Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Уникальный художник-оформитель из Чернигова

Уникальный художник-оформитель из Чернигова

Михаил Кострица

То, что нынче называют прогрессом и новейшими технологиями, сделало наши улицы пестрыми, яркими, но лишенными души. Вместо старательно вырисованных вывесок и табличек всюду висят изготовленные за пять минут изделия из пленки «оракал», художественные плакаты и стенды вытеснены компьютерной полиграфией. Кругом стоят похожие друг на друга, будто вышедшие из одного инкубатора, магазины и рестораны, оформленные «под евро». 

Вся эта псевдохудожественная мишура почти окончательно уничтожила когда-то престижную профессию художника-оформителя. Ведь «техно»-изделия намного дешевле ручной работы. Оказывается, в Чернигове остался только один мастер, который продолжает заниматься этим делом и своим ежедневным трудом доказывает актуальность своей профессии!

Ему уже 65, а Михаил Остапович все так же бодр и подтянут. Пригласив к себе в мастерскую, тут же предложил гостям кофе. Было заметно, что застали мы художника в процессе работы: на мольберте стоял портрет женщины с еще не высохшими красками. Всюду -  банки с пигментами, растворителями, шпаклевками, вдоль стены на рамах сложены полотнища.
Приятно было познакомиться с таким человеком и еще приятнее, даже чрезвычайно интересно было послушать его рассказ.

Богата земля наша талантами!
Родился Михаил Остапович Кострица в 1944 году. Его малой родиной стало живописное село Линовица, что в 12-ти километрах от Прилук. Отец его в 43-м, дождавшись освобождения села от немцев, в третий и последний раз был мобилизован в Красную Армию - успев заслужить два ордена Славы, погиб на фронте, как и 270 его односельчан.

В окрестностях родного села когда-то жили богатые помещики, которые оставили после себя два роскошных парка – Жеваховский и Графский. А на берегу реки лежит здоровенный гранитный валун, невесть откуда привезенный бывшими хозяевами имения. Возле этого камня черпал вдохновение Тарас Шевченко, гостивший во время своего первого путешествия по Украине у своего друга Я. де Бальмена, который, в свою очередь, стал иллюстратором его «Гайдамаков» и «Гамалии». Приезжал сюда писать картины украинский живописец Жемчужников.

Тяжелым было послевоенное время. Школьникам, чтобы заработать на книги, приходилось по мере сил работать на сахарном заводе и в колхозе. Михаил после уроков пас коров, а в остальное время помогал по хозяйству своей матери. Какая-то непреодолимая сила еще в младшем школьном возрасте заставила его взяться за карандаш и бумагу. Все, что видел интересного, он стал зарисовывать на кусках старых обоев.
В 1955 году решился принять участие в конкурсе юных художников, который объявила всесоюзная газета «Пионерская правда». Отправил на адрес редакции один из своих рисунков, которых к тому времени собралась большая папка. Восторгу не было предела, когда спустя месяц фотография его работы была опубликована на страницах газеты с подписью – «1-е место»! За победу в конкурсе пятиклассник Михаил получил невиданную по тем временам роскошь – набор акварельных красок в 24 цвета!
- Я не знал, что с ними делать! - рассказывает Михаил Кострица о памятном моменте из детства. – Даже у учителей таких красок не было! Жаль было использовать такую драгоценность. Сделал дюжину кисточек из козьей шерсти и очень экономными мазками впервые попробовал изобразить природу и людей в цвете. Рисовал для школы наглядные пособия, которые потом еще много лет использовались учителями.

Мечты сбываются и не сбываются
В 1959 году Михаил закончил девять классов. Готовился продолжить образование и стать художником. Однако не судилось в этот раз осуществить свою мечту:
- Отчим умер от фронтовых ран. У матери на шее нас было уже трое. Нужно было поскорее получить рабочую профессию и помогать семье. Поэтому по ее просьбе пошел учиться в Днепропетровское специальное ремесленное училище №11. «Специальное» потому, что принимали туда сирот и полусирот из бедных семей. «Детей войны», как их называют теперь. Там же впервые увидел троллейбус и трамвай. Стал монтажником-верхолазом, работал на доменных печах. Оттуда же в 1963 году пошел в армию, попал в зенитно-ракетные войска, которые в те годы начинали формироваться.

О службе у Михаила остались хорошие воспоминания:
- Хоть я и окончил сержантскую школу, все три года службы старался больше рисовать. Оформлял в частях, в которых служил, Ленинские комнаты, президиумы в гарнизонных клубах и прочую армейскую агитацию. В армии впервые рискнул изобразить «светлый образ» Ильича. Если бы начальству не понравилось, отбили бы мне охоту рисовать на долгие годы. Но, к счастью, все удалось - и это только укрепило намерение стать художником.

И все-таки мечта сбылась!
В 1966 году после демобилизации вернулся на завод, а спустя полгода все-таки поступил в Днепропетровское художественное училище. С этих пор всю остальную жизнь Михаил Остапович посвятил любимой профессии художника-оформителя. Первой серьезной его работой стало оформление кафе «Днепровские зори», этим он занимался вместе со своим учителем. Потом украшал кинотеатры «Факел», «Вулкан» и Днепропетровский дворец культуры. Работал оформителем на трубопрокатном заводе.
- Здания там высокие, – рассказывает Михаил, - нужно, чтобы плакаты и лозунги были видны издалека. Приходилось писать полотнища в 3 метра высотой и 12 метров в длину. После такой практики все остальное мне было уже как семечки!

В годы брежневского «застоя» художники-оформители были нарасхват. На улицах, в клубах и парках, на территориях заводов – всюду присутствовала наглядная агитация о достижениях народного хозяйства и очередных победах социализма. Каждая контора, коих тогда развелось превеликое множество, должна была иметь официальную табличку, выполненную на стекле.
- Однажды вызывает меня к себе парторг завода, на котором я работал. Он заметил, что иногда по нескольку дней я отсутствовал, и потребовал объяснить причину, – вспоминает с улыбкой Михаил Остапович. – Пришлось соврать, что, мол, «загулял» с друзьями и искренне каюсь. Ведь не мог же я рассказать ему, что в эти дни расписывал Дворец культуры в городе Новомосковск – а это две тысячи рублей! А как-то с товарищем поехали в колхоз оформлять клуб и сельсовет. Хороший был подряд. И сделали мы свое дело на совесть, «канонический» портрет Ленина получился не хуже, чем у «придворных» рисовальщиков. Работа была уже почти закончена, как вдруг нагрянул какой-то «бдительный» партаппаратчик из местных. Он настойчиво попросил предъявить официальное разрешение на такую деятельность. Пришлось срочно лететь в областной центр, где я с помощью личного обаяния и двух бутылок французского коньяка уговорил одного обкомовца выдать справку, что нам - можно рисовать Ленина! Представляете?!

Счастье есть
Веселый и общительный по натуре, любимец женщин и душа компании, художник-«передвижник» Михаил любил в годы своей молодости прогуляться воскресным днем в своем неизменном «прикиде» стиляги: брюки-дудочкой, которые иногда с мылом надевать приходилось, импортные туфли-«коры», прическа– «кок», клетчатый пиджак и характерные манжеты. Парни завидовали, девчата засматривались.

Но настоящее счастье Михаил Остапович обрел, когда приехал в наш город на Десне и познакомился со своей будущей женой Любовью Петровной. В 1979 году родился сын Петр. А черниговцы с тех пор и до середины 90-х годов спешили увидеть анонсы кинофильмов, которые писал Михаил, работая в кинотеатрах «Дружба» и им. Щорса. Эти афиши, «моменты», как их называют художники и киношники, много лет размещались за остановкой Центральный рынок. До тех пор, пока отечественная киноиндустрия не канула в лету.

Еще есть порох в пороховницах
Но и теперь Михаил Кострица не сидит сложа руки. Есть работа в кинотеатре на полставки. А в свободное время рисует пейзажи, портреты, копии известных картин. Редко, но бывает, что обращаются к нему нелишенные художественного вкуса бизнесмены, желающие сделать себе оригинальную вывеску для магазина. Вспоминают дорогу в мастерскую художника-оформителя местные политические деятели, когда в очередной раз готовят митинг или демонстрацию с плакатами и транспарантами.
- Я очень доволен, что посвятил свою жизнь этой замечательной профессии и продолжаю работать. Много лет живу с супругой в радости и согласии. Мой сын тоже стал артистом своего дела, закончил два университета, сейчас преподает бальные танцы. У меня были три ученика, которые уже давно сами стали мастерами и учат ремеслу следующее поколение, – подвел итог рассказа Михаил Остапович. – Желаю всем читателям прожить свою жизнь также интересно, занимаясь любимым делом, и чтобы было о чем с теплотой в сердце вспомнить в старости!

В Сосницком районе есть источник с чистой целительной водой, к которому приезжают даже издалека. Активисты казаческого движения обустроили над ним часовню. И одной из главных деталей, украшающих это святое место, недавно стал четырехметровый крест-распятие – дар всем людям от художника Михаила Кострицы.

Досье
Возраст: 65 лет.
Семейное положение: женат, сын – преподаватель бальных танцев.
Любит: жену, сына  и хороший крепкий кофе.
Не любит: командовать другими и подчиняться чужой воле.
Принцип: «Художник должен быть беспартийным!» Хоть и рисовал всю жизнь советскую агитацию, политикой никогда не интересовался, а на настойчивые просьбы-требования вступить в ряды КПСС отвечал отказом.
Привычка: опасаться тех, кто при беседе отводит глаза в сторону. «Кто в глаза тебе не смотрит, тот в детстве курей крал!»

Иван Логин

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: художник-оформитель, мастер, Иван Логин

Добавить в: