Ирина Песня: «Цели нужно сразу ставить большие»
— Эти актеры реабилитируют нас — казалось бы, здоровых людей…
Над небольшой сценой музея М. Коцюбинского, на которой состоялась премьера, склонились ангелы. На белом заднике — рисунки самого Бродского. А еще на сцене — комната, привычный домашний маленький мир: вязаные коврики, рыжий кот, мандарины и яблоки в авоське… Дети. Елка. Стихи. Артисты, некоторым из которых не то что стоять — сидеть трудно! — читают их вдумчиво, проникновенно, с пониманием каждой строки…
— Ирина, что это за театр — «Дивосад»? Как он появился — и для чего?
— Театр появился при благотворительном фонде «Аратта» — и основной его целью была интеграция людей с инвалидностью, с ограниченными возможностями — в мир. У истоков стояла Марина Каранда, она «вела» этот театр четыре года, работала очень интенсивно и творчески. Потом она, к сожалению, ушла, сменилось несколько режиссеров… И увы, вышло так, что весь 2010 год театр просто не работал.
Я же в «Аратте» преподавала детям парикмахерское мастерство. Но так как я по натуре человек творческий, то не просто преподавала — а старалась каждое мероприятие делать театрализованным. Мы проводили Парад цветов, Парад причесок — и все это делали очень красиво, со стихами, с музыкой… И, видимо, поэтому мне в конце концов предложили попробовать… взяться за театр.
— Испугались?
— Конечно. Очень. Но меня «взяли хитростью»: «Придешь, посмотришь… Вдруг понравится?» Я пришла на репетицию — а ни одного актера не было. Все разбежались, один Олежка Полосьмак только остался из старого состава. И я сама заново собирала коллектив.
Они все делают чудо
— Для всех детей, которые здесь занимаются, театр — единственное и главное. Если приходят новенькие, стараемся не медлить, включать всех. Одна из девочек, читавших стихи, пришла в студию всего три дня назад. Она учится дома: у нее сильный сколиоз, посещать занятия она не может. Я дала ей текст, она за три дня его выучила и уже выступила! Она просто чудо сделала.
Они все делают чудо. То, что они совершают, как творят, это просто уму непостижимо.
— Сколько у вас в труппе человек сегодня?
— С инвалидностью — тринадцать человек. Плюс шестеро здоровых детей и мамы — наши волонтеры, которые тоже принимают участие в спектаклях. И когда мы в июне поехали в Польшу, в Тщев, на фестиваль театров, организаторы сказали, что они впервые такое видят: на сцену вышли дети разного возраста, с разной степенью инвалидности, и их родители. И все они были заняты в спектакле. Обычно коллективы, которые приезжают на такие «особенные» фестивали, специализируются: это или детский дом какой-то, или интернат для детей с определенным типом заболевания… А у нас — все вместе.
Театр искренних
— Мне очень хочется работать с детьми с синдромом Дауна. Очень давно об этом мечтаю — с тех пор, как узнала, какие спектакли ставит в Москве «Театр простодушных»!
Мне безумно понравилась идея, и я все время об этом думала. Думала, думала… Пришла и сказала: «Можно, я буду искать актеров с синдромом Дауна?» Кто-то пожимал плечами и спрашивал: «Зачем тебе эта морока?» А в фонде «Аратта» мне подсказали, что у них есть такой опекаемый. И я нашла Петю. Позвонила его маме, Аллочке — как она обрадовалась!
Но надо сказать, что Петя, который был тогда, и который есть сейчас — это совсем разные люди. По своему характеру, по открытости… Он ведь ни с кем не разговаривал, держался обособленно, был очень закрытым. И я, конечно, очень рискнула тогда, год назад… Мы ставили «Приключения Петрика в Новогоднюю ночь» — сказку ко дню святого Николая — и я поставила Петю на главную роль. И я не ошиблась! Он так запоминал текст, что мы с его мамой сидели ошеломленные. Мы даже не ожидали — как он «сделал» роль, как хорошо сыграл! Кариночка была — Совесть, Лерочка — Любовь… Вообще это было настолько символично и прекрасно… И я поняла: все получается.
Театр «Дивосад» — обладатель Гран-при на международном фестивале в Польше
Через тернии
— На сцене большинство артистов сидело или полулежало…
— Да, наши девочки, которые в колясочках, не могут самостоятельно передвигаться. Могут стоять несколько секунд, Кариночка делает два шага…
— А вообще, спектр диагнозов у ваших артистов какой? Извините за бесцеремонность, конечно, но мне кажется, это важно: знать, что именно эти дети преодолевают.
— Генетические заболевания, синдром Дауна, последствия родовых травм, аварий, проблемы со зрением, тяжелые формы ДЦП…
— Я беседовала с родителями: говорят, что часто на репетиции приезжают мамы, а дети остаются дома — потому что очень трудно им добираться.
— Добираться действительно нелегко, особенно тем, кто на колясках. Развозки нет — и конечно, мы были бы благодарны, если бы кто-то помог в этом плане. А больше всего нам нужно помещение для репетиций: сейчас мы репетируем на дому у одной из артисток, но это, конечно, очень неудобно, и постоянно так продолжаться не может.
Один из наших артистов, Ваня, вообще живет в селе. Поэтому они с папой на репетиции редко приезжают. Но на фестиваль в Польшу они вместе с нами, конечно, ездили.
— С реквизитом и костюмами справляетесь сами?
— И я справляюсь, и родители помогают. Прекрасный художник Дима Зуганов к этому спектаклю сделал декорации, задник с набросками Бродского, деревянные фигуры Марии, Иосифа, Младенца… Больших ангелов над сценой соорудила я сама. А уютный рыжий кот найден в секонд-хенде.
Но это что — к «Маленькому принцу» декорации намного сложнее. Когда рассказала ребятам, что именно я задумала, они замахали руками: «Ира, это невозможно сделать!» Но сделали же! Огромная двухметровая планета, которая открывается, распахивается как портал, и через него появляются все герои…
— Где еще выступают ваши артисты? Вообще — нужны ли вам площадки для выступлений?
— Да, очень нужны! Им надо выступать, это же самое главное. Пока что мы выступаем только в музее Коцюбинского, и крайне редко — где-то еще. Вот недавно, с «Маленьким принцем», нас приглашали как специальных гостей на конкурс «Мини-мисс Чернигов». А мы везде готовы выступать! Наш «Маленький принц» — спектакль очень хорошо выстроенный, с удивительной музыкой.
— Ваши артисты верят в Бога?
— Некоторые — да. Мы говорим о Боге. Конечно. Но я им говорю так: мы с вами надрелигиозны. Наше сознание может вместить в себя всю полноту мира, полноту всего и всех. Но главное — то, что происходит между людьми.
— На память о Рождественском спектакле маленькие артисты раздали зрителям «пряники» — испеченные из соленого теста и прекрасно раскрашенные фигурки. Ирина, а кто эти «пряники» пек?
— Я слепила двух ангелов, принесла и показала ребятам. После этого мы намесили теста и все вместе лепили эти фигурки. Это все руками детей сделано. Расписывать помогали мамы — так что в итоге это получилась общая, теплая такая, работа.
Сплошная любовь
— Если у вас в студии занимаются все вместе, и больные, и здоровые, как они интегрируются, срабатываются? Нет ли — ну, если не косых взглядов, то каких-то опасений? Настороженности? Дистанции между теми, кто болен и кто нет: «Ой, инвалиды, они не такие как все»?
— …Первый раз, когда к нам приходит здоровый человек, он идет… и очень сильно боится. Но уходит он настроенным совершенно по-другому. Ну нет такого понятия: инвалид. Если уж так, то — в мире сейчас больше духовных инвалидов, чем физических!
Еще ни один ребенок и ни один взрослый, который пришел к нам — просто на репетицию — ни один еще не сказал, что что-то не так! Все говорят: «Мы думали, это будет настолько тяжело… Что нам будет жалко… Мы понимаем, что нельзя жалеть, но ничего с собой не можем поделать...» Но, оказывается, начинается Театр — и все забывается. Все — здоровые. Все — одинаковые.
Дело в том, что я не знаю здоровых людей, которые были бы такими же оптимистичными, такими юморными… И потом, это просто гениальные дети. Они ведь не живут прошлым. И не живут будущим. Сейчас у них жизнь: вот она! А наши пары, Юра и Юля, Алла с Владом? Как они любят друг друга, я такой любви в жизни не видела! Посмотришь со стороны, как они разговаривают, общаются — это просто сплошная любовь, многократная. Которая влияет на все вокруг — и какой бы человек к нам ни пришел, он это чувствует.
Мы постоянно смеемся — и на репетициях, и просто так. Ребята просят: «Ирина Михайловна, вы должны нам что-то сделать уже юморное!» Ну да, я даже когда в Молодежный театр только пришла, сразу организовала капустник. И была «наказана» — меня сразу назначили председателем профкома, — смеется Ирина. — Но я хочу поставить настоящую драму. …Я задумала грандиозное действо. Мы будем ставить «Хроники Нарнии» — и снова покажем в Польше. Задача непростая: уложиться нужно в 20 минут (это требование фестиваля), при том, что произведение очень глубокое и насыщенное.
— Кто Аслана сыграет?
— Петя. А Люси — Лерочка.
Актриса Молодежного театра Юлия Матросова и преподаватель школы искусств Татьяна Мостепан — волонтеры театра «Дивосад»
Главное
— Мы встречаемся — и каждый раз у нас Жизнь. Жизнь продолжается, вот и все. В этом театре.
***
…Плывет в глазах холодный вечер,
дрожат снежинки на вагоне,
морозный ветер, бледный ветер
обтянет красные ладони,
и льется мед огней вечерних,
и пахнет сладкою халвою;
ночной пирог несет сочельник
над головою.
Твой Новый Год по темно-синей
волне средь моря городского
плывет в тоске необъяснимой,
как будто жизнь начнется снова.
Как будто будет свет и слава,
удачный день и вдоволь хлеба,
как будто жизнь качнется вправо,
качнувшись влево.
***
— Когда первый раз мы встретились, ребята говорили: «Да какие мы актеры, мы же так…» Я им сразу твердо сказала: «Вы актеры — гениальные». Собирались на фестиваль в Польшу — «Настраивайтесь на Гран-при!» Потому что цели нужно сразу ставить большие. И мы стали лучшими — из 25 коллективов-участников.
Без скепсиса не обошлось: когда актеры прочли по моей просьбе «Маленького принца», не поверили: «Ирина Михайловна, вы что, мы такое не будем играть!» А я ответила: «Нет. Мы будем это играть, и мы получим Гран-при». И мы это сделали.
***
— …Я начинаю понимать, что этому научиться не возможно. Нужно жить вместе с ними и, конечно, быть таким же ребенком. В этом мире мы все ограничены в своих возможностях, но эти актеры реабилитируют нас — казалось бы, здоровых людей… С первого взгляда, с первого знакомства с моими актерами я поняла, что мы нужны друг другу. И с тех пор (а случилось это в сентябре 2010 года) мы занимаемся совместным творчеством под названием ТЕАТР.
Досье
Песня Ирина Михайловна, художественный руководитель театра «Дивосад».
Родилась 14 мая 1964 года.
По профессии парикмахер. Восемь лет работала парикмахером и гримером в Молодежном театре — а спектакли в «домашнем театре» ставились всегда: семья очень творческая!
Сегодня Ирина — режиссер театра интеграции «Дивосад», основная труппа которого состоит из людей с ограниченными возможностями.
Летом в Польше, на Фестивале прекрасных театров (Да, он так и называется! — Авт.) «Дивосад» получил Гран-при за постановку по сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». К Новому году подготовили сложнейший для прочтения даже профессиональными актерами «Рождественский цикл» Иосифа Бродского. И поскольку пришло уже приглашение на следующий фестиваль, думают о новой работе: это будут «Хроники Нарнии».
Поскольку «Дивосад» нужно взращивать, Ирина Песня думает о высшем образовании: собирается поступать на режиссуру либо культурологию.
Увлечения: декупаж, лепка, рукоделие. И — стихи. На которые даже пишут песни.
С давних пор Ирина сотрудничает с благотворительными фондами и организациями. А мечта – организовать свой собственный фонд.
Семья: две дочери, Александра и Мария, сын Роман, зятья Николай и Александр, внуки — Олежка и Кирилл.
Домашние животные: овчарка Рада.
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: ДЦП, синдром Дауна, театр «Дивосад», Вера Едемская, Ирина Песня