Женщина-архитектор создала домашний кукольный театр
В каждом областном центре есть драматический и кукольный театры. А у нас в Чернигове «поселился» еще и домашний кукольный театр. Четыре года назад его создала талантливая поэтесса и архитектор — 30-летняя Елена Грицюк.
До сих пор никто не знает, как и когда появился кукольный театр и кто показал первое в истории кукольное представление. Кто-то считает, что кукольный театр возник из детской игры.
Другие придерживаются мнения, что на создание такого театра вдохновили народные праздники с обрядами и песнями, переодеваниями и масками. Но в любом случае кукольный театр почти магически влияет на людей, особенно на детей...
Поэтому неудивительно, что именно посещение со своим сыном черниговского кукольного театра в 2005 году вызвало у 30-летней поэтессы и архитектора Елены Грицюк желание сделать собственный кукольный театр (сегодня это единственный домашний театр кукол на территории Украины). И уже через месяц на подмостки, которые были сделаны из стульев и большого куска ткани, поднялась первая «актриса» — Мышка-шотландка.
Елена с первой куклой
Мне очень понравилась эта ткань, — рассказывает Елена, — ведь она мягкая и приятная на ощупь. Я стала крутить ее в руке, и вдруг получилась голова мышки. Сразу родился образ «будущей актрисы»: пожилая дама, большая модница, которой будут подражать другие актеры, пришедшие в театр позже. Так и случилось — у всех кукол-животных, которых я шила после мышки, квадратные головы и одежда такого же стиля.
Второй была сова. Она настоящая актриса. Как-то ей пришлось играть ворону, мы ей только другой клюв приделали и на «сцену» выпустили. Потом я сшила лисичку, которая иногда «играет» кошку. Через несколько месяцев «труппу» пополнили Зайчик-пальчик (он одевается на палец) и Медведь с Машей. А еще через какое-то время к ним присоединились Волк, Царевна-лебедь, Баба Яга, Принцесса (она же Снегурочка), Дед Мороз, Змей Горыныч, Добрыня Никитич и даже Оранжевая Леди.
— Сын вдохновлял тебя на создание каких-то игрушек?
— Благодаря моему сыну Арсению на свет появился Конь. Арсению очень хотелось иметь коня-качалку, но для меня это было слишком дорого, да и места он бы много занимал, поэтому я просто сделала коня из ракетки для бадминтона. Теперь сын вырос, а на коне «ездит» Добрыня Никитич.
— Из чего ты делаешь кукол?
— Использую все, что попадает в руки, — мамины и бабушкины старые платья, сапоги, бусы и тому подобное. Головы куклам делаю из утеплителя для труб.
— ???
— По специальности я архитектор. Когда сыну было полтора годика и я была в декретном отпуске, услышала, что будет проходить специализированная выставка для архитекторов и строителей. Интересно же. Решила пойти. Только Арсения не с кем было оставить. Поэтому я взяла его с собой. Подходим к одному из стендов, а там этот утеплитель. Ребенок заинтересовался и стал им играть. Увидев это, представитель фирмы по производству утеплителей целый кулек образцов нам дал.
— Сейчас Арсению 7 лет. Он помогает шить кукол?
— Пока нет, но пытается. Когда я заканчивала шить коня, пришила ему к морде пуговицу-яблоко, чтобы было видно, что эти животные их едят. Тогда Арсений отыскал пуговицу-цветок и пришил с другой стороны — хотел показать, что кони и травой питаются. А недавно сын подарил мне тесьму, на которую собственноручно пришил много разных пуговиц. И могу сказать, что они пришиты не по-детски.
— У твоего театра большой репертуар?
— Нет. Пока мы используем детские сказки, такие, как «Рукавичка», «Сказка о царе Салтане», «Маша и Медведь». Недавно показали в школе Арсения «Репку» в авторской обработке моего дедушки. Иногда я позволяю себе пофантазировать. Когда я работала в Киеве (сейчас Елена работает архитектором в Чернигове. — Авт.), то устроила для своих коллег представление, в котором на каждого из них выдумала небольшой кукольный шарж. А в 2008-м я подготовила к Новому году сказку о Деде Морозе и Снегурочке и тоже вовлекла в это дело своих коллег. Представление имело успех.
— Сколько в среднем длится твой спектакль?
— Не больше получаса, поскольку детям надоедает долго сидеть на одном месте.
— Кроме школы своего сына и своей работы, ты еще где-то показывала свои спектакли?
— Да, в Киево-Печерской лавре. Священникам понравилось, приглашали еще. Показывала своих кукол в нашем кукольном театре, правда, без спектакля.
— Случались ли с куклами какие-то интересные случаи, мистические истории?
— Нет. И это стран но, потому что мистика сопровождает меня всю жизнь. Как-то я нарисовала портрет своей университетской подруги, а мой знакомый увидел этот рисунок и влюбился в девушку, хоть ни разу не видел ее в жизни. Пришлось их познакомить. Позже они поженились и до сих пор живут вместе.
— Приносят ли куклы прибыль?
— Никакой выгоды от своего творчества я пока не имею, в отличие от сказочного доктора кукольных наук Карабаса-Барабаса, который рассматривал свое дело исключительно как прибыльный бизнес. Мой театр призван приносить радость людям. Хотя были предложения поставить его на коммерческую основу, но я отказалась, поскольку вкладываю в каждую куклу свою душу, вынашиваю замысел месяц, а то и больше. Так что ни о какой коммерции не может быть и речи!
Справка
Куклы народов мира
Каждый народ имеет свои традиции кукольных представлений. На Руси на ярмарках всегда был кукольный балаган с веселым Петрушкой, который появлялся над ширмой, здоровался с публикой, а затем начинались его приключения. Петрушка карал всех, кто его обижал, высмеивал жадность, обман, лживость.
А в странах Азии был распространен театр теней. В этом театре нет традиционных кукол и красочных декораций. Вместо них — экран, на который проектируются силуэты людей, животных, птиц, предметов. В Японии традиционным был театр дзерури, где старинный народный песенный сказ соединяется с кукольным спектаклем. Декорации для такого театра рисовались тщательным образом и реалистично. Куклы изготовлялись больших размеров (100-130 см), у них двигались не только ноги и руки, но даже пальцы, глаза и брови. Управляли одной такой куклой сразу три кукловода, и, чтобы добиться согласованной работы, они тренировались на протяжении нескольких лет.
А в Украине были распространены вертепы. Каждое представление состояло из рождественской драмы и сатирично-бытовой интермедии (пьеса, которая исполнялась между актами драмы). И если драма была более-менее стойкой в своей композиции, то интермедии менялись в зависимости от местных условий и от остроумия вертепника. Число действующих кукол иногда доходило до сорока. На представлении вертепа зрители сначала вспоминали погоню Ирода за Христом, а затем от души смеялись над Цыганом, Ляхом, Москалем, Жидом, Крестьянином, Дедом, Бабой, Священником, а больше всего над своим любимым Запорожцем с его шутками.
Ольга Мусий, еженедельник «Гарт», № 18(2406)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: кукольный театр, Елена Грицюк, Ольга Мусий