GOROD.cn.ua

Социальная семантика автомобиля (коктейль Р.Барта с рок-н-роллом)

10 Ноября 2012 22:07   Просмотров: 2186
Метки: автототем
Нравится Рейтинг поста: + 5
 Давеча открывая гараж, поймал на себя мысль, что здороваюсь с автомобилем и спрашиваю его как дела. При этом, ну после того как я поймал себя за эту мысль, я виновато оглянулся (не видит ли кто), улыбнулся и ласково похлопал его по попке.

И вот когда машина разогревалась под Can´t Stand Still AC/DC, я сначала вспомнил, как в детстве мы пытались перевести песню I'm in Love with My Car спетую немногословным Роджером Тейлором и обижались когда Юрий Антонов перевел ее по своему и спел «Я люблю дорогу, шорох и шум мотора».

Мне стало тепло и комфортно.

Почему то очень живо вспомнился Ролан Барт с его Системой вещей, где он пишет, что автомобиль по сути является скрытой (подсознательной ) формой дома, имеющей все необходимые атрибуты комфорта (кроме шторок, а ведь раньше на представительских Волгах это присутствовало). Но вот скорость придает ему еще и дополнительное удовольствие, ведь дом, по сути своей есть недвижимость, статичность. А скорость противостоит статике. Вот и получается, имеешь машину - имеешь дом, как движимое имущество, удовлетворяющее неудовлетворительность домом. Где то так.

Потом я вставил флешку и очень громко прослушал Aiwa & Mr. Tibbz - «Адмирал-генерал Алладин маза-фака» и два раза Гарика Сукачева «Скорый поезд придет ровно в шесть часов».

Мне надо было привезти картошку другу, который только что выписался из СТО, где ему приводили в порядок мотор.
Я вспомнил просмотренный недавно фильм Корпорация Святые моторы Лео Каракса, где автомобиль для человека был местом жительства и работы. Единственным местом где он оставался собой реально, а не выполнял работу или не был функцией или проекцией. Сложный и очень не простой фильм.

Вместе с другом у которого барахлит мотор, мы послушали Far far fway и In for a penny группы Slade, которые он сам часто крутил по радио (во время перерыва он подключал бобинник к радиоразетке используя ее как динамик, вещая на близлежащие дома, пока не зашухерили КГБшники).

Мне опять вспомнился Барт (ну просто перечитывал недавно) где он говорит, что езда на автомобиле есть лишь пустой вектор между работой и домом. Я тогда подумал, что вот сегодня же суббота и мне не надо ни на работу ни домой. Я просто перемещаю в пространстве себя и тяжелые предметы вместе с моим субботним домом, являющимся еще и гигантскими наушниками в которых уже забаюкивал меня Ник Кейв своим Генри Ли.

Барт говорил, что при скорости 100 километров в час происходит так называемая презумпция вечности (красивое словосочетание), когда эйфория скорости как бы заполняет тебя настолько, что ты как бы выходишь за рамки привычного восприятия многомерного мира и чувствуешь себя властелином сжираемого пространства. А сопровождающая при этом опасность, дает чувство полнейшей свободы как бы накладывая и одновременно снимая ответственность. Это да, подумал тогда я правой ногой.

Флешка воспроизводила совершенно потрясающую композицию Рея Монзарека - Too close to the sun, сделанную в лучших традициях Doors.

Я вспомнил книгу Макса Люшера (того самого который создал знаменитый цветовой тест) Сигналы личности, где он говорит, что обладание престижным автомобилем, это по сути сигнал окружающим от обладателя о своем статусе. Мне тут же вспомнился батин запор, объездивший все леса и озера в округе и перевезший на своем горбу несколько холодильников и шкафов. Что он сигнализировал? Беспечность? Пофигизм? Хипповость? Однажды я встретил две пары хиппанов приехавших на море на запорожце, они явно отличались от своих собратьев ковыляющих по пыльным обожженным дорогам Крыма. Солидный Господь для солидных господ, как говаривал Пелевин.

Обиходная повседневность автомобиля, преобразующая пространство и время, о которой говорил Барт, дает нам как бы подвижность без усилий, типа как супермен. То есть, получается мир семейного быта заключенный в недвижимости и манипуляции пищевыми продуктами и всевозможными техническими гажетами (телевизоры, интернет, микроволновки, комбайны) заключен в определенные рамки, не подразумевающие под собой внешнюю социализацию (по праздникам гости, зашла подруга кофе попить, посмотрели с мужиками футбол).

Вот как раз внешнюю социализацию решает автомобиль, причем для ее успешного решения придумана огромная туча всяческих прибамбасов, от мак драйва (пища, не выходя из автомобиля), до бортовых компьютеров и безалкогольного пива.

То есть ты как бы сидишь в удобном кресле, попиваешь пивко, прослушиваешь Рони Джейиса Дио, поглядывая в окошко, на кутающихся в теплые шарфы прохожих, несущих домой огромные кульки с едой и в то же время перемещаешься с самодовольной ухмылкой под музыку.

Я закурил, чего не позволяю себе делать дома и поставил диск Rainbow и Тёрнер запел Can’t Happen Here.
Я ехал на Подусовку с товарищу-поэту, отдать ему его стихи, для внесения правок и заодно отвезти ему нерабочие телефоны (в прошлой жизни он был телефонщиком).

Странное чувство срастания с автомобилем напоминает избитое сравнение с кентавром. И тут я вспомнил Фрейда и подумал, что автомобиль как фаллический символ, явно окрашенным нарциссизмом, по сути реализует функцию обладания. Получается не зависимо, кто за рулем, барышня или мужчина, они в равной степени пользуются фаллическим символом, каждый правда по своему, хотя внешне одинаково. Главное обладание, на зависть неимущим именно такого символа. Поэтому и придают в рекламе автомобиля ролевые признаки того или иного пола, в зависимости от того на кого направлена реклама.

Я включил фары, поставил UFO - Saving me и погнал свой фаллический символ в гараж, что само по себе символично.
Добавить в: