Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Большой Будда и маленькие украинцы

Большой Будда и маленькие украинцы

Большой Будда и маленькие украинцы
 «При чём здесь украинцы?», - может подумать читатель и будет прав, ведь исторический Будда Шакьямуни родом из Индии, а исповедуют буддизм, в основном, китайцы, тибетцы и японцы, не похожие на украинцев даже внешне. «Поклон тебе, Будда», - так начинается стихотворение Ивана Яковлевича Франко посвященное «богатырю», который «спокоен, величествен, все поборол» для блага живых существ.

Кроме того, Франко сделал поэтический перевод двух сутр – записанных наставлений Будды. Академик Платон Билецкий еще в сороковых годах ХХ столетия выдвигал гипотезу о том, что классическое изображение казака Мамая, его поза и положение рук – это влияние индийско-монгольской буддийской иконографии. По мнению Платона Александровича, поза казака Мамая напоминает изображения Будд и Бодхисаттв, а положение рук казака на варианте изображения «Казак душа правдивая...» очень напоминает буддийский жест дхъяни-мудру.

По данным Государственного Департамента Украины по делам религий в стране действует более 50 буддийских общин в разных регионах. На большие программы, как в 2005 году во время визита Его Святейшества Гъялва Кармапы XVII, в Киеве во Дворце Украины собралось более двух тысяч последователей учения Будды. Буддизм, в своих внешних формах, благодаря регулярным контактам украинского казачества с калмыками, которые исповедуют буддизм, был известен в Украине достаточно давно. Но интерес к этой религии в ее философско-этических аспектах появился лишь в XIX ст. в среде культурной и научной интеллигенции.

Более глубокое знакомство украинцев с буддизмом было прервано в советский период, когда преследовался любой интерес к духовным учениям, которые хотя бы как-то отличались от коммунистической идеологии. В результате такой интерес не мог быть полноценно удовлетворён, а тем более не мог перерасти в определенные организационные формы. Поэтому первые в Украине открытые систематические лекции о буддизме, духовные проповеди и наставления по буддийским практикам состоялись в 1989 году, когда силовое и идеологическое давление советской системы значительно ослабло. Тогда же в Украине прошли первые буддийские посвящения и появились первые мирские последователи буддизма, которые прошли канонический обряд принятия буддийского Прибежища в Трех Драгоценностях – Будде, Учении (Дхарме) и Сообществе (Сангхе).

Первая в Украине официально зарегистрированная буддийская община была организована в г. Донецке в 1991 году. Что же привлекает современных людей в философско-мировоззренческой системе, которая зародилась в древней Индии приблизительно в 595 году до нашей эры? Игорь Вареник, владелец паба Varenik's в Чернигове и культур-триггер, буддист, говорит: «Буддизм в форме наставлений для мирян является чрезвычайно практичным, он дает возможность применять учение в повседневной жизни, превращая её из серого и часто полного неуверенности существования в действительность, полную глубокого смысла». Буддизм, будучи религией опыта, уже не первый раз переходит из одной культуры в другую.

Со временем и в западных странах, и в Украине он принимает новые формы, присущие нашей культуре, особенностям жизни и уклада. Когда-то Лопен Цечу Ринпоче, известный лама из Катманду (Непал) сказал: "Буддизм всегда приобретает форму, которая соответствует данной культуре. Его можно сравнить с алмазом: если он лежит на красной поверхности, то сияет красным светом, на синей - синим, но при этом он все равно остается алмазом". Это дает нам право говорить об “украинском буддизме”. Будда давал наставления трём разным типам людей. Тем, кто стремился избежать страданий, он давал поучения о причине и следствии (Тхеравада). Тем, кто заботился не только о себе, а хотел больше помогать другим — наставления о мудрости и сочувствии (Махаяна, или Великий путь). Людям с сильным доверием к собственной просветленной сути Будда проявлялся в формах из энергии и света (Ваджраяна, или Алмазный путь) или непосредственно передавал свой просветленный опыт природы ума (Махамудра). На наивысшем уровне целью является полное развитие ума, Просветление.

В Украине самые большие буддийские общиня формируют, прежде всего, практикующие разных школ тибетского буддизма – ученики Гъялва Кармапы, Ламы Оле Нидала и Чогъяла Намкая Норбу Ринпоче. Также есть практикующие Тхеравады и Дзен-буддизма. 16 октября Чернигов посетит буддийский учитель, Лама Оле Нидал.

Оле Нидал вырос в Дании. С 1960 по 1969 обучался в университете Копенгагена, а несколько семестров — в Тюбингене и Мюнхене в Германии. Основные предметы: философия, английский и немецкий языки. В 1961 знакомится со своей будущей женой Ханной. После свадьбы в 1968 году они отправляются в свадебное путешествие по Непалу. Вскоре Оле и Ханна Нидал становятся близкими учениками Кармапы XVI, главы школы Карма Кагью и других учителей. Оле и Ханна Нидал проходили традиционное буддийское образование под руководством Калу Ринпоче. Будучи близкими учениками Кармапы XVI они также получили многие поучения, посвящения и передачи в неформальном виде.

Лама Оле - уникальная личность в истории мирового буддизма. За 35 лет работы буддийским ламой он основал более 600 центров в 46 странах Европы и Азии, Северной и Южной Америки, а также в Австралии и Новой Зеландии. Из них 14 в Украине, и один из них находится в Чернигове.

За всю историю буддизма ни один из лам не развивал такую активность на столь обширной территории. Лекционная деятельность ламы Оле сделала его единственным в мире путешественником, который два раза в год объезжает земной шар. Он - единственный буддийский лама, совершивший 88 затяжных прыжков с парашютом. О своих экстремальных увлечениях, таких как прыжки с парашютом, скоростная езда на мотоцикле, лама Оле говорит, что это не чудачество, а один из эффективных методов узнавания ума и раскрытия его потенциала, что ведет к достижению Просветления - окончательной цели буддийского учения.

Так, у жителей нашего города скоро будет уникальная возможность на собственном опыте проверить, способна ли буддийская практика войти в жизнь украинца. В конечном итоге этому учил и сам Будда – не верить ничему, а проверять все на собственном опыте.

Лекция состоится:
16 октября 2010 года
Начало в 19:00
по адресу: проспект Мира 17 , Черниговская Областная Филармония


Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: буддизм, Лама Оле Нидал

Добавить в: