Цена вопроса – полтора «лимона» гривен
Рисунок Олега Синельника
Цена вопроса
Как говорится, «свой карман к телу ближе». Зачем развивать коммунальные предприятия, заботиться о наполнении городского бюджета, если можно создать «собственное» частное предприятие, обеспечить ему гарантированную загрузку и получать миллионные доходы? Наверное, именно об этом мечтают все чиновники. И, скорее всего, именно по этой причине коммунальные предприятия Чернигова сегодня становятся банкротами или влачат жалкое существование, а население переплачивает за услуги. Причем деньги, как правило, проходят мимо бюджета.
Газета «Семь дней» в очередной раз поднимает проблему поверки счетчиков учета воды. Ведь сколько бы в городе ни говорили о том, что в этом вопросе идет нарушение Закона – реакции от властей нет никакой! Более того, ни мэр, ни его заместители не следят за выполнением КП «Черниговводоканал» распоряжений исполкома по этому вопросу – и денежный поток по-прежнему течет в карманы владельцев ООО «Водосервис-плюс».
Кто-то скажет: да какие там деньги – копейки! Может быть... Но все-таки – сколько? По информации, полученной из ООО «Водосервис-плюс», поверка одного счетчика обходится жителю Чернигова в 80 грн. При этом Центр стандартизации и метрологии берет за поверку 7,80. Таким образом, 72,20 грн. с каждого счетчика получает вышеназванное ООО. По словам руководителя предприятия, ежедневно поверяется 100 счетчиков воды. При усредненной стоимости поверки предприятие только за день работы получает 6000 грн. За год набегает вполне приличная сумма, превышающая 1,5 миллиона гривен! Учитывая, что количество счетчиков в Чернигове ежедневно увеличивается, будут расти и доходы предприятия. Почему же городской совет отказывается от стабильных и неплохих доходов?
К истории вопроса
В советское время воду особо не экономили. Счетчики воды стояли только на предприятиях, и подразделению «Водоканала», занимавшемуся поверкой, много трудиться не приходилось. Ситуация изменилась после того, как произошла приватизация жилья и люди начали массово учитывать кубические метры воды. У «Водоканала» работы прибавилось. Кто-то умный подумал: «А почему бы на этом и не зарабатывать?» Сказано – сделано! Подразделение было ликвидировано, вместо него заработало частное предприятие. Причем и люди, и задачи остались те же. И даже деньги за поверку платил «Водоканал»! В целом новосозданное предприятие развивалось в тепличных условиях: им предоставили площади, сдали в аренду оборудование, обеспечили работой и регулярно за нее платили. Чем не жизнь!
Вплоть до сентября 2009 года руководство «Водоканала» при поддержке городского совета обеспечивало постоянный рост количества счетчиков воды у абонентов. Тарифная политика и сверхбольшие нормы расхода воды на душу населения при оплате без счетчика сделали свое дело. В 2009 году количество счетчиков воды в Чернигове, установленных у населения, перевалило за 100 тыс. шт. Нашли и повод для прекращения поверки приборов учета за счет «Чернигогвводоканала»: в 2008 году при проведении аудита финансово-хозяйственной деятельности предприятия КРУ отметило, что поверка счетчиков воды не учтена в тарифах. И руководство коммунального предприятия, вместо того, чтобы добиться включения стоимости поверки в тарифы на содержание домов, предписывает населению поверять приборы в... частной фирме! Причем вводит абонентов в заблуждение, не указывая в предписании, что фирма-то частная. А поскольку размещена она на одной территории с абонотделом «Водоканала», жители города даже и не догадываются, кому платят!
- Про запрет КП «Черниговводоканал» проводить за собственные средства поверку счетчиков горячей и холодной воды у абонентов в выводах аудиторов речь не шла, - объяснил нам исполняющий обязанности начальника КРУ области Сергей Никитченко.
Если бы стоимость поверки была включена в тарифы, то в таком случае:
- закон ограничивает уровень рентабельности до 12%;
- сумма платежа «разбивается» на 48 месяцев;
- население имеет возможность получения субсидии на стоимость поверки.
Но – самое главное! – при таком раскладе частное предприятие лишилось бы сверхприбылей. Ведь при включении в тариф на содержание домов львиную долю средств будут получать ЖЭКи – за проведение демонтажа счетчиков, их транспортировку и монтаж после поверки, и ЦСиМ – собственно, за саму поверку.
Жители города, общественные организации и СМИ понимают, что дело с поверкой счетчиков нечисто. Все чаще в прессе появляются статьи на эту тему, и кажется, что вот-вот справедливость восторжествует. Но только не в нашем городе!
В январе 2010 года руководство КП «Черниговводоканал» «протягивает» решение горисполкома за №6 «О периодической поверке квартирных средств учета воды». Согласно этому решению, поверка приборов поручается КП «Черниговводоканал», причем оплату за услуги возлагают на абонента по отдельному договору, нарушая ЗУ «О метрологии и метрологической деятельности», в котором говорится, что периодическая поверка средств измерительной техники осуществляется за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению!
Куда смотрят контролирующие органы?
Можно подумать, что вопрос решен – и деньги начнут поступать в бюджет? Как бы не так! Благодаря бесконтрольности со стороны горсовета, руководство КП «Черниговводоканал» и не думало выполнять вышеназванное решение исполкома. Мало того: абонентский отдел коммунального предприятия до сих пор рассылает предписания абонентам, в которых требует проведения поверки счетчиков у фирмы ООО «Водосервис плюс»!
Не нравится – судитесь!
Заявление, написанное в адрес руководства КП «Черниговводоканал» с просьбой провести поверку счетчиков согласно решению исполкома, не принесло результатов. Александр Шкинь ответил, что не может технически обустроить отдел по поверке счетчиков (и это при том, что проливная установка предприятия сдается в аренду ООО!).
«Если вы считаете, что имеют место нарушения ваших прав, вы можете обратиться за их защитой в суд в установленном законом порядке», - пишет Александр Шкинь в своем ответе на заявление.
Суды по искам отдельных граждан выгодны тем, кто «замутил» систему. Каждый человек в отдельности может отстоять свои права. И тому есть масса примеров. Но ведь все-то в суд не пойдут! И систему не сломать. Но мы все же попытаемся.
Простое решение «сложной» проблемы
Мы практически уверены, что проблема была создана искусственно. И причина тому – желание заработать. Если местное самоуправление поставит задачу навести порядок в этом вопросе – проблема будет решена легко и быстро.
Итак: согласно ст. 28 ЗУ «Про метрологическую деятельность», периодическая поверка средств измерительной техники осуществляется за счет предприятий и организаций, оказывающих услуги по водоснабжению. Но... Поскольку за все домовые сети отвечают ЖЭКи (и об этом постоянно говорит А. Шкинь), то кто сказал, что водоснабжение квартир – не прерогатива ЖЭКов? То, что законным поставщиком услуг по водоснабжению являются именно ЖЭКи, подтверждает и постановление КМУ №529 от 20 мая 2009 года. Согласно документу, расходы по проведению периодической поверки начисляются потребителю ежемесячно в составе услуги по содержанию домов и включены в Типовой перечень услуг! Но наше УЖКХ так «хорошо» работает, что у жителей города и договоров-то нет!
Итак: для того, чтобы навести порядок в вопросе поверки счетчиков, исполком обязан отменить решение №6 от 20 января 2010 года и вернуть полномочия ЖЭКам. Те, в свою очередь, должны рассчитать стоимость поверки приборов учета, «разбить» эту сумму на четыре года и включить в тариф на обслуживание домов. ТОЧКА!
При этом тарифы «за квартиру» повысится менее чем на 1 грн. в месяц! За эти деньги ЖЭКи снимут и установят счетчики, оплатят услуги Центра стандартизации и метрологии, непосредственно осуществляющего поверку и услуги организаций, проводящих ремонт и обслуживание водомеров. Кажется: все просто – и населению такой вариант выгоден. Только вот пойдет ли на это черниговское самоуправление? Ведь кому-то придется потерять хороший куш, а это всегда переносится болезненно. С другой стороны, если Александр Соколов решит эту проблему в соответствии с Законом, то Чернигов станет первым городом в Украине в вопросе поверки приборов учета воды. А это, безусловно, – «плюс» как местному самоуправлению, так и лично человеку, который это самоуправление возглавляет.
К сведению
Руководство коммунального предприятия «Черниговводоканал», вместо того, чтобы добиться включения стоимости поверки счетчиков воды в тарифы на содержание домов, предписывает населению поверять приборы в фирме ООО «Водосервис плюс»!
Причем вводит абонентов в заблуждение, не указывая в предписании, что фирма-то частная. А поскольку размещена она на одной территории с абонотделом «Черниговводоканала», жители города даже и не догадываются, кому платят!
Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней» №49 (474)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: деньги, поверка, счетчик, вода, водоканал, «Семь дней», Игорь Грищенко