«Сваты-6» и «Большая разница» покорились черниговцу Алексею Смолке
Алексей Смолка
- Алексей, расскажите, что вас связывает с Черниговом?
- Роддом, 36 садик, школа №2, Черниговский педуниверситет, Молодежный театр и сборная команды КВН.
- Часто приезжаете в Чернигов?
- Стараюсь. Я крестил сына музыканта Сергея Легкобыта, поэтому на правах крестного отца приезжаю в Чернигов делать подарки крестнику.
- Что есть в Чернигове такого, чего нет в других городах лично для вас?
- Лично для меня - это память детства. Я жил здесь до 24 лет, поэтому каждая остановка, каждое здание, даже каждое деревце – это какая-то память.
- Считается, что в маленьких городах люди душевнее, чем в мегаполисах? Согласны?
- Раньше, да.
- А сейчас?
- После наступления рыночной экономики большая часть интеллигенции выехала из маленьких городов в поисках заработка. Та знаменитая, пресловутая интеллигенция Чернигова испарилась. Осталось 20-30%. А их место заняли те, кто приехал из сел поступать в университеты. Глядя на то, что творится на улицах, в магазинах, да даже в заведениях, могу с уверенностью сказать, что это уже не тот город. При Советском Союзе Чернигов считали городом интеллигенции, а иногда шутя - интеллигентов и пенсионеров. Пушкин называл Чернигов «городом попов, дураков и пьяниц». Он описывался многими знаменитыми людьми в своих произведениях. Например, в пьесе Вампилова «Старший сын» есть такая фраза: «Я с ней познакомился в Чернигове на берегу Десны…»
Ну, а я конечно не классик, но могу сказать: « Сейчас Чернигов поднимает село!»
- Что могло бы вас заставить вернуться в Чернигов?
- Старость, любовь, свой театр. Но пока я не прошел даже трети запланированного в своей жизни, поэтому возвращаться рано.
- Вы всегда мечтали быть актером?
- Нет. Я вообще не знал до 24 лет, кем хочу быть. Я просто играл в КВН. А однажды Касьянов пригласил меня в Молодежный театр в «Вишневый сад» играть Яшу. Именно тогда, сыграв восемь спектаклей, понял, что я – актер. Это как открытие своеобразного коридора у человека, когда он понимает, кто он есть на самом деле. Я сразу понял, в каком направлении мне нужно двигаться. Решил ехать в Киев, учиться на актера и дальше идти по этой стезе.
- Вы проработали в Молодежном театре три года. Чем-то особенным запомнилась эта работа?
- Проработал я там два с половиной года. Владимира Бенюка я могу назвать своим первым учителем. Просто глядя на него можно было учиться актерскому мастерству. Коллектив, друзья запомнились. Каждый спектакль там был чем-то особенным. Но самое запоминающееся – работа над «Зачарованим колом», где я играл Левка Брута. Я смотрел его еще ребенком в школе – никогда бы не подумал, что почти через 10 лет я буду играть вторую главную роль в спектакле, которым так восхищался в детстве.
- Расскажите, как вы попали в кино?
- Я заканчивал первый курс. В то время все студенты старались где-то подработать и участвовали в массовках. На киностудии имени Довженко объявили пробы на новый фильм. И все студенты где-то человек 250 ринулись на пробы. Я опоздал из-за пары по хореографии. Прибежал последним запыхавшийся, такой смешной, в очках. Меня последнего сфотографировали. А летом, когда я работал ведущим на разных рекламных акциях в Крыму, позвонили и сказали, что меня утвердили на роль в десятисерийном фильме "След оборотня".
- В Интернете о вас пишут как о русском, а не украинском актере. Как так получилось?
- После выпуска из института, как это называется, нас сосватал Красноярский драматический театр имени Пушкина. Я остался там, а театр платил налог и России, и Украине. Меня просто заставили поменять гражданство, хотя и не в принудительной форме. А еще я постоянно сталкивался с проблемами на таможне. Поэтому с 2006 года все-таки получил русское гражданство. Да и снимаюсь я, в основном, для русских телеканалов. Ведь наши еще не полностью платежеспособны, чтобы заказывать первый показ (право на премьеру).
- А как вообще в столице приняли провинциального актера? Сложно было адаптироваться?
- Нет. Я всегда был нахалом благодаря КВНу. Есть два типа актеров. Первый – когда человек приходит в институт и из него «лепят» актера. Второй – когда приходит готовый актер и учится в институте определенным азам. Я как раз отношусь ко второму типу.
- Вам больше в кино нравится играть или в театре?
- Это неразделимые вещи. Играть в театре – это одно, в кино – совершенно другое. Конечно, больше нравится в кино. Больше уважения к тебе, что ли.
- А легче где?
- В кино, конечно в кино!
- А гонорары больше?
- Конечно в кино! Все в кино, поэтому все туда и рвутся.
- Плюс ко всему артисты кино более популярны…
- Не буду кривить душой, какой-то маленький процент того, что хочу быть знаменитым, во мне живет. Но известность ведь тоже разная бывает. Есть «известность», когда подходят на улице и говорят: «А, это вы! Я вас узнал!». Потом есть «вообще известность» - шоу-звезда, в которую каждый пальцем тычет. А есть «известность в уважении»… это Хабенский, Безруков, многие другие. Когда человек увидев его, не подходит, а шепотом говорит другому: «Это он!». Вот мне хочется стать известным, чтобы меня уважали люди за мою профессию, а не за то, что моя морда появилась на экране. Поэтому я в каждой роли стараюсь перевоплощаться, меняться, заниматься творчеством.
- Какие роли вам чаще всего предлагают?
- Отрицательные. Когда я приехал в Киев, то понял, что эта ниша не сильно занята. Как-то получилось, что я в одном сериале сыграл суку, потом во втором, третьем. Так и понеслось. Продюсер «Смерша-3»,когда взял сценарий, даже не задумывался, кого брать на главную отрицательную роль. На меня даже не держали дубль (когда на одну роль рассматривают две кандидатуры). А вообще предлагают разные роли. Благодаря «Байкам Митяя» и «Сватам-6» начали звать и в комедийные работы.
- Но комфортнее вам в роли отрицательных героев?
- Абсолютно. Во-первых, отрицательную роль играть интереснее. Можно создать разные образы, можно придумать какие-то привычки человека. По всему миру куча гениев отрицательных ролей. Но если брать пространство СНГ, то это, конечно же, Андрей Панин, Виктор Вержбицкий, Роман Мадянов. Это гении, глядя на экране на которых хочется их удушить. Во-вторых, это самые запоминающиеся роли. Ну что такое сыграть героя голубых кровей? Просто будь собой. Поэтому часто на главных положительных героев приглашают одноплановых актеров, которые больше вот этого сыграть и не могут.
Я считаю, что сыграть сволочь – это очень большой труд
- Какая из сыгранных на данный момент ролей ваша любимая?
- Роль майора НКВД Розгина в сериале «Смерть шпионам-3. Скрытый враг». Я больше всего в нее вложил труда. И режиссер, и продюсер позволили мне играть так, как я это вижу. К моему мнению прислушивались, помогали, в общем, разрешили действовать.
Я практически три месяца работал на образ. Параллельно снимали «Байки Митяя», где я играл просто Леху и еще «Невесту моего друга». Было очень сложно совмещать три съемочных процесса.
- А как вы вживались в роль майора НКВД?
- Это было несложно. Я играл такого холеного зажравшегося котяру. Война, 1944 год, а он довольно упитанный. Ему селедочку передают из Киева, он пытает людей, пристает к молоденьким медсестрам. Я придумал привычки этого человека, его своеобразный говор. Можно так сказать: шьешь костюм, шьешь, а потом надеваешь и играешь в нем. Мне клеят усы, зачесывают, прилизывают волосы. А после смотришь на себя в зеркало и даже ощущаешь себя по-другому. Сразу начинаешь играть.
- Кого мечтаете сыграть?
- Я хочу играть хорошие роли, интересных персонажей, работать с талантливыми актерами и режиссерами.
- А какая из сыгранных ролей была самой сложной для вас?
- Скажу честно, это был перелом из мальчика в актеры, я его называю из КВНщика в актеры. На втором курсе мой педагог Владимир Федотович Бугаев взял меня в отрывок на роль царя по пьесе Алексея Толстого «Борис Годунов». Это первая серьезная роль, серьезная работа. Безумно сложно было перестроиться из КВНщика в стареющего взрослого Бориса Годунова, который столько людей загубил. Репетиции шли три месяца, ведь пьеса написана в стихах, и в этом есть определенная сложность!
Вот тогда произошел перелом, когда я понял – актер.
- Вы снимались со многими известными людьми. С кем было интересно, а с кем сложно?
- Со многими было интересно. Федя Добронравов – самый золотой человечище. Мы вместе играли в «Сватах-6». Человек, который всегда поддержит в импровизации, поможет, даже направит на шутку, на хорошую игру. Также мой первый партнер из знаменитых и человек, который меня научил актерской жизни – Владимир Долинский. Ольга Волкова даже учила меня правильной русской речи. Дмитрий Дюжев – самый позитивный человек, которого я встречал в жизни. Просто солнце, а не человек! Есть, конечно, сложные актеры. Не хочу называть их имена.
- А с кем бы хотелось поработать?
- Хабенский, Панин, еще раз с Мадяновым и вообще со всеми хорошими актерами. Мечта – поработать с режиссерами: Кирой Муратовой, Никитой Михалковым, Станиславом Говорухиным.
- Удостаивались ли вы каких-либо наград? И вообще это важно для вас или любовь зрителя дороже?
- Какие-то в школе получал за хоровое пение. А затем – в КВН. В актерстве наград нет, это не главное. На счет любви зрителей... Это такая вещь - полгода побыла и исчезла. Хорошо, когда она есть, но уповать на нее не стоит. Самое главное - любовь и уважение коллег, друзей и семьи
- У вас есть дети, семья?
- Нет.
- А почему? Вы считаете, что это мешает карьере актера?
- Нет. Просто мне восемь лет назад одна девушка разбила сердце. После нее все как-то не складывается. Ведь жена - это не носки, не пойдешь на рынок, не купишь. Да и разбалован я был женщинами за долгий период жизни и в Чернигове, и в Киеве. Поэтому на многих смотрю, как рентген, и часто вижу нелицеприятные вещи. Хочу встретить хорошего человека, который был бы мне по-настоящему дорог – как моя бывшая. К сожалению, я осознал, что безумно люблю ее только, когда потерял. Пять лет слал SMS-ки. Она в прошлом году вышла замуж и этим поставила точку в наших отношениях.
- Значит на данный момент ваше сердце свободно?
- Да, как-то так.
- Расскажите о своем хобби…
- Я – кулинар. Бешеный! У меня друзья поражаются, что у холостяка в доме блендер, фритюрница, сковородка-гриль, керамические ножи. Я участвовал во втором «Мастер-шефе» и стал одним из 50-ти лучших поваров-аматоров Украины. Но из-за начала съемок в фильме «Поддубный», я не смог участвовать в продолжении. За прошедший год я «поднатаскал» азиатскую кухню, итальянскую. Могу с закрытыми глазами приготовить пасту-карбонару. Делаю курицу по-азиатски с овощами. А мисо-суп с утра – самая любимая вещь.
- А еще какие увлечения у вас есть?
- Путешествия. Привожу отовсюду магнитики, облепливаю холодильник. Осенью собираюсь в Италию. В мае очень хочу увидеть Париж. Есть куча мест, куда стоит поехать. В Таиланд, например. У меня шесть лет не получается посетить эту страну. В этом году поездка опять сорвалась из-за съемок в «Большой разнице».
- Приоткройте тайну, в роли кого мы увидим вас в ближайшем будущем?
- Ну, вот «Большая Разница». Мы заканчиваем съемки первого сезона 2013-го года и, дай Бог, с апреля программа пойдет в эфир «Интера». Мой новый образ в «Большой разнице» - это Костя Меладзе. А еще скоро выйдет фильм «Домоуправитель», где я играл человека с нетрадиционной сексуальной ориентацией, историческая драма «Поддубный», где у меня небольшая роль брата Поддубного и «Сваты-6». В этом году пока главных ролей не играл, но было очень много эпизодических. Сейчас с Московским независимым театром впервые еду на долгосрочные гастроли по Кавказу со спектаклем «Собачье сердце».
- У вас есть огромная серьезная мечта?
- Мечта одна - встретить нужного человека и наконец-то создать семью. А еще хочу получать хорошие роли и побывать хотя бы в 50 процентах стран мира.
Беседовала Алеся Сивун
Фото Елены Роговой и из личного архива Алексея Смолки, журнал "BOOM" март 2013
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: Алексей Смолка, Алеся Сивун, журнал "BOOM"