наивными произведениями еще не известного Пирросмани они предаются любви и воспоминаниям.
Явное несоответствие видения прекрасного, восприятия мира, отношениям к фантазиям и мечтам, порождает размолвки. Он не может простить ей прошлых поклонников, брошенного где то мужа, знаменитого писателя Пшебышевского, связи с богемными постояльцами литературном кафе “Черный поросенок”, среди которых Мунк и Стринберг…

 Вот тут то и взял меня интерес. А кто же на самом деле была эта самая Софья, муза и любовница Мунка и Стринберга, жена Пшибышевского?

Ссылка повела мои поиски дальше //visitnorway.ya.ru/replies.xml?item_no=183&ncrnd=8650

…Другая любопытная достопримечательность в Конгсвингере (Норвегия) – Национальный Музей женщин (Kvinnemuseet), который в 1995 году официально открыла Ее величество королева Соня. Здесь хранятся экспозиции о жизни и работе норвежских женщин в культурной истории вплоть до настоящего времени, а также уделяется большое внимание их повседневной жизни.
Музей находится в вилле, построенной в 1857 году в швейцарском стиле. Вилла носит название Rolighed, что означает «мирное место», а когда-то она служила домом знаменитой норвежской пианистки Дагни Юэль (1867-1901) – музы живописца Эдварда Мунка, драматурга Августа Стринберга и писателя Станислава Пшибышевского.



Неужели ее вклад как пианистки весомее вклады музы гениев прошлого? А можно ли считать просто вклад музы? Является ли это предметом гордости ? Полагаю для женщины несомненно. Я была музой Мунка – звучит значительно, тем более подкрепленное известными на весь мир произведениями «Ревность», «Мадонна», «Вампир», «Поцелуй»

А тут буквально вчера читаю
Литография Эдварда Мунка "Мадонна" была продана на лондонском аукционе за рекордную сумму. Анонимный покупатель заплатил за нее 1,9 миллионов долларов. До торгов аукционный дом Bonhams оценил эстимейт литографии в 500 тысяч долларов. 
Проданная литография, вручную раскрашенная Мунком, – ранее неизвестный вариант "Мадонны", законченный в 1895 году. В период с 1895 по 1902 года Мунк сделал еще четыре варианта "Мадонны".Представитель аукционного дома Bonhams Роберт Кеннон назвал итог торгов "фантастическим": - "Выставить на торги такое произведение – огромная честь для нас, эта литография заслуживает быть проданной по такой фантастической цене". До этого "Мадонна" хранилась в частной коллекции и никогда не выставлялась. Ее приобрел анонимный покупатель из США.




В далеком 1892 году в Берлине возникает кружок писателей и художников, объединенных общим интересом к различным оккультным наукам и явлениям – спиритизмом, магией, переселением душ., который собрал всех в литературном кафе “Черный поросенок”. 
 Тут нет ничего удивительного. Если вспомнить, знаменитые «среды» Вячеслава Иванова в Башне, явившие России серебряный век поэзии, появились именно в то время. Скорее всего, это было веянием эпохи. Блаватская уже давно шагала по Европе, поднимал голову Фрейд, дал всходы Ницше. Все искали чего то сверхъестественного, перевернув страничку естественных открытий.


Интересовавшийся импрессионизмом, Мунк искал по сути, способы выражения таких субъективных понятий, как, Любовь (Дагния Юэль), Смерть(смерть матери и сестры, поэзия Бодлера, новеллы Эдгара По), Разлука(Дагния Юэль),, Страх, Ревность (Дагния Юэль), Отчаяние. Задача была выразить это так, что бы каждый, глядя на картину, проникался бы эмоциональной зависимостью от нее, отгадывал в себе те чувства, что хотел показать художник.


Ревность

Входившие в группу «Черного поросенка» поэт Рихард Демель (декадент и националист) и критик Юлиус Мейер-Грефе (фальсификатор, сочинитель мифов о Ван Гоге), польский символист Станислав Пшибышевский(анархист, эротоман), молодой драматург Стринберг (бред преследование, женобоязнь, мазохизм) были (как бы это мягко сказать), не вполне здоровые люди. Музой и поочередно (а порой и вместе) любовницей этого замечательного общества стала Дагния Гюэль (иногда ее фамилия искажается именно так).

Даха
 Вообще-то о этих замечательных днях Пшибышевский позже написал роман “Хомо сапиенс”, где, говорят без труда угадываются все персонажи. 
 Еще 1898 году когда она приехала в Берлин обучаться музыке, она встретила земляка, художника Эдварда Мунка, которого знала еще по Осло. Он то и привел впервые Дагни в это кафе . Что было дальше так же малоизученно как и происходящее в Башне Иванова. Известно, что в 1893 году, Пшибышевский как честный человек, женился на Дагнии, дав ей свою фамилию, не смотря на самоубийство его гражданской жены Марты Фодер, оставившей после себя двоих детей. Богемная семья перебиравшаяся с хлеба на вино, никогда не имела денег, но имела много друзей и знакомых, таких же как и они.

Супруги Пшибышевские

И тут опять нарисовался Мунк.

Дагни или Духа, как ее называли, вела свою революцию с миром, широко пользуясь своей сексуальностью, необузданными фантазиями, богемной распущенностью. Она завладела Мунком и делила его с еще несколькими персонажами (Стринберг), включая собственного мужа.

 Вот тогда то и начал Мунк воплощать задуманное им в живописи. Дагни присутствует на всех живописных произведениях художника того времени. Она воплощение всех болезненных эмоций переполняющих его разум.


Пшебышевский даже вызывал Мунка на дуэль, но друзья расстроили поединок. Супруги уезжают а Польшу, где Станиславу предложили работу, а Дагни не зная языка со скуки заводит любовные романы. Бесконечные бытовые ссоры заставляют из разьехаться. . Дагни в это время живет с ними отдельно, то в Закопане, то у родителей в Норвегии, то во Львове воспитывая как получится совместных богемных детей сына Зенона и дочь Иви.

Пепел

 А вот в Тифлис она попала с большим поклонником таланта ее мужа , который собственно говоря, видя распущенный нрав дамы, дабы не опорочить фамилию своего кумира и пристрелил музу в задрипаной гостинице в 1901 году, написав при этом Пшибышевскому - «Стах, я это делаю ради тебя».

 
Добавить в: