Универсальный солдат со счастьем в квадрате
Недавно захотелось перечитать книгу «Фортеця для серця», два года назад подаренную мне самим автором, Еленой Печорной. Кто не знает, это наша писательница (из Михайло-Коцюбинского Черниговского района), которая а 2011 году прославилась на всю Украину романом «Грішниця». «Фортеця для серця» — это ее третья книга. Перечитала и вновь поразилась: ну откуда скромная сельская учительница, а в настоящее время библиотекарь, берет такие темы, такие образы? Даже высказала ей свое восхищение в «Фейсбуке», поздравляя с днем рождения.
Читатели могут не поверить в такое совпадение, но буквально через несколько дней главный редактор поручил мне взять интервью у Елены Печорной. Поводов — целых три: 23 февраля она отметила свое 35-летие, 3 марта — Всемирный день писателя, да еще и 8-го — Международный женский праздник. Вот и выдалась возможность задать писательнице все свои вопросы.
ПРЯТАЛАСЬ В «ФОРТЕЦЮ»
У нас вышло не интервью, а скорее теплая дружеская беседа. У Елены на работе — в михайло-коцюбинской библиотеке. Писательница называет ее храмом книги. Говорит, они с коллегой привыкли не замечать ни того, что помещение плачет по ремонту, ни холода, в котором комфортно лишь их бесчисленным цикламенам. Просто работают для людей. Мы еще даже не начали разговор, как пришла женщина. Попросила Елену подобрать что-то почитать.
— Мне очень приятно, когда советуешь читателю книгу, а она приходится ему по душе.
Начала я с того, что не терпелось узнать самой.
— Откуда взялась твоя «Фортеця для серця»?
— Ее мне, можно сказать, заказали читатели. Мол, устали от серьезных тем, которые я поднимаю, и попросили чего-то светлого, нежного.
А еще после выхода моей второй книги — «Кола на воді» — мне организовали настоящее турне. Я побывала з Репках, Бобровице. Куликовке, Прилуках. От встреч с местными библиотекарями остались приятные, теплые впечатления. Это как раз был очень сложный для библиотечной системы период: урезали ставки, из-за чего уменьшились зарплаты. Люди были подавлены. Но в то же время встречали так искренне, будто ждали только меня. И до того захотелось написать о таких людях - настоящих, живущих на земле, со своими хлопотами, мечтами, своей жизнью, о которой на тех столичных холмах, наверное, и не догадываются.
Задумывалась «Фортеця» как история любви, а вышла, какая вышла, потому что писалась в достаточно сложный для меня период (начала ее осенью 2013 года, а увидела свет книга в 2014-м). То были и события в стране, и моя личная беда: тогда очень болел мой папа, а вскоре, к сожалению, умер. Через две недели после этого я поставила последнюю точку. Поэтому «Фортеця» — особенная для меня книга. В нее я просто пряталась, она меня спасала. Ее герои были для меня живые люди — впервые я такое чувствовала. После выхода романа родные и знакомые звонили и говорили: «Лена, читали и плакали». Уже сейчас я понимаю, что им, видимо, передалось мое эмоциональное состояние.
— Мы начали с третьей книги. Давай вернемся к самому началу. Знаю, что родилась ты в соседних Левковичах.
— Да, а когда окончила 3-й класс, мы с семьей переехали в Михайло-Коцюбинское. С сестренкой вышли здесь замуж, пустили корни. Анютка младше меня на год и десять месяцев. Так интересно: я сделала ей подарок — на ее день рождения (12 декабря) родила ей крестника.
Кстати, своих детей — 10-летнего Владика и 7-летнюю Олечку — Елена называет «счастье в квадрате».
— Писать я начала в подростковом возрасте. Это сейчас школьники в Интернете друг друга «лайкают», а тогда, если помнишь, были анкеты друзей, дневники. Они как-то незаметно перешли в художественные тексты. Я называла их «мои бредни». О них знали только самые близкие.
Несмотря на это, в 11-м классе я собиралась поступать в медицинский. Но участие в литературном конкурсе «Проба пера» (1998 год. — Авт.) перевернуло все с ног на голову. Запомнилась не столько моя победа (в номинации «Проза» — за рассказы «Утренний этюд» и «Смертельная красота»), сколько впечатления: тот зал, именитые авторы. Я прикоснулась к писательскому миру. То, что мои произведения заметили, окрылило. Я поняла: это не просто «мои бредни», а что-то в них есть. Тогда и решила связать жизнь с литературой.
Кстати, именно в «Гарте» я увидела рекламу для абитуриентов о наборе в Нежинский государственный университет имени Н.Гоголя. Меня заинтересовала специальность «украинский язык и литература и практическая психология». А когда туда поехала и увидела белые колонны гоголевского вуза, Графский парк... влюбилась в Нежин, с благодарностью и теплотой вспоминаю студенческие годы и людей, окружавших меня тогда.
КАК РОДИЛАСЬ «ГРЕШНИЦА»
— Идея написать о сложной женской судьбе возникла еще во время учебы. Попалась мне в руки газета, что-то вроде «Моя судьба», в которой я прочла историю — не знаю, настоящая она или вымышленная — о больной СПИДом проститутке. Поняла: обязательно напишу о такой женщине. Меня иногда упрекают, что в «Грешнице» столько всего намешано, слишком уж много трагического. Но все, что меня тогда задевало, болело, несколько лет собиралось, - в один момент выплеснулось. Уже после выхода книги были ситуации, когда ловила себя на мысли: я об этом уже писала! Да и иногда узнаешь о таких людских историях, по сравнению с которыми моя «Грешница» «отдыхает». Ведь жизнь — еще тот сценарист...
Писать книгу я начала в декретном отпуске, до которого по оконцании вуза год проработала в Славутиче, в школе №1. Как-то вечером, помню, достала большую тетрадь, взяла ручку и сделала первые записи. Потом, наверное в середине рукописи, муж купил ноутбук, после уже набирала текст. Так интересно: бывает, вся в хлопотах, уставшая, хочешь расслабиться, но заставляешь себя, садишься, открываешь компьютер — и тот мир тебя засасывает, еле потом останавливаешься.
В конце «Грешницы» события, возможно, слишком быстро развиваются. Потому что спешила дописать ее к конкурсу «Коронация слова». Правда, на нем мой роман так и не заметили.
Год он у меня пролежал. Уже родилась дочка (в 2010-м). Потом я к нему вернулась и увидела повторы, другие недостатки. Откорректировала. В тот же год в Интернете наткнулась на информацию о Международной украинско-немецкой литературной премии имени Олеся Гончара для авторов до 30 лет. Отправила книгу, которая сначала называлась не «Грешница», а «Обвисле небо». И она победила! На конкурсе было уважаемое мужское жюри. А этот роман, мне кажется, все же больше для женщин. Подумала: если мужчины что-то в нем нашли, значит, он таки достоин того, чтобы увидеть свет.
...После звонка из харьковского издательства «Книжный клуб семейного досуга» я еще три дня ходила под впечатлением. Представьте себе: девочке из провинции, которая лишь мечтала стать писательницей, звонят и говорят: «Мы заинтересовались. Беремся печатать вашу рукопись». Это уже сейчас я привыкла ко всем издательским терминам и словосочетанию «Елена Печорная», а тогда казалось, что мне это приснилось.
— Кстати, твоя девичья фамилия — Штупун, по мужу — Сердюк. А Печорная — это псевдоним?
— Да, это девичья фамилия моей бабушки по маминой линии. Почему-то меня потянуло именно к ней. Видимо, голос крови. И ни родителям, ни мужу не обидно.
Возвращаясь к роману, я уже потом подсчитала, что готовила рукопись к изданию месяцев 9. Это был будто настоящий процесс рождения ребенка. Потом, помню, захожу в магазин «Книжного клуба» в Чернигове, а на полочке стоит... моя «Грешница» (в издательстве решили изменить название на более интригующее). Это было что-то невероятное! Я эту историю всегда рассказываю на встречах со школьниками, чтобы показать: если очень-очень-очень верить и работать, мечта каждого, как и моя, осуществится!
С «Грешницей» еще много чего связано. За нее в 2012 году я получила Черниговскую областную премию имени Михаила Коцюбинского. Благодаря ей познакомилась с Дмитрием Ивановым. Ваш главный редактор — большой поэт, выдающаяся личность! Он помог мне получить членский билет Союза писателей.
— Расскажи о своей второй книге «Кола на воді».
— Летом 2010-го в России во время купания из-за недосмотра воспитателей утонули пятеро детей. У меня на тот момент недавно появилась Олечка, в своих материнских чувствах я была так обнажена. История настолько меня проняла! В книге нашел отражение и еще один реальный случай, тронувший меня за живое: на Черниговщине на второй день свадьбы погибла невеста. Его обойти я также не могла.
Вторая книга, может, не настолько успешна, но для меня очень ценна. У одной моей знакомой (не буду говорить, кто это) родился сыночек и не выжил. Впоследствии она написала мне сообщение, что в тот период мои «Кола на воді» ей очень помогли. Я подумала: стоило написать эту историю хотя бы ради одного человека. Про себя называю ее «историей потерянного времени». Она о том, что нужно дорожить своими родными и близкими. За хлопотами у нас не так много времени остается для семьи, и какие-то важные моменты упускаются. А иногда необходимо остановиться и подумать, что «потом» может и не быть, и начать ценить каждое мгновение.
ПОДАРОК НА ЮБИЛЕЙ
— Когда порадуешь следующей книгой?
— Ой, все сроки я уже пропустила, — смеется Елена. — Меня подгоняли-подгоняли... И сама себя поначалу корила, а затем поняла: наверное, так надо. Как каждый ребенок по-разному вынашивается и рождается, так и книга. Этой, очевидно, нужно больше времени. К тому же, когда текст отлежался, ты к нему возвращаешься и видишь: здесь верю, а здесь не верю. Начинаешь что-то дорабатывать, менять. От этого книга лишь выигрывает.
Все карты раскрывать не буду, скажу лишь, что идея будущей книги также из газетной заметки, ее рабочее название - «Химерниця». Она — «про вину/провину», о том, что иногда за грехи родителей приходится отвечать детям.
— Знаю, что на 35-летие коллеги устроили тебе настоящий сюрприз.
— Да, огромное им спасибо! Хотя по собственной воле я бы на такое не пошла. Это для кого-то я организовываю и веду творческие вечера (шучу, что библиотекарь - это универсальный солдат: мы и сценарии пишем, и проводим мероприятия, и поем, и танцуем)... А для себя никакого «бенефиса» не хотела. Коллеги же пригласили не только писателей (даже Дмитрий Иосифович смог прийти!), но и моих родных. Бабушка и тетя приехали, а мама и сестра не смогли. Была скайп-связь с известной писательницей Милой Иванцовой, которая написала предисловие к «Грешнице». Поэтесса (автор слов песни «Я казачка твоя») и учительница Надежда Галковская прямо со своего урока «включилась» и прочитала мне стихотворение. Потом наша директор (Черниговской районной централизованной библиотечной системы. — Авт.) Оксана Колесник сказала:«Организовать все это было легко. Когда люди слышали «Елена Печорная», какими бы известными и занятыми не были, сразу шли на контакт». Узнать о таком отношении ко мне было самым главным подарком на юбилей.
Р.S. Сюжетов книг Елены Печорной я сознательно не пересказывала. Возьмите и почитайте — не пожалеете.
Алина Ковалева, "ГАРТ" №10 (2814) от 9 марта 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.