Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Вся жизнь игра, но мы сами выбираем пьесы

Вся жизнь игра, но мы сами выбираем пьесы

Вся жизнь игра, но мы сами выбираем пьесы
Полтора года назад черниговский Драмтеатр в буквальном смысле слова ожил! С появлением нового режиссера практически прекратились междоусобные передряги, репертуар постоянно стал пополняться новыми интересными постановками, да и общая атмосфера стала какой-то уютной и приятной.

- Добрый день, Андрей Ренатович! Прежде всего, хотелось бы поздравить вас с премьерой. Какие ваши внутренние ощущения, все удалось?

- Спасибо! Как все прошло, нужно спрашивать у зрителя, а я лишь могу поделиться своими внутренними переживаниями. В целом я доволен. Театр должен двигаться, искать новые формы общения со зрителем, это мы и пытаемся осуществлять. Конечно, у меня есть много вопросов чисто режиссерских… Пьесу «Комедія про нещасливого селянина, його жінку Мелашку, єврея Давида та Чорта, який втратив сенс існування» я привез из Белоруссии, стилистически она новая для нашего Драмтеатра. Это иное общение со зрителем – это фарс, это вертеп. Жанр простой психологически, и в тоже время очень сложный постановочно и по исполнительскому способу существования там актеров. Это была сложная затея, особенно учитывая, что в спектакле принимают участие абсолютно молодые актеры.

- А какие вехи своего творческого пути считаете главными?
- Я с возрастом к успехам стал относиться проще. Моя судьба была предопределена заранее, ведь я родился в актерской семье – и мать, и отец актеры. Но все же, в один прекрасный день я решился поменять творческую специализацию и ушел из актеров в режиссеры. И все же на меня повлияло то, что с родителями я проехал весь Союз: от Владивостока до Крыма. Я родился на Севере, потом родители кочевали – Владивосток, Иркутск, Тбилиси, Армавир, Симферополь… Но как актер я начинал свою карьеру именно в Чернигове. Меня сюда распределили после обучения, и изначально я не думал здесь оставаться. Но как-то город мне приглянулся, сам театр вселял большие надежды. Но все-таки потом, уже в качестве режиссера, я стал много ездить по всей Украине, ставил спектакли и в Белоруссии, а обратно в Чернигов вернулся полтора года назад.

- Что привело обратно в Чернигов?
- Меня пригласило руководство области. Передо мной стоял выбор: Харьков или Чернигов. Я выбрал Чернигов потому, что я ощущаю этот театр изнутри. В харьковском театре я поставил три спектакля и тоже, вроде бы, его неплохо знал, но из двух зол я выбрал наименьшее (смеется). Внутренний голос подсказал, что я должен вернуться в Чернигов.

- А какая ваша режиссерская мечта?
- Она крутится не вокруг каких-то авторов и конкретных произведений, а вокруг театра. Честно вам скажу, что моя мечта – это хороший театр. Хороший театр, который был бы европейского уровня, о котором бы говорили, в который приезжали бы из других городов. Это частично уже происходит, киевляне не редко бывают у нас в гостях. Самая главная мечта – чтобы был театр.

- Я надеюсь, вы эту мечту будете воплощать в нашем городе?
- Мы ее уже воплощаем, возможно не такими темпами, как хотелось бы… Но мы боремся с трудностями, которые перешли еще со времен простоя театра. Я надеюсь, что тот период междоусобный воин, который держал театр в сложном состоянии, закончен практически полностью.

- Театр – это высокое искусство. Как режиссер, что вы несете в массы, чему учите своего зрителя?
- Как сказал Дидро: «Развлекая, поучай». Возможно, это звучит несколько декларативно и девизно, но все-таки искусство призвано давать человеку свет и надежду. Какими путями? Это вопрос уже более сложный, существует множество вопросов решения этой задачи. Тяга к прекрасному, тяга к мечте в повседневной жизни часто проходят мимо. А искусство на какое-то время должно забирать человека в тот прекрасный, иллюзорный, идеалистический мир, и помогать оторваться от сиюминутных проблем. Конечно же, театр зачастую заставляет искать ответы на важные вопросы: кто ты? Зачем ты? Как ты?
Мы договорились с труппой, что мы будем делать духовный театр. Не в смысле религиозной направленности, а духовный по содержанию. И не имеет значения, это фарсовая комедия или драма. В спектакле всегда должен быть определенный смысл. «Пойти поржать», говоря молодежным языком, это не удел театра. Для этого существуют другие способы общения мастеров и не очень мастеров в сфере шоу-бизнеса. Задача театра – возвышать человека и давать ему почву для размышлений.

- В вашем театре служит большое количество актеров, а каков, по-вашему, идеальный актер?
- У каждого режиссера существует свое абстрактное понятие «идеальный артист». Для меня идеальный актер тот, который находится в состоянии ребенка. Нет не в плане умственного развития, а в плане веры. Очень сложно делать то, чему, может быть, сопротивляется твой мозг, твоя душа, твое сердце. А актер по своей природе – человек подневольный, он должен делать то, куда его ведет режиссер. Я радуюсь на детских новогодних утренниках: детям предлагают игру и они бросаются в нее не думая. У них не возникает вопросов: А зачем? А почему? А ведь театр – это та же игра, иногда, возможно доходящая до каких-то медитативных состояний актера на сцене. Это очень сложно, очень интересно. И вот как раз степень веры в то, что ты делаешь и является основополагающей. А вообще, идеальный артист – это личность. Тот человек, который по своей психофизике пластичен, но имеет свое особенное содержание. Конечно, каждый человек на земле – это личность. Но один интересен только другу, а человек, выходящий на сцену должен иметь внутреннее право говорить о чем-либо. Настоящему актеру есть, что сказать своему зрителю.

– Как удается держать такой огромный коллектив в тонусе?
- За один год через мои руки, если можно так сказать, проходит около 250 актеров и к каждому нужно найти подход, свой ключик, пряник или конфету, которая вызывала бы в нем желание что-либо делать. Актерам нужно постоянно давать надежду на то, что завтра будет что-то еще, что-то новое! Для этого нужно очень много работать: мне над собой, над ними, им над собой. И вот мы сейчас живем в достаточно интенсивном режиме. Но без этого никак – у гимнаста без тренировки одряблеет тело, а пианист, не гоняющий гамму, никогда не сыграет пассаж. Актер должен всегда развиваться, в том числе и интеллектуально, знать обо всех творческих мировых достижениях. Этот поток информации можно отслеживать через интернет, телевиденье. Жаль, что нет возможности видеть игру больших актеров… это хорошая школа.

- В Чернигов ведь тоже приезжают известные артисты…
- Та антреприза, которая приезжает к нам далеко не лучшего разряда. Это в большей степени те, кто просто зарабатывают деньги. И поучиться даже у тех людей, о которых ты думал, что это большие звезды, нечему. Наступает момент разочарования… Если звезда по какой-то причине позволяет себе халтурить, это уже не звезда.
Звезды не имеют права разочаровывать. Театр – это не кино, здесь нельзя переснять дубль. Театр – это здесь и сейчас. Вот пришел зритель и сейчас должно произойти какое-то чудо.

- Что нужно для наибольшего взаимопонимания актера и режиссера?
- Чужая семья – потемки. А театр – это очень сложный организм, это та же семья. Должно быть состояние влюбленности актера в режиссера, режиссера в актера. И желательно это продлевать как можно дольше. К сожалению, бесконечно это происходить не может. Поэтому каждый театр имеет свои взлеты и падения. Это абсолютно закономерно и естественно, поэтому от умения продлить во времени хотя бы состояние взаимного интереса зависит многое. Истории известно множество случаев, когда актеры опускали даже самых гениальных режиссеров и наоборот – актеры преподносили весьма посредственных режиссеров. Все зависит от общности целей и интересов. В театре нельзя просто «работать работу», это не та профессия.

– А как насчет жесткости, амбициозности и прочих чисто режиссерских качеств?
- В общении между людьми должны быть качества, которые располагают друг к другу. А в зависимости от ситуации ты вынужден либо становиться жестким, либо наоборот чрезмерно мягким, чтобы кого-то к себе расположить. Очень хочется, чтобы актеры играли на сцене, а не в жизни. Но и на сцене играть нужно очень тонко, ведь сегодня понимание «играть» ушло за рамки «изображать». Зритель не верит актеру, который изображает. Как может Ромео изображать любовь к Джульетте? Он должен ее любить! Чтобы ради этой любви, он был готов пожертвовать своей жизнью. Это вопрос очень тонкий, интимный. И каждый режиссер своим путем идет к сердцу актера. Именно актеры являются последней инстанцией, связующей ниткой между какой-то идеей и зрителем.

- А согласны с утверждением, что вся жизнь – игра, а люди в ней – актеры?
- Разделяю это мнение. Но если вы артист с большой буквы, то у вас есть возможность выбирать пьесы. Хотя в должностных обязанностях и прописано, что актер не может отказаться от какой-либо роли. Это его работа… Продавщица в магазине ведь не имеет права отказаться продавать кровяную колбасу, это ее обязанность! Но все-таки есть экстремальные личности, как Высоцкий, Даль… Они никогда не будут иметь каких-то высокопарных званий, но они навсегда останутся истинно народными. Аллегория в том, что – да, мы актеры в жизни, но мы можем выбирать сами себе пьесы, и можем выбирать игры, в которые играть или не играть. А, может, мы только думаем, что мы выбираем?..

- А есть правила хорошего режиссера?
- Безусловно, есть законы, но время многие правила начинает смещать. Хотя, к примеру, гениальный закон Станиславского «сквозного действия», будет уже навсегда. Просто каждый режиссер адаптирует законы под себя, под свой театр. А вообще, главный закон – нельзя лениться. Талант – это штука такая… Он может дать тебе один шанс, второй, а потом переместиться к кому-то другому.

- А есть у ваших спектаклей направленность на определенную целевую аудиторию?
- Как человек искусства, я зачастую идеализирую зрителя, думаю так: если какая-то проблема волнует лично меня, то это должно вызывать интерес и у зрителя. Жаль, но так не всегда бывает.
В основном я ставлю пьесы так: ко мне приходит осознание того, что сейчас, срочно, именно в этом городе надо сделать именно эту постановку! В тоже время я понимаю, что театр должен зарабатывать. И порой очень сложно совместить коммерческую сторону, с интеллектуальной, духовной. Самая главная задача – сделать интересным то, что у кого-то может вызывать сомнения. В советское время в среде театра Чехов считался скучным, неинтересным. Но вдруг неожиданно рождались гениальные спектакли, на которые начинал «валить» зритель.
Каждый спектакль имеет свои цели и задачи. Есть пьесы, адресованные на молодежную аудиторию, есть пьесы, которые не имеют вообще возрастного ценза. Зритель – это вообще отдельная и очень интересная тема. Ведь он является неотъемлемой частью спектакля – от той атмосферы, которая складывается в зале, зависит многое. Актеры подвержены воздействию режиссера, но в тоже время они очень сильно зависят и от зрителя. Взаимная компенсация энергии иногда творит чудеса. К сожалению, бывает такое, что на первом ряду сидит молодой человек и играет на мобильном телефоне. Безусловно, актерам сложно настроиться на нужный лад… А бывает и наоборот, что в зале возникает какая-то звенящая завораживающая тишина! Тогда зал и сцена становятся единым пространством, тогда актеры и зрители становятся участниками одних и тех же событий. Это идеальные мгновения…

- Как часто у театра бывают гастроли?
- К сожалению, мы не гастролируем. Финансово – это очень сложно…
- Не задумываетесь ли о съемках фильмов?
- Задумывался, меня это влечет. И скажу вам, что даже были попытки… но я начал продюсерам задавать неудобные вопросы и все поняли, что вместе нам работать не стоит.
- Чем кроме театра вы увлекаетесь?
- Я слежу за новинками того кино, которое мне близко – это арт-хауз. А вот на уровне собирания марок – нет… конкретного хобби у меня нет.

- Вот в чем, по-вашему, прелесть, преимущество театра перед телевидением, кино?
- Это совсем разные виды искусства, нельзя их однозначно сравнивать. А объединяет массовые виды искусства понятие режиссуры. Но подходы к воплощению задуманного в кино и театре абсолютно разные!

- О вашей работоспособности буквально ходят легенды! Вот и сегодня выходной день, а вы на работе! Как восстанавливаетесь, где берете силы?
- Я понимаю, что мозги нужно проветривать, нужно ходить в бассейн, чаще бывать на воздухе. Пока это не получается, я ленюсь… Хватает желания только на отдых с друзьями, пожалуй, это все. Мы говорим о театре, о литературе, о последних интересных фильмах, вообще о жизни. Конечно, огромное удовольствие доставляет и общение с семьей, но данный момент моя семья – это только жена… Мои сыновья живут далеко, и пока они не одарили нас внуками и невестками (улыбается). И знаете, я жалею, что у меня жизнь прошла так, что по большей части я был «вне семьи» - в постоянных разъездах. Мне очень грустно, что мои сыновья видели меня мало… Приобретая что-то, где-то обязательно потеряешь!

- Ваши сыновья не выбрали ваш путь?
- Нет. С одной стороны, они сами не выбрали, а с другой стороны, я сделал все, чтобы они не выбрали мой путь. Моя жена тоже актриса (играет в нашем Драмтеатре), поэтому двух людей больных театром, достаточно нашей семье (смеется).
- К Новогодним праздникам готовы?
- Абсолютно нет… Стыдно признаться, но я еще в размышлениях о том, что подарить жене, близким друзьям. Надо признать, что свободного времени у меня нет, все происходит очень быстро.
- Что планируете на будущее?
- Мои планы связаны только с этим театром. В скором времени мы ставим пьесу Торнтона Уайлдера «Наш городок», вот вы даже можете видеть ее макет! Я очень хочу рассказать про вроде бы американский городок, который очень напоминает многие провинциальные города. Идея автора произведения гениальная – те ценности, которыми аппелируют герои, они настолько пронзительны и узнаваемы, что не имеет значения, где происходят события в Украине, или в Америке… Приходите, будет интересно!

- В вашем театре каждый год проводятся новогодние утренники для детей, чего вы обычно желаете детям и их родителям в праздники?
- В наше жесткое, к сожалению, недоброе время, хочется пожелать черниговцам света и надежды! Почерпнуть это можно в семье, в друзьях и, конечно же, в искусстве. Поэтому мы стараемся радовать зрителя чем-то большим, высоким и настоящим! Наш город по божьей милости является невероятно энергетически сильным и правильным. Не поддавайтесь панике сиюминутных проблем! Мне очень хочется, чтобы нам навстречу шли люди улыбающиеся, веселый и добрые.

Беседовала Юлиана Шалетина, журнал «BOOM!» №12 (21)


Фото Алексея Назаренко
www.lyoshanazarenko.com

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: Драмтеатр, режиссер, Андрей Бакиров, «BOOM!», Алексей Назаренко, Юлиана Шалетина

Добавить в: