Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Нотариус Александр Красногор: «Наши граждане хотят увидеть подтвержденное право собственности не в компьютере, а на бумаге»

Нотариус Александр Красногор: «Наши граждане хотят увидеть подтвержденное право собственности не в компьютере, а на бумаге»

Как вы себе представляете рядового нотариуса? 90% людей на этот вопрос ответят одним словом: клерк или канцелярская мышь. Так уж принято, что бумажную работу многие считают рутинной, скучной, казённой. А есть люди, которые даже в эдакой серости умудряются найти момент для творчества. И воспринимать свою работу исключительно как такую, которая существенно облегчает жизнь людей. Александр Красногор занимается нотариальной деятельностью уже давно – почти два десятка лет. Три срока подряд возглавлял Нотариальную палату области.




Сейчас больше хочет заниматься наукой и волонтерской работой, усовершенстваванием практических навыков ну и немного творчеством в свободное от работы время. Бумажная работа – не повод расслабиться и не работать над собой, потому нотариус всегда элегантен – в безупречном костюме и дорогой сорочке. Философ, что тут скажешь. Зато согласился посвятить нас в нюансы своего дела, хоть и признался – заранее не готовился. Слишком уж долгим выдался день – совещания, встречи, клиенты.

Но минут 40 поговорить все же удалось.
- В области у нас сейчас 108 нотариусов. В городе – 57. Это я о частных, но есть еще и государственные. У нас три нотариальные госконторы – Деснянского и Новозаводского районов и Черниговская районная нотариальная контора.

- Нас больше интересует ситуация по Чернигову, - координирую я. И тут же задаю следующий вопрос:
- Знаете, хотелось спросить: а насколько прибыльно нотариальное дело? Ведь столько же контор, такая конкуренция…
- Сложно сказать, потому что каждый работает индивидуально. Для того, чтобы открыть нотариальную контору – необходим стартовый капитал. Ведь нужно платить за аренду или выкупить площадь. Это – недешевое удовольствие. Плюс нужно оборудование – копировальные аппараты, компьютеры, интернет, мебель. Какое будет минимальное вложение? Давайте приблизительно посчитаем: аренда помещения – 10 тысяч в месяц, компьютер – 20 тысяч, ксерокс – 20 тысяч, уже 50 получается. Ну, вот со ста тысяч и можно начинать.
Я начинал в 2001-м году, снимал помещение в страховой компании «Оранта», мы взяли деревянный стол из дому, на котором еще бабушка нас обедом кормила, приспособили его как стол для посетителей (место где клиент мог разложить свои документы и объяснить свою ситуацию), а для рабочего стола нотариуса я использовал свой письменный стол на котором я еще в детстве и юности делал уроки и готовил курсовые в институте, взяли стулья домашние, переклеили своими силами обои, спасибо светлейшему человеку к сожалению уже покойному Леонову Ивану Ивановичу– руководителю «Оранты», который пришел к нам и сказал: «Я чувствую, что в нашем районе необходим нотариус, мол найдите мне его».
Я тогда работал еще в областном управлении юстиции, и раздумывал о том, чтобы уйти с госслужбы и перейти на вольные хлеба. Долгое время мама – Татьяна Ивановна, меня отговаривала: «Сынок, зачем ты пойдешь в нотариальную контору, если ты на госслужбе, зарплата есть, социальный пакет есть, оплачиваемый отпуск, больничные, в случае необходимости, и т.д., в общем, всё хорошо!». Ведь есть большой риск, поскольку будут клиенты или нет – неизвестно. Я не послушал ее и пошёл. Людям нужны в любом случае специалисты и нужно, чтобы человек принимал с радушием, обеспечивал комплекс услуг, чтобы был компетентным и технически подкованным. И делал бы все оперативно. Поэтому частный нотариат возник как альтернатива государственному, в котором есть очереди, где люди ждут. А клиенты сейчас хотят получить услугу быстро – желательно в тот же день. А госконторы это не всегда могут обеспечить. Частный нотариат возник в 94-м, и вот с тех пор успешно развивается, полностью оправдывая доверие граждан и с честью выполняя предоставленные ему государством правовые функции.

На практике работа нотариусов заключается в том, чтобы юридические факты в жизни каждого клиента облечь в документальную форму, - рассказывает Александр Красногор.

Что касается стоимости услуг, то Закон Украины «О нотариате» разрешает таким юристам назначать цену по договоренности.
- Есть ставки госпошлины, ставки административного сбора, которые одинаковы, а вот дополнительные правовые услуги – они уже по договоренности сторон. Если в госконторе тарифы устанавливает управление юстиции, то у нас нет установленных тарифов. Мы сами определяем стоимость. Конечно, рынок также диктует свои тенденции. Есть и средняя стоимость за оформление того или иного документа по городу. Вот, клиент ко мне пришёл и говорит, что стоимость доверенности у разных нотариусов по городу 200-250-300 грн. Но есть и такие, которые берут 500 грн. И почему так? Ведь знакомый же нотариус. Ну, объясняю, такая у него цена. Плюс, тут немаловажную роль играет правовой анализ документов – либо же все в порядке и достаточно напечатать. Либо же необходимо юридическое заключение, разбор правовых коллизий, множество нюансов, имен, необычный и нестандартный текст – тогда, конечно же, стоимость услуги возрастает. Также все зависит и от того, кто обращается – если это давний клиент или родственник, то частные нотариусы могут регулировать стоимость услуг в сторону уменьшения. Хотя ходят слухи о том, что Министерство юстиции планирует установить четкие тарифы.

- Это усложнит работу?
- В принципе, мы готовы и с тарифами работать. Не усложнит. Хотя во всем мире от этого отказались. В Канаде, например с 1990 года в Квебекском нотариате существует режим гонорарной свободы, поскольку там считают, что рынок должен быть свободен. И сам урегулирует стоимость, поскольку там считается что обязательная тарификация значительно ограничивает конкуренцию, и следовательно лишает потребителя такого преимущества как соотношение качество/цена и поиск большей эффективности в этом плане. Ведь в либеральной экономике лояльная конкуренция является наилучшим гарантом адекватного соотношения между ценой и качеством.

Для справки: в Украине нотариат латинского типа. Это значит, что признаются документы по принципу бесспорности, то есть, не требующими дополнительного доказывания. Ведь в нашей стране нет прецедентного права, а есть записанное. Поэтому, только по письменно изложенным законам и стоит работать.

Еще немного о принципах работы нотариусов: всё тщательнейшим образом проверять и ничему не верить. Александр Красногор советует коллегам подходить к оценке документов таким образом, чтобы видеть не только подводные камни, но и те последствия, к которым могут привести те или иные действия нотариуса.
- Если есть сомнения в достоверности предоставленных данных – от сделки лучше отказаться, - рекомендует Красногор.

Что касается морально-этических моментов, то, безусловно, за каждым документом может скрываться какая-либо история, но вряд ли клиенты поведают ее юристу. Есть еще одна беда, с которой приходится иметь дело нотариусам. Речь идет о тех их коллегах, которые не слишком разборчивы в выборе клиентов и часто оказывают услуги по оформлению сомнительных сделок по купле-продаже для так называемых «черных риэлторов». Александр Красногор в курсе данной проблемы. Он уверяет, что это беда национального уровня. Заметно, что обсуждать эту тему ему неприятно:
- Пока нет решения суда, вступившего в силу, пока вина нотариуса не будет доказана, мы эти факты не можем принимать как данность. Хочу заметить, что к этой проблеме не всегда и СМИ подходят компетентно, сознательно очерняя нотариуса и нивелируя нашу профессию в сравнении с функциями регистраторов, что мы замечаем в последнее время.

Помимо суда нотариальная общественность также может повлиять на нерадивого коллегу. Если же удастся доказать, что нотариус действительно запятнал себя, тогда это дело будет рассматриваться на внутрислужебной комиссии при управлении юстиции. Первоначально такому нотариусу может быть применена такая дисциплинарная мера, как повышение квалификации на соответствующих курсах. Возможен и материальный штраф, (например, при нарушениях положений при проведении финансового мониторинга). Также ему дадут возможность и даже обяжут обязательно исправить допущенные нарушения, в случае, если этого не произойдет, то, как крайняя мера воздействия, законодательством предусмотрена лишение свидетельства на право занятие нотариальной деятельностью. А это уже компетенция Высшей квалификационной комиссии при Министерстве юстиции Украины. Александр говорит, что к подобным методам воздействия прибегают редко, но и такие случаи бывают, когда нерадивых нотариусов лишали возможности вести нотариальную практику. Кроме того, законодательством предусмотрено и полное возмещение ущерба причиненного вследствие незаконных действий или неосторожности частного нотариуса.

Есть у нотариусов и свои контролирующие организации – проверяющие качество их работы: управление юстиции, прокуратура, суд, сам клиент или его адвокат вполне могут обратиться с жалобой в Нотариальную палату Украины на того или иного нотариуса.

Поскольку в этот момент разговора в кабинет входит помощник и вносит здоровенный гроссбух, то моему собеседнику приходится отвлекаться и делать запись от руки в книге.
- Ну что же вы замолчали? Спрашивайте!

- Да боюсь вас отвлекать. А то вдруг ошибок наделаете.

Но за минуту запись сделана, и мы продолжаем разговор. Перевожу тему на регистраторов, мол, не отбирают ли хлеб у нотариусов.
- Нет. Хоть мы и выполняем работу параллельно, это одно из последних нововведений. Нотариус без проблем справился с функцией регистратора (это своего рода БТИ). Но вот регистратор вряд ли сможет работать как нотариус, наши полномочия шире. Регистраторы выполняют только техническую работу, а мы и техническую, и правовую, и психологическую. Ведь недаром еще Оноре де Бальзак сказал: «Есть в нем (нотаре) что-то и от судьи, и от священника и от адвоката» Плюс, в нашу профессию приходят люди уже с хорошим опытом работы.

Пока мы беседуем – помощник вносит новые копии отсканированных документов на подпись. Не удерживаюсь и спрашиваю:
- А сколько вы тратите денег на бумагу?
- Много. На последнюю закупку ушло около 1000 грн.
- А сколько это листов?
- Сейчас, спрошу (смеётся)
Выглядывает из кабинета и спрашивает: «А сколько мы за бумагу в последний раз проплачивали?». Ему отвечают: 1100 грн. «А сколько это пачек?». Ответ: 15. Оказывается, такого количества хватает всего-то на три месяца работы. Плюс, нотариальные конторы покупают и бланки. По 10 грн. за штуку. В месяц их уходит по 100-150 штук.

О виртуализации бумагооборота мечтать пока рановато. Хоть и очень хочется. И причина тут не в государстве или нотариусах, а в менталитете клиентов.
- Да, мы пользуемся многими инновациями, такими как электронная подпись, однако лист бумаги это все же не заменяет. Поэтому кроме электронной копии – мы делаем еще и бумажное подтверждение. Плюс, ведем реестр документооборота – вот в таких гроссбухах. Это вообще давно устарело, в Грузии, Латвии от такого отказались. А многие наши граждане хотят увидеть подтвержденное право собственности не в компьютере, а на бумаге в своих руках. Особенности менталитета и плюс уровень развития нашего общества – не у всех же есть интернет и ноутбук. У многих бабушек же точно такого нет, поэтому пока что все будет на бумаге. Иногда такое стремление к осязаемому результату доходит до крайности. Когда мы даём «Інформаційну довідку» без печатей и подписей (это в порядке вещей), то все равно требуют печать и подпись.

Еще из нововведений, которых у нас нет, но очень хочется, чтоб было, это – многолетний виртуальный реестр документов. Также и скорость нотариальных действий у нас в сравнении с западными странами невелика, но мы потихоньку навёрстываем, уверяет Александр Красногор. То же наследство можно оформить и за неделю. При условии, что все документы в порядке и все сроки соблюдены.

Есть у нотариусов и кусок работы, связанный с переселенцами и АТОшниками. Есть тут и стандартные вещи, например, заверить копию удостоверения участника боевых действий. Отдельно отмечу, что очень много (как снежный ком) бумаг: медзаключений, выписок из историй болезни, эпикризов, и т.д., и эти копии мы практически каждый день, последнее время, заверяем для участников АТО, которые получи ранения или иные физические или моральные травмы, при этом денег за такого рода работу мы не берем. А вот что касается переселенцев, то тут все сложно – поскольку все архивы в бумажном виде и находятся на оккупированной территории, либо же уничтожены под обстрелами.
- Разве что делали доверенности людям, которые раньше проживали в Донецке.

Крайним и значительным событием отмечу что, частный нотариат да и государственный готовится ко Всеукраинскому съезду нотариусов. Он состоится 22-23 апреля, пройдет в Киеве. В Чернигове также раздумывают над тем, кто поедет туда, (делегатов мы выбирали на общих сборах нотариусов области).

И какие вопросы от нашего города там будут звучать?
А их немало. В том числе и вопрос хранения бумажных архивов.
- Вот как в случае с Донецком, Луганском и Крымом, когда люди настолько спешно оттуда уезжали, что не успели вывезти архивные документы. Поэтому мы бы хотели, чтобы был какой-то общий нотариальный архив, который бы хранился не только у нас в помещении, а чтобы он был доступен нашим коллегам, хранился в Госархиве. И перевести эти документы из бумажной формы в электронную. Вдобавок, мы уже давно хотим передать наши бумажные архивы в столицу, но нынешнее законодательство этого не позволяет. Каждый должен хранить свой архив сам, пока работает. Плюс, мы должны соблюдать правила хранения – в несгораемом шкафу, при определенной температуре +21С.

Так что нам даже повезло – Александр Красногор впервые показал журналистам свои архивы. Они хранятся в 12 железных шкафах, прикрученных к полу. Срок хранения таких бумаг 75 лет и больше. Ввиду активности граждан и нотариусов – Александр Красногор уже всерьез задумывается о том, чтобы подыскать новое помещение для хранения документации.


Один их шкафов с архивами. И таких только у одного нотариуса - 12

Также задумываются нотариусы и о том, чтобы защитить и электронные реестры от кибер-атак. В Чернигове это пока в диковинку, а вот в Днепропетровске, Киеве, Харькове нотариальные конторы неоднократно сталкивались с хакерскими пакостями.
Кроме этого на съезде планируется переизбрать президента Нотариальной палаты Украины, обратить внимание и усовершенствовать порядок проверок нотариусов, и их помощников, урегулировать вопрос назначение (или избрания Съездом) членом Высшей квалификационной комиссии нотариусов), решать вопросы связанные с налогообложением, социальным и пенсионным обеспечение работников нотариата. Улучшить процесс повышение квалификации кадров органов юстиции и нотариата, ну и многие другие текущие вопросы.
Нотариат хочет и будет с уверенностью смотреть в будущее и внесёт свой должный вклад в развитие экономики и права в нашем государстве.

Анастасия Ярмоленко

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: нотариусы, Красногор, Ярмоленко

Добавить в: