Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Мирослав Мандрик - один из самых авторитетных детских тренеров Черниговщины

Мирослав Мандрик - один из самых авторитетных детских тренеров Черниговщины

Мирослав Мандрик

Есть поговорка, что часы идут, дни бегут, а годы летят. Вроде бы совсем недавно на поле стадиона „Юность" Мирослав Мандрик с молодецким задором показывал своим воспитанникам из детско-юношеской футбольной школы, что и как нужно делать с мячом, а пару недель назад уже отметил свое 75-летие. Пролетели-таки годы. Однако разговор с юбиляром не свелся исключительно к воспоминаниям о прошлом. Мнение одного из самых авторитетных детских тренеров Черниговщины, который, кстати, воспитал мировому футболу самого известного черниговского футболиста Олега Кузнецова, и сегодня стоит того, чтобы к нему прислушаться.
А началась беседа с обсуждения самой болезненной сегодня темы для каждого Черниговекого любителя футбола.

— Из-за каких-то недоразумений городская власть и Алексей Савченко столкнулись лбами, а город может остаться без футбольной команды вообще. Это будет очень досадно, — посетовал Мирослав Данилович. — А так хорошо все начиналось. Народ не просто ходил на футбол - валом валил. Теперь уже так не будет.

— Ну что Вы так пессимистичны. .. Хочется верить, что будет и команда, и люди будут ходить на стадион.

— Да нет, мне кажется, что такого интереса и ажиотажа уже не будет. Народ разочаровался и чувствует себя обманутым.

— И кто виноват?

— Считаю, что представители власти. Они надеялись, что с приходом этого Савченко избавятся от груза. Но не тут-то было. Палка обязательно о двух концах.

«А я же их когда-то гонял...»

— Мирослав Данилович, я видел Вас, наверное, на всех домашних матчах „Десны" и „Десны-2". Видимо, среди жизненных забот все еще есть время на футбол?

—А что остается? Не работаю - полный пенсионер. Скажу откровенно - скучаю по работе. Трудно без любимого дела. Иногда просыпаюсь среди ночи от ощущения, будто на работу опоздал... Деть себя больше некуда. Дети разъехались, я один с женой. Сейчас вот внук приехал - радует. Возможно, через год дочь вернется, так и нам легче будет. Потому что жизнь старческая всевозможными болячками отягощает.

— Вы говорите — жизнь старческая. Мне едва за сорок, да и то, глядя на дочь и ее ровесников, иногда чувствую себя человеком другого времени. А как Вы относитесь к молодежи? Ведь когда-то, наверное, Вас так же удивляло мое поколение?

— Никогда себя выше кого-то не ставил. И к молодым всегда относился с уважением. Такое же отношение к другим людям пытался воспитывать и в своих учениках. В итоге - из огромной массы воспитанников, обученных мною за сорок лет работы детским тренером, лишь пятеро пошли, так сказать, по скользкой дороге. Другие же, пусть и не все стали знаменитыми спортсменами, стали добропорядочными гражданами, которыми я могу гордиться. Вот и сейчас в связи с 75-летием мне звонили из Москвы, Санкт-Петербурга, Минска, Киева, Ивано-Франковска, Севастополя, из многих других городов, где живут мои воспитанники. А те, которые в настоящее время уже сами работают тренерами в Чернигове, пришли ко мне домой и поздравили. Благодарен им за это.

А я же их когда-то очень гонял! За учебу или какие-то там школьные шалости не карал, даже по школам ходил, к родителям и договаривался. Но потом на тренировках нагружал по полной. Считал, кто выдержит - тот будет игроком, а кто не выдержит - тот сам уйдет. Без лишних обид, что его выгнали.

— А свою футбольную юность помните?

— Я жил в небольшом местечке Калуш Ивано-Франковской области. Семья была большая - четыре брата и три сестры. Отца в годы войны немцы расстреляли. Конечно, было нелегко. Футбольные баталии начались уже после войны, когда при некоторых предприятиях начали создаваться команды. Позже я поступил во Львовский институт физической культуры, где играл за студенческую команду. А когда закончил институт, мама и говорит: „НІ, синку, ніяких футболів — додому". И я в 1957 году послушно вернулся в Калуш, где сразу же получил назначение на должность директора спортшколы.

— И как оказались в Чернигове?

— Моя жена закончила калушский химико-технологический техникум и получила направление на работу в Чернигов. Город понравился, так я и трудоустроился здесь — сначала в спортивном обществе „Трудовые резервы", а впоследствии предложили должность заместителя председателя облспорткомитета. Однажды по своим тренерским делам зашел директор областной ДЮСШ Леонид Рынский и говорит: „Как тебе не стыдно здесь стулья протирать, ты же тренер". Вот так я вернулся в детский футбол и с 1969 до 1984 года работал в областной ДЮСШ, из которой впоследствии выросла СДЮШОР по футболу „Юность".

О травме от собственного тренера и некоторых вопросах

— Как опытный детский тренер Вы, наверное, должны знать, почему многие украинские футболисты, сверкающие на юношеско-молодежном уровне, теряются во взрослом футболе?

— Этап перехода из юношеской команды во взрослую неправильный. По-моему, нашим молодым игрокам не дают времени втянуться во взрослый футбол, требуя от них немедленных результатов. Но молодой парнишка лишь через год-два будет готов психологически к требованиям взрослого футбола. И в том, что молодые таланты не могут раскрыться, виноваты прежде всего тренеры, которые этого не понимают. Ведь часто приходится наблюдать, как тренеры профессиональных команд в пылу борьбы в таких выражениях ругают молодого, что у того начинают коленки дрожать от одной мысли о мяче. И игрок получает тяжелую психологическую травму от собственного же тренера. А так не должно быть. Пусть игрок чувствует себя свободно и сам анализирует ситуацию. Тренер должен подсказывать, а не давить.

—А как тогда в других странах молодые сразу же становятся „звездами" мирового уровня? Бекхем, Руни, Дель Пьеро, Рауль, Рональде и многие другие совсем „зелеными" юнцами становились лидерами не только „Манчестера", „Ювентуса" или „Реала", но и своих национальных сборных. Что мешает раскрыться, например, Ярмоленко?

— Не каждому открыты, двери в состав. Мне импонирует нынешний тренер „Динамо" Юрий Сёмин тем, что в отличие от своих предшественников доверяет молодым. И они, надеюсь, себя проявят. А раньше в киевскую команду пробиться было невозможно. Даже в молодежную. Чтобы киевляне обратили внимание на перспективного к.      парня, тренеры из других городов должны Я     были ехать в столицу и решать некоторые Л    вопросы. И только после этого они соглашались хотя бы посмотреть.

— И что это за некоторые вопросы?

— Иногда заставляли исправлять документы, чтобы ребенок был на 2-3 года младше, чем в действительности. А иначе нельзя было.
Что касается других стран, отмечу, что там дети тренируются и играют не ради турнирного результата, а в свое удовольствие. И показателем успешности детского тренера является не количество очков и место в турнире, а количество игроков, переданных из юношеского футбола в профессиональный.

— Может, есть смысл сломать нашу систему?

— Конечно, соревновательный уровень нужен, но не в такой же степени. У нас за пять-шесть лет учебы на детско-юношеском уровне из-за ответственности за командный результат игрок так зажимается, что успевает устать от этого и приходит во взрослый футбол разученный получать эстетическое удовольствие от игры. Вы посмотрите, с каким выражением лица юноши играют во дворе или на пляже и с каким они выходят на футбольное поле. И уже через десять минут официальной игры их начинают судороги хватать.

Еще один важный момент, который требует индивидуального подхода к ребенку, - нынешние дети, по сравнению со своими ровесниками предыдущих поколений, очень слабы.

— Почему?

— Трудно ответить однозначно. Возможно, потому, что папы и мамы начали значительно больше уделять внимание, так сказать, нездоровому образу жизни, чем детям. Из-за этого и морально-психологические качества у детей отсутствуют. А это - главное.

—Вы, как заслуженный тренер Украины и наставник одного из лучших защитников мирового футбола, ездите, по-видимому, на собственном „мерседесе", имеете дачу где-нибудь на берегу Десны?

— Шутник ты. Звание заслуженного тренера Украины мне не принесло никакой выгоды, ни одной копейки. Живу исключительно на пенсию, заработанную тренерской деятельностью в ДЮСШ. Дачи не имею, живу в обычной двухкомнатной квартире. А «мерседес» у меня двухколесный – харьковский велосипед «Турист», приобретенный 15 лет назад. Но если бы мог повернуть жизни назад, то опять выбрал бы футбол. Вот только, наверное, был бы более обеспеченным человеком, ведь мы в то время о деньгах почти не думали.

— Мирослав Данилович, здоровья Вам, чтобы Вы со своими учениками проанализировали еще не один десяток матчей.

Сергей КОЗЛЯНСКИЙ, еженедельник "Гарт", № 6(2394)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Мирослав Мандрик, тренер, Сергей Козлянский

Добавить в: