Актриса Наталия Максименко: «Живу в параллельных мирах»
Наталия Максименко
В ее творческом багаже – многие другие яркие образы и незабываемые роли.
«Когда мне дали роль Панночки, я испугалась»
– Наталия, выходит, вы заняты в большей части действующего репертуара. Вас можно назвать одной из ведущих артисток театра...
– Знаете, я очень самокритичный человек и всегда собой не довольна. И говорить о себе как о ведущей актрисе мне бы не хотелось. У нас все ведущие, и вообще, театр — творчество коллективное. Сама по себе - без партнеров, без режиссера, который тебе доверяет - я ничего не представляю.
- Любопытно, о какая из ваших ролей - самая дорогая и близкая сердцу?
- Все роли для артиста - дорогие, потому что все делались нашими кровью и потом, это недоспанные ночи, переживания, сомнения. Все роли - близкие, даже те, которые поначалу не принимались. Помню, когда мне сказали: «Ты будешь играть Панночку», – я заплакала. Потому что я с ужасом думала об этом материале. Ведь это «Вий», это Гоголь, это мистика. Я сказала режиссеру -Николаю Александровичу Карасеву (царство ему небесное!), что соглашусь, если только на сцене не будет гроба, и если все монологи Панночки уберут, потому что они очень страшные, богохульные. Только последний монолог мы оставили, потому что без него обойтись никак нельзя. И так вышло, что к «Панночке» мы подошли совсем с другой стороны: не со стороны страшилок, а со стороны любви — земной и небесной, любовного треугольника, философий жизни.
- Ничего себе, сколько накопали!
- Да, образ Панночки решен практически без слов, но есть символы, знаки, пластика. Вся сценография - символична. Спектакль тяжелый морально для всех участников. Зритель первую половину смеется, а во второй всем не до смеха, но в конечном итоге никто "пустой" из зала не уходит. И, на мой взгляд, это очень важно – знать, понимать и чувствовать "ради чего" ты выходишь на сцену, что ты хочешь сказать зрителю. Это касается любой роли. Даже если это" комедия, если это взбалмошная женщина, ты ищешь смысл во всем происходящем. «Французька вечеря» – классическая комедия положений, в которой, казалось бы, все просто. Но люди тоже задумываются - о своей жизни, о взаимоотноше-ниях в семье, о любви и верности. При всей легкости есть смысл, -и слава Богу. Андрей Ринатович Бакиров – очень глубокий режиссер, из любой пустышки он смог бы сделать смысловую бомбу. Потому что театр - наверное, должен быть развлекательным, но все равно без смысла в нем. нет смысла.
- А в ходе работы над Панночкой происходило ли что-то сверхъестественное?
- Да, мы все были раненные, все ходили какие-то удрученные. У Пети Великого, который Хому играет, занозы из ног вырезали. Но все равно мы старались подойти с другой стороны. Да, произведение мистическое, но для нас это была история из жизни. Мы придумали оправдание — почему Панночка такая, почему происходят эти события. Зритель, может, этого и не видел, но для себя мы все это знали.
«Моя жизнь очень круто изменилась в 15 лет»
- Наталия, в нашем театре вы трудитесь уже больше 20 лет, работали с разными режиссерами. Кто из них сыграл самую важную роль в вашей жизни?
- Самый важный - тот, с кем ты работаешь в данный момент. Ведь без режиссера лично я – никуда. Могу что-то придумать, нафантазировать, но только режиссер является направляющей силой.
Наш художественный руководитель Андрей Ринатович Бакиров – очень глубокий, стильный, мыслящий. С ним очень интересно работать! И сейчас в работе у нас есть новый спектакль, поэтому этот режиссер самый главный. Вообще профессия режиссера удивительная, для меня загадочная и «незбагненна» (очень емкое слово) – синтез интеллекта, фантазии, технологий, психологии, вкуса, стиля. Плюс нужны способности художника, организатора и просто человека. Всех ценю и преклоняюсь.
- Расскажите, а как вы стали актрисой нашего театра?
- Знаете, «ничего не предвещало беды». Я росла в обычной семье, занималась танцами, готовилась к поступлению в университет. Но моя жизнь перевернулась на 180 градусов лет в 15, когда я пришла в самодеятельный театр, которым руководил Александр Рудинов. Мы репетировали, брались за серьезный материал, и это все меня настолько увлекло! Художественный руководитель областного театра Владимир Григорьевич Грипич (ныне покойный) пригласил всех нас на собеседование, мы пели и танцевали, читали отрывки, но он оставил только две девушки, в том числе меня. Я сразу заменила актрису в «101-километре». Пришла в театр в апреле 1988 г., а в мае уже отправилась с театром на гастроли.
– Так что вы учились, осваивали профессию непосредственно на сцене?
– Да, образование я получила совсем недавно. Надо было это сделать раньше, но то в спектаклях занята, то ребенок маленький, и дотянула до того времени, когда на актерский уже поздно было поступать. Только в прошлом году окончила магистратуру театроведческого факультета института им. И.К.Карпенко-Карого. Работала и родила ребенка параллельно — и слава Богу!
«Не было работы – артисты вязали тапочки»
– Бытует мнение, что артистки в личной и семейной жизни – редко счастливы, ведь работа отнимает у них столько сил и времени, что для близких ничего не остается. Даже график работы – спектакли по вечерам – не очень-то удобен для семьи.
– Слава Богу - у меня муж, сын, мама. Папу похоронили два года назад. Близкие люди всегда меня понимали, поддерживали. Если меня не надо трогать – не трогают. С большим пониманием относятся к моей работе. Спасибо им большое!
Муж Николай – музыкант, педагог, сейчас у него тоже вечерняя работа. Да, я живу как бы в двух параллельных мирах – один в театре, где я порой провожу даже больше времени, чем дома, второй – семья. Тем не менее, успеваю что-нибудь приготовить, проверить уроки. А когда не успеваю, помогает мама, например, супчик сварить утром. Этими простыми заботами я очень дорожу.
Ведь что такое счастье? Для многих это понятие неопределенно, размыто. А для меня это – общение с родными и близкими людьми.
- Глубоко внутри вы довольны тем, что все сложилось так, а не иначе, что не стали учителем?
- Я не сетую никогда и ни на что. Если так получается, значит, так и нужно. И не требую большего – это есть, и хорошо. Бывали периоды, когда было мало работы, может, какую-то роль не дали, о которой я мечтала. Ну, значит, не время. Надо к этому спокойно относиться, иначе это дорога в никуда, иначе будешь сам себя съедать.
Если нет работы – есть книги, можно найти занятие, мы вот тапочки раньше вязали, уделить внимание своим близким. С возрастом все больше ценишь человеческие отношения, ведь когда теряешь близких, происходит переоценка ценностей и понимание того, что надо не стесняться и сдерживаться в чувствах, быть щедрее на доброту, любовь, сострадание и помощь.
– А что же все-таки помогает вам «переключиться», отдохнуть?
– Лучший отдых – это смена обстановки или смена труда. У меня есть дача, огород. Если выпадает свободных полдня — на электричку и в поле. То картошечку посадить, то грядку прополоть. Я все это знаю и умею. Люблю почитать, стараюсь что-то нужное, люблю о художниках узнавать, сейчас в интернете есть возможность заходить в разные библиотеки, музеи, кинозалы. Мне интересно узнавать об истории какой-то картины, персонажа.
- А в театре у вас есть друзья? Ведь еще одно расхожее мнение, что театральная среда - это интриги, склоки, шпильки.
- Как же без этого? Но есть люди, которые стараются тебя от этого оградить. У меня дружеские отношения с большинством коллег, с балетом, оркестром, работниками цехов, администраторами, билетерами. Ценю и уважаю труд абсолютно всех. Всегда боюсь обидеть людей. Если какие-то вещи и происходили, стараюсь понять, почему. Злость и весь негатив со сцены очень чувствуются зрителем, а этого и так в жизни хватает.
Кстати, мне было хотелось сказать еще и о нашем зрителе. Это наш главный друг и ценитель, наш критик и судья, энергия и вдохновение, стимул и поддержка. Желаю всем только здоровья и новых увлекательных встреч с театром!
Виктория Сидорова, «Любимая черниговская газета», №27 от 05.12.11
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.