Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Виктория Солоницина: «В душе я – европейка»

Виктория Солоницина: «В душе я – европейка»

Виктория Солоницина
Каково это – жить иа две страны? Ответ на этот вопрос может дать Виктория Солоницина. В Чернигове она - заместитель директора общественной организации «АХАЛАР», руководитель многих проектов, а в Варшаве – эксперт по развитию местных инициатив в Украине, переводчик.
«Мне всегда непросто как-то себя идентифицировать. Есть люди, которые держатся за должности, статус а для меня это второстепенно. Важно то, что человек делает сейчас – рассуждает моя сегодняшняя собеседница. – Определенно могу сказать, что я счастливый человек, потому что сама творю свою жизнь». Итак, будем знакомы!

«Границы существуют в наших головах»

– Вика, сегодня мы общаемся с тобой в офисе «АХАЛАРа». Ты надолго в Чернигов?
– Я приехала домой на новогодние праздники, и дела здесь накопились. Да, у меня дом и тут, и там. Сейчас готовлюсь к возвращению в Варшаву: меня тоже ждут проекты, встречи с друзьями. Интересно, что когда еду в Украину, перечисляю все то же самое. Проблема была только вначале, когда возник выбор: оставаться или переезжать навсегда. Я переживала до того момента, пока не поняла, что лучше не делить, а объединять. На данный момент это так.

– Любопытно, как же так вышло, что ты живешь на две страны?
– Эта история началась очень давно. Моя родня по отцовской линии жила в Польше. Но перед Второй мировой войной моя бабушка училась в Киеве и вынуждена была там остаться. Границы были закрыты, и она просто не смогла выехать к своей семье в Ковель (в те времена Ковель был польским городом). Бабушка вновь увиделась со своими родными только во второй половине 60-х годов, когда разрешили выезд из СССР. Ну, и с тех пор наша семья регулярно ездила к родным в Польшу.
Особенно близкой мне по духу была моя тетушка Ада Поплавска – художник-реставратор. Многие живописные полотна и росписи в костелах и дворцах в центре Варшавы были ею отреставрированы. Кроме того, она была гениальным собеседником и могла часами рассказывать о сложной истории наших стран – Польши и Украины. Я часто бывала у нее, а когда она заболела, поселилась у нее. Моя работа в украинском «третьем секторе» помогла найти коллег и партнеров и в Польше. Так что уже лет десять я плотно работаю со многими польскими организациями и СМИ.

– На мой взгляд, Вика, ты человек нового времени – занимаешься тем, что тебе интересно, не привязана к офису, путешествуешь.
– Мне кажется, что так сегодня живет вся Европа, В Польше часто можно услышать от знакомых: «Моя дочь или мой сын собирается пару лет поработать в Лондоне, Праге, Тунисе». Более того, когда человек пожил за границей, а потом возвращается на родину с деньгами, опытом и новыми идеями, от этого выигрывают все. Мне кажется, что это современная тенденция - формирование таких плотных связей. Главные границы не между странами, а в наших головах.
Что касается меня лично, то я в работе стараюсь уйти от каких-то законсервированных форм. Если что-то перестает работать, приносить пользу и радость, нужно искать и пробовать что-то другое, живое.

«Реализовывать идеи помогают аниматоры»

– Что же интересного произошло в твоей жизни в прошедшем году?
– Этот год отличался от многих предыдущих лет. 2011-й для меня был годом путешествий. Я осуществила свои давние мечты: побывала в Италии и в Испании (на острове Тенерифе), это просто рай на земле. У меня было не так много проектов, а значит, и работы. Так бывает с теми, кто работает в общественных организациях. Тем не менее, уже четвертый год продолжался проект «Школа коммуникации», цель которого - установление эффективного сотрудничества журналистов и лидеров НГО, и он становится все более популярным в Украине. В прошлом году на 20 мест мы получили 250 заявок. Вторая программа - это поддержка анимации в Украине.

– Поясни, пожалуйста, о чем речь.
– Это сейчас очень распространенная тема в Европе, в Польше. В том числе. Развитие инициатив на местном уровне – то, благодаря чему общество развивается. В этом процессе участвуют лидеры и аниматоры. Разница между ними в том, что лидер – это тот, кто хочет что-то сделать и сам делает (например, берет лопату и садит дерево), а аниматора можем назвать «катализатором изменений», он помогает разработать проект и запустить его в действие. Благодаря этому освобождается общественная энергия. В Польше консультационные отделы существуют в местных администрациях, в общественных организациях, в библиотеках. Мы активизируем аниматоров путем обучения, воодушевления, поддержки, мотивируем их для решения локальных проблем. Допустим, у тебя есть идея...

– Создать частный музей или галерею!
– Но ты не знаешь, с чего начать, и поэтому приходишь к аниматору. Он сначала изучает тему – есть ли что-то подобное в Чернигове? Далее: что нужно, чтобы этот музей или галерею создать? Допустим, помещение, – какое именно? Деньги – где их можно найти? Он поэтапно помогает разработать проект и может одновременно вести несколько таких проектов. Польская организация «Центр местной активности» (CAL) разработала многоэтапную программу по подготовке таких людей. Важно, что государство поддержало эту тему.
– Это могут быть только некеммерческие направления?
– Аниматоры развивают свои сообщества, громады, поэтому курируют самые разные направления в сфере культуры, образования, экологии и даже по развитию малого предпринимательства. За счет местных инициатив возрождаются те сферы, на которые у государства часто не хватает средств. Тема анимации – это логическое продолжение программ, которые «АХАЛАР» реализует не первый год.

«Мы сами себя заталкиваем в провинцию»

– Вика, мне любопытно, зачем в Польше ты скучаешь, когда находишься в Украине, и что тебя тянет обратно, когда ты в Польше?
– Это две страны, которые имеют общую историю и чем-то похожи, но, тем не менее, очень разные! Когда я нахожусь в Польше, сюда меня тянут люди. Это мои близкие, друзья, здесь остается кусочек меня, и вырвать, переместить его в Польшу никак невозможно! Мне интересно работать в «АХАЛАРе», за 17 лет у нас было много интересных тем и проектов. Для меня очень важна именно эта точка приложения моего потенциала. В Украине я скучаю за польской ментальностью, ведь в душе я с детства европейка.

– А в чем же эта ментальность выражается? Украинцы так сильно отличаются от поляков?
– Поляки более «взрослые», более осознанные люди. Они знают, чего хо-тят, уважают себя, ценят жизнь своих близких. Они строят свое настоящее и будущее, борются за него. Например, если бы в каком-то дворе были не очищены дороги и тротуары от снега и льда, то жители возмутились и заставили бы коммунальщиков выполнять свою работу. Журналисты бы добрались в кабинет к конкретному чиновнику, который несет за это от-ветственность. Местное сообщество возмутилось бы.

– А мы живем по традиционному для нас принципу – «моя хата с краю».
– Почему мы с этим соглашаемся?! Другой пример: в Польше люди больше включены в те процессы, которые происходят в другой стране, на другом континенте. Они хорошо осведомлены о нарушении прав человека в Беларуси, называют улицу в Варшаве «Свободный Тибет», организовывают акции по защите собак, которых убивают в Украине при подготовке к «Евро-2012». Еще в Украине я скучаю за польским теплым общественным транспортом, который ходит точно по расписанию. Скучаю за улыбками, за более теплым и уважительным отношением друг к другу.

– Тем не менее, ты же не собираешься навсегда остаться в Варшаве?
– Когда-то давно у меня родилась на тот момент, мне казалось, сумасшедшая идея – насколько возможно способствовать, чтобы все лучшее из европейской действительности «перетащить» сюда, в Украину. И благодаря этому были осуществлены десятки программ, которые позволили побывать в Польше представителям разных профессий из Украины. Наверное, человек 250 уже побывали там. Партнеры и принимающая сторона подбираются очень тщательно, программа - продумана до мелочей. Наверное, я могу этим гордиться. Кроме того, я стараюсь как можно больше показать культуру, традиции Польши, показать, как живут люди. Это очень важно, в том числе – для расширения собственных горизонтов, границ.

Творчество – сущность женщины


– Вика, а теперь давай поговорим о том, что для души. Помнится, когда-то ты профессионально занималась рукоделием. Сейчас для этого находится время?
– Мое творчество видоизменилось. Раньше я больше шила, делала украшения, а в последнее время мне интересен дизайн помещений. Многие знакомые приглашают меня, чтобы я посоветовала: что можно изменить в помещении, чтобы оно стало стильным, живым и интересным. Ведь как бывает: ремонт сделан, а помещение вроде бы неживое – нет деталей, которые придают ему целостность, люди не чувствуют себя комфортно. Еще друзья знают такую мою способность – придумывать человеку новый стиль, образ. Бывает, мы составляем целый гардероб – вплоть до украшений и аксессуаров. Знаю, что это доставляет мне и моим друзьям радость.

Еще я пишу рассказы, причем в последние годы – все больше. Если бы у меня спросили: «Чем бы тебе хотелось заняться, если бы не нужно было думать о деньгах?», я бы ответила: «Писать». Мне очень по душе импрессионизм, всегда нравилась такая подача материала - живые впечатления, кусочки из жизни. Вот так я и стараюсь писать. Иногда это может быть выдуманная история, иногда –где-то услышанная или та, что происходила со мной, с моими друзьями. Свои рассказы я пока нигде не печатала, но уже хочу попробовать.

– Ой, как это здорово и интересно. Легкого тебе творческого старта!

«Любимая черниговская газета», №3 (033), от 13.02.12, Виктория Сидорова

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Виктория Солоницина, организация «АХАЛАР», «Любимая черниговская газета», Виктория Сидорова

Добавить в: