Уйти в монастырь
Уйти в монастырь
Буддистских монастырей в Чернигове отродясь не было, да и праздник (несмотря на мои глубокие убеждения, что Бог один и только разные религии называют его по-разному) всё-таки христианский, поэтому вспоминаю о Елецком Успенском монастыре. До революции он был мужским, а в наше время преобразован в женский, потому у меня есть шанс осуществить давнюю угрозу и таки «уйти» в женский монастырь.
Игуменья Нектария
Подъезжаю к монастырю и прохожу через ворота, разглядывая под моросящим дождём мощные и высокие монастырские стены. Да, такие не из каждой пушки прошибёшь, а забираться на них, когда на тебя кидают камни и льют расплавленную смолу, наверняка было не весело. Не позавидуешь древнему супостату.
Интересно, а не заругают ли меня за то, что я на территорию женского монастыря вломился? Таблички-то, вроде как о запрете входа мужчинам, не приметил, только запрещающий автомобильный знак. Захожу в храм и негромко интересуюсь у продающей свечи, книги и иконы монахини, кто же у них тут за главного, как звать величать и где найти?
Узнаю, что начальство тут именуется игуменьей, зовут её Нектария, а находится она в здании напротив. Ну, думаю: наверное, офис, там, секретарь, стол дубовый старинный. Захожу внутрь, вижу обычную домашнюю обстановку, разве что икон поболее, чем обычно, а слева на кухне за столом сидят монахини.
Узнав о том, что я корреспондент, зовут игуменью, которая, оказывается, на улице занимается подготовкой к Великому празднику. В дверь входит самая ничем не выделяющаяся от других пожилая монахиня с добрыми глазами, представляется и интересуется целью моего визита.
Так и так, говорю, хочу фотографии сделать, о жизни вашей узнать. Игуменья Нектария заверяет меня, что некогда ей интервью давать – работы впереди много, да и потом к празднику угощение для сестер-монахинь еще готовить нужно будет, ведь с наступлением праздника заканчивается самый строгий пост. В подтверждение показывает перепачканные землей руки и интересуется у меня, часто ли я видел директоров предприятий, которые не только руководят, но и своими руками любую работу делают, даже самую грязную?
Да, не часто такое встретишь, а ведь Нектарии уже 73 года... Дав разрешение на фотографирование на территории монастыря и общение с монахинями, игуменья удаляется.
Сестра Амбросия
Посоветовавшись между собой, сестры делегируют для беседы со мной молодую, разговорчивую, но слегка застенчивую монахиню. Из разговора становится понятно, что она преподает в духовном училище, находящемся на территории Троицкого собора. В этом духовном училище занимаются мальчики, готовящиеся стать священниками. Девочки воспитываются на регентском отделении, то есть готовятся стать руководителями церковного хора.
Интересуюсь тем, а обучаются ли в светских учебных заведениях люди, принявшие послушание? Оказывается, да, если необходимо получить востребованную в монастыре специальность, например экономическую или строительную.
Узнаю, что Амбросия, с благословения матушки игуменьи, для своей работы активно пользуется персональным компьютером и Интернетом. Для развлечения ни компьютер, ни Интернет не приветствуются, да и пользуются ими далеко не все. А вот мобильный телефон совершенно не редкость, ведь это вовсе не развлечение, а средство связи со своими родственниками, родителями, детьми.
К монашеской жизни приходят люди различного возраста. Кто-то в зрелом возрасте, а кто-то и в юном. В Елецком монастыре был случай, когда монашеский постриг приняла 12-летняя девочка из Киева. На моё удивление, почему киевлянка оказалась в Черниговском монастыре, Амбросия заметила, что всё зависит от промысла Божьего, в монастыре принимают послушание сестры и из других городов Украины, и даже России. Бывает, что и уходят, из обители, возвращаясь к светской жизни, ведь насильно никто никого не держит. Свобода – одна из основных ценностей христианства.
Монашеский быт
Продолжая разговор, интересуюсь обыденной жизнью затворниц. Оказывается, что не только служение Господу – единственное занятие за монастырскими стенами, но и ежедневный добросовестный труд. Монахи дают обет послушания для того, чтобы научиться слышать волю Божью. Одни убира-ют, другие занимаются огородом, третьи готовят. От каждой требуют по способностям и возможностям, в зависимости от умений и состояния здоровья. Пытаюсь выяснить, а смотрят ли фильмы и телепередачи, слушают ли какую-либо музыку, радио или иным способом развлекаются? Оказывается, что нет, ведь развлечения не запрещены, но не благословляются, а это серьёзный сдерживающий фактор.
А вот художественную литературу, по благословению духовного наставника, читают, Достоевского, к примеру, если это требуется для послушания, преподавания или понимания чего-либо, но опять же не с целью развлечься...
Живут в комнатах-кельях, обычно на несколько человек, как в общежитии. Естественно, электрифицированных и хорошо отапливаемых – это не роскошь. Горячая вода есть, но не везде. Косметикой не пользуются, одним словом – монашки.
Да уж, я бы не смог самостоятельно отказаться от всех благ...
Воинство земное
Вспоминая о воинствующих монахах, интересуюсь, а как же относится Церковь к войне. Могут ли монахи браться за оружие и противодействовать насилию насилием, ведь было сказано, что если тебя ударили по одной щеке, то нужно подставить правую? Амбросия разъясняет мне, что если речь идёт об обороне Родины или о защите безвинно обиженного, в зависимости от ситуации, монах, по благословению, может идти на войну и браться за оружие. Примером тому – святые русские воины-монахи Пересвет и Ослябя. Но всё-таки монахиня оговаривается, что человеческое действие намного слабее, чем действие Божие, потому воины-монахи воюют не только мечом, но и молитвой. Иными словами, одно другому не мешает, а наоборот – помогает.
Сила и мужество
Далее мы говорим об истории создания монастыря, о советских временах, когда только чудом сохранялись некоторые действующие монастыри, о социальном значении монастырей и в мирное время, и во времена войн, и снова возвращаемся к обсуждению быта, рассуждаем о том, как люди приходят к вере и Церкви... но приходится завершать беседу. Строгая игуменья зашла в комнату и велела моей собеседнице возвращаться к работе. Прошу у Амбросии с разрешения сфотографировать её, но она смущенно отказывается – я не настаиваю.
Прощаемся. Выхожу на улицу, делаю несколько снимков. Замечаю мужчин в камуфляже и фотографирую их. Один из них, – с бензопилой в руках, не слишком этому – рад, потому я удаляю фото и начинаю расспрашивать их о том, что делают мужчины в женском монастыре. Оказывается, они наёмные работники, которые живут в городе, а тут выполняют различную тяжёлую мужскую работу. Да, и в монастыре востребована грубая мужская сила.
Как и предполагал, понимаю, что уход в монастырь - это не побег от реальности, не проявление слабости, а нелёгкий труд и мужество. Даже если этот монастырь – женский.
Алдар Косе, «Главная черниговская газета», №11 (041), от 16.04.12
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.