Выпускник ЧВВАУЛ Владимир Фомич Кузьменков едва не полетел в космос!
Герой нашего сегодняшнего интервью – выпускник Черниговского высшего военного училища, полковник авиации, едва не ставший лётчиком-космонавтом – бравый и жизнерадостный 70-летний Владимир Фомич Кузьменков.
Владимир Фомич родился первым в многодетной семье в Беларуси, в Гомельской области. Семья была большая: 4 брата и 3 сестры. После школы родной дядя увез с собой племянника на Урал. Он хотел, чтобы парень поступил в горный институт.
Но жизнь распорядилась иначе. К весне следующего года Владимир твердо решил стать летчиком, но не прошел комиссию по медицинским показателям. Зато в армию призвали служить в Пермскую область в ракетные войска стратегического назначения. Служба в армии еще больше утвердила парня в выборе будущей профессии, и по окончании он попросил направить его в Чернигов, где, во-первых, есть авиационное училище, а во-вторых – рядом белорусский отчий дом.
И в 1970-м году мечта парня осуществилась – он поступил в Черниговское высшее военное авиационное училище летчиков. Срок обучения тогда был 4 года. По окончании училища парню вручили диплом, в котором значились только две «четверки», и присвоили звание лейтенанта. Затем, как один из самых подготовленных и сильных, он был назначен инструктором. После чего началась авиационная служба.
Во время учебы Владимир женился на своей односельчанке, в которую влюбился еще, учась в школе. Галина стала медиком. Супруги вырастили двух сыновей, и пронесли свою любовь через всю жизнь. Старшему Сергею сейчас 48 лет, закончил ЧВВАУЛ и политех, работает мастером производственного обучения в ПТУ №15. 42-летний Андрей закончил Харьковский авиационный институт, служит в звании майора в Чернигове в 8-м командном пункте армейской авиации. Дважды побывал в АТО.
- Владимир Фомич, почему мальчишки так стремились поступить в лётное?
- В первую очередь, в то время быть лётчиком было престижно. И потом, земной профессией никого не удивишь. А вот в небо подняться – это было, как сейчас говорят - круто! Профессия лётчика, не говоря уже, космонавта - для избранных.
- Из тех ребят, которые поступили, все дошли до конца? Были курсанты, которые вообще не смогли взлететь из-за страха?
- Были такие, что сделали один взлет, а потом решили больше не летать. Из 180 поступивших - выпустились только 142. Отсеялись из-за болезни, нежелания учиться, из-за страха полетов и прыжков с парашютом.
- Какой у вас общий налет часов? Сколько на вашем счету прыжков с парашютом?
- Общий налет на истребителях составляет 2800 часов. А прыжков 48.
- Мечтали стать космонавтом?
- Не только мечтал, но и едва не стал. Через два года после окончания лётного училища, в 1976 году в возрасте 28 лет и в звании капитана, мы вместе с Леонидом Каденюком поехали в Звездный городок (Подмосковье, Монино) поступать в отряд космонавтов.
Там находился мощный медицинский центр, было жилье для персонала, профилакторий космонавтов, в котором мы жили, пока проходили комиссию. Сначала предварительный отбор проходил в Чернигове. А в Звездном городке прохождение комиссии длилось 1,5 месяца. Только одно зрение, к примеру, проверяли в течение недели. Мы постоянно ходили, обвешанные датчиками. Многие ребята приехали, что называется, летчиками, а уехали пехотинцами. А нам повезло - все этапы обследования мы успешно прошли.
28 марта, по окончании прохождения комиссии, нам даже посчастливилось с молодыми космонавтами Климуком, Деминым и моим другом - будущим знаменитым Леонидом Каденюком побывать на месте гибели первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина вблизи деревни Новосёлово Киржачского района Владимирской области и возложить цветы у подножия стелы, сделанной в форме крыла самолета.
По возвращении в Звездный городок, оказалось, что нам с Леонидом нужно дополнительно пройти медицинское обследование желудка путем фиброгастроскопии (произошел случай, когда в космосе стало плохо лётчику-космонавту). Тогда лучших 12 претендентов в так называемую «волчью стаю», отбирали для космической программы «Буран». Эта программа была ответом на аналогичную многоцелевую военно-гражданскую программу США «Спейс Шаттл». Мы опять оба благополучно прошли обследование. Но почему-то было решено отобрать не 12, а только 8 человек. Таким образом, Леониду Каденюку повезло больше, и он стал лётчиком-космонавтом. А меня внесли в резерв.
- Расскажите немного о Леониде Каденюке, пожалуйста. Все-таки, он ведь тоже выходец из Черниговского военного авиационного училища летчиков?
- Да, он закончил училище раньше, чем я – в 1971 году, и получил квалификацию лётчика-инженера. Затем, пройдя, как я говорил, отбор, еще 2 года находился в Центре подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, и получил квалификацию лётчика-космонавта.
А в 1997 году Леонидсовершил космический полёт продолжительностью 15 суток и 16 часов на американском космическом корабле-шаттле «Колумбия» (STS-87), где выполнял эксперименты Института системных исследований человека по тематике «Человек и состояние невесомости». По сведениям российских СМИ плата за полёт составила $87 000.
Перед полётом, во время подготовки, я знаю, что он совершил огромное количество затяжных прыжков. Все это было сделано, чтобы затупить чувство страха, чувствовать себя также уверенно в воздухе, как и на земле. Летал на всех типах самолетов. Получил квалификацию лётчика-испытателя.
В 1991 году Леонид Константинович принял гражданство Украины. Он является первым гражданином независимой Украины, совершившим космический полёт.
Умер Леонид Каденюк на 68-м году жизни 31 января в этом году во время утренней пробежки. Конечно, я был на его похоронах в Киеве.
А, вообще, очень жаль, что наше авиационное училище лётчиков прекратило свою деятельность. Многие выпускники, включая и Леонида Каденюка стали впоследствии лётчиками-космонавтами. Вот только некоторые из них, памятники которым стоят перед входом в нынешний лицей:
- Николаев Андриян Григорьевич, учился в 1952 году;
- Кизим Леонид Денисович, выпускник ЧВВАУЛ 1963 года;
- Климук Петр Ильич, выпускник ЧВВАУЛ 1964 года;
- Романенко Юрий Викторович, выпускник ЧВВАУЛ 1966 года;
- Попов Леонид Иванович, выпускник ЧВВАУЛ 1968 года.
- Как дальше продолжалась ваша карьера лётчика?
- После формирования отряда космонавтов, как я говорил, меня внесли в резерв. Каждый год в течении 5 лет я ждал приглашения, но тщетно. Программа «Буран» не была успешной, и ее закрыли. И при поддержке моего земляка лётчика-космонавта Климука меня в качестве старшего группы, уже в звании майора, командировали в Алжир. Целью поездки было обучить местных лётчиков летать на самолете МиГ-23. Дети остались жить у моих родителей, а моя жена зимой жила в Алжире, а на летний период улетала домой.
Запомнился воздушный парад наших самолетов в день празднования 25-летия народной республики Алжир. Тогда на трибунах находилось 32 Президента всех африканских республик. Мы показали, что называется, «высший пилотаж». И по окончании главком военно-воздушных сил Алжира каждому нашему лётчику вручил куртку, очки пилота и швейцарские часы.
За успешное обучение алжирских лётчиков я был представлен к ордену Красной Звезды.
Когда вернулся домой, стал в училище преподавать курсантам самолетовождение. Получил звание подполковника.
А после развала СССР, в ноябре 1995-го года, к моему великому сожалению, ЧВВАУЛ перестал существовать, как авиационное училище. И я ушел в отставку.
Самолеты, на которых я обучал летать курсантов – остались, и находятся на территории, так называемого, Музея авиации и космонавтики Черниговщины. Со временем я и начал заниматься общественной работой по сохранению Музея. В 2016-м году мне было присвоено звание полковника авиации.
- На каких самолетах вы летали лично и обучали летать курсантов?
- Л-29 «Дельфин» - чехословацкий реактивный учебно-тренировочный самолет;
- Л-39 «Альбатрос» - чехословацкий учебно-боевой самолет;
- МиГ-15УТИ - реактивный двухместный учебно-тренировочный самолёт, созданный на базе истребителя МиГ-15;
- МиГ-17 – советский реактивный истребитель, разработанный в конце 40-х годов. Предназначался для замены МиГ-15;
- МиГ-21 - советский лёгкий сверхзвуковой фронтовой истребитель третьего поколения, разработанный в середине 1950 годов. Первый «МиГ» с треугольным крылом;
- МиГ-23 - советский многоцелевой истребитель третьего поколения с верхним расположением крыла изменяемой стреловидности.
- А сейчас могли бы сесть за штурвал и взлететь?
- Конечно! Это умение уже на всю жизнь. Жаль, без прохождения медицинской комиссии не допустят (улыбается).
- Расскажите о вашей нынешней деятельности в Музее
- Музей начал создаваться задолго до прекращения существования училища. И где-то в 2006-м неравнодушные выпускники ЧВВАУЛ потихоньку начали восстанавливать историческое наследие: фотографии, книги, различные ценные предметы и экспонаты, которых со времен открытия училища сохранилось великое множество. Более плотно я стал работать в музее с 2010 года.
На сегодня музей официально зарегистрирован в Управлении культуры и туризма городского совета, как Музей авиации и космонавтики Черниговщины. Я на общественных началах являюсь директором музея и председателем союза ветеранов-авиаторов. Нами создана музейная книга, в которой перечислены все экспонаты, размещенные в 3-х помещениях нынешнего Черниговского лицея с усиленной военно-физической подготовкой.
Сейчас нашей целью является сохранение Музея авиации и космонавтики Черниговщины для потомков. Для этого мы хотим сделать его коммунальным предприятием, то есть государственной собственностью.
Владимир Фомич Кузьменков второй справа
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Кузьменков, Каденюк, ЧВВАУЛ, летчики-космонавты