Внутреннее небо Елены Печорной

Елена Печорная
В харьковском издательстве Книжный Клуб «Клуб семейного досуга» тиражом 10 тысяч экземпляров вышла книга нашей землячки, молодой писательницы Елены Печорной «Грешница». Трагическая — и, как ни странно, вселяющая надежду история сразу вызвала интерес критиков («Кажется, нашлась новая Люко Дашвар!»), читателей и издателей — книга в продаже первый месяц, а уже заказан дополнительный тираж.

В рукописи эта книга называлась иначе — «Обвисшее небо». Под этим названием в прошлом году роман получил международную премию им. О. Гончара.

— ...Я отправляла рукопись на конкурс «Коронация слова», — рассказывает Елена, — но отклика не было. О премии им. Гончара случайно прочитала в Интернете. И меня привлекло, что это конкурс, организованный специально для молодых авторов, не старше 30 лет. Решила попробовать. Отправила рукопись. И мне перезвонили!

Сын тогда был еще совсем маленьким, грудным, поэтому за премией в Киев поехали муж с сестрой. Правда, они снимали церемонию награждения на камеру, так что виртуально я там побывала.

Мне тогда было 28 лет. А написала я книгу, кажется, в 26 — в декретном отпуске. Год она «отлеживалась», потом у меня родилась дочь, я рукопись немного откорректировала, кое-что изменила и в новом варианте отправила на суд критиков.

— Премия имела материальное выражение?

— Да, целых 250 евро!

— Для вас награждение стало точкой или восклицательным знаком? Вы решили, что теперь книгу нужно издать?

— Я в себя поверила. Подумала: ну, если такое компетентное жюри, в составе которого практически одни мужчины, что-то в женском романе нашло, — улыбается Елена, — наверное, можно его попробовать опубликовать? Обратилась в несколько издательств. Честно скажу, мало верила, что кто-то откликнется. Но вот на «Книжный клуб» я интуитивно возлагала надежды: у них четко прописано, кого и на каких условиях печатают, какие требования к рукописи. И главное — даже если они дают негативный ответ, его поясняют. В отличие от большинства издательств, которые не рецензируют рукописи и вообще не отвечают авторам.

Осенью мне позвонили, зимой мы заключили договор — и вот, вы уже держите в руках книгу.

Днем времени на прозу нет

Елена Печорная живет недалеко от Чернигова — в Ми-хайло-Коцюбинском. Окончила
с отличием Нежинский университет, работала учительницей украинского языка в Славутиче, потом ушла в декретный отпуск. «Хронический», — шутит Елена. Сначала родился сын Владислав, потом Олечка. Недавно вышла на работу — на полставки библиотекаря.

— .Утром я не выхожу из дома — выбегаю! Сыночка в садик, потом на работу. Что вокруг? Грядки, цветы. Обычный сельский пейзаж: домики, улицы. Все такое спокойное, родное. Лирика? Наверное, лирика. Все зависит от того, с каким настроением ты воспринимаешь то, что видишь вокруг.

— Гордятся ли домашние тем, что мама писательница?

— Конечно, гордятся. Но село есть село, и обязанности мамы никто не отменял. Писательница ты или кто-то еще, все равно ты — мама. А сейчас еще и такая хлопотливая, живая пора — надеюсь, что когда наступит зима, появится немного свободного времени и я смогу больше писать.

— Как это, интересно, происходит чисто технически? Как вы успеваете возиться с малышами, заниматься домашними делами и одновременно — творчеством?


— Я не жаворонок точно. Днем у меня совершенно нет времени на литературу — так что пишу я поздним вечером, когда малышня ложится спать.

— Вы говорите «пишу», в настоящем времени — значит, пишете и сейчас?


— Не так активно, как хотелось бы, но пишу.

«Фантастика! Нет, жизнь»

— У вас, как мне кажется, жизнь достаточно благополучная и спокойная... Откуда взялись все напасти и злоключения, которые выпали на долю вашей героини, — ну уж точно не из личного опыта? Все эти драматические моменты.


— Это непросто объяснить. Я не знаю, как другие люди воспринимают происходящее вокруг, но у меня так: идет поток информации, узнала я о какой-то ситуации — она меня зацепила за живое, за нерв — и где-то у меня внутри оседает, я ее ношу, ношу и ощущаю, что мне необходимо каким-то образом «выпустить» ее, дать ей выход в жизнь... У главных героев моей книги нет реальных прототипов, но почти все описанные ситуации и в самом деле с кем-то происходили. Что-то увидено по телевизору, что-то прочитано, услышано. Что-то произошло в соседнем селе, с родными, со знакомыми.

— И все эти сюжеты сплетаются в один.

— И моя героиня мне помогает их объединить.

— Почему именно ей вы все это послали — как автор, как «демиург»?

— Основная моя цель, наверное, показать: что бы высшие силы нам на долю ни посылали, какие бы испытания ни выпадали, человек может быть настолько сильным, что выдержит всё. Если у него есть свое, внутреннее небо.

— Внутреннее небо?


— Да. Собственные силы, внутренний стержень, который ему поможет. И наверное, это основное: что любые испытания можно вынести.
Кстати, когда я уже дописала роман, обнаружила, что некоторые ситуации, описанные мною, происходят в реальной жизни. Иногда узнаешь о судьбе реального человека и понимаешь, что выдумать такое вряд ли вышло бы. Но, видимо, есть в этом какой-то смысл: трудности даются, чтобы человек всё выдерживал.

— Ваша Лариса — сильная женщина?
— Да. А, наверное, все женщины — сильные. Но женщина — прежде всего женщина. Берегиня.

Удачи всем, кто верит и мечтает!

— Есть ли у вас какие-то литературные ориентиры? Кого вообще предпочитаете читать?

— Честно говоря, в подростковом возрасте я читала так много и так бессистемно, что сейчас я и десятой части не вспомню. А сейчас. Люко Дашвар начала читать: стало интересно, потому что меня с ней сравнили, да и вообще я много о ней слышала. Мария Матиос мне нравится, Лина Костенко. Недавно прочла «Гудзик» Ирэн Роздобудько — просто в восторге!

— Вы не против выражений «мужская проза», «женская»? Как вы считаете, справедливо ли такое разделение?

— Даже не знаю. Не против, наверное. Хотя любопытно: вот пришел к нам в библиотеку читатель, мужчина, прочитал «Грешницу» (а у нас есть три экземпляра) — знаете, что он сказал? «Думаю, женщина интуитивно, но более глубоко ощущает этот мир». Впрочем, мне кажется, нужно по личности судить о том, что будет интересно человеку читать, — а большой разницы нет, мужская проза или женская.

— На каком этапе ваша вторая книга?


— Боюсь зарекаться. Она пишется. Сейчас я не на самом начальном этапе, но и до середины еще далеко.

— А вы знаете, чем она закончится? Знали ли, чем закончится «Грешница»?

— Наверное, какие-то нюансы дорисовываются уже в конце, но в целом я концовку предвижу заранее. Хотя иногда сам сюжет может диктовать. Вносить какие-то коррективы.

— Снять фильм по «Грешнице» вам пока не предлагали?

— Нет, книга ведь только-только вышла. Наверное, я была бы не против экранизации. Но я бы хотела, чтобы это был полнометражный фильм, сериала, почему-то, не хочется.

— А какой вы видите свою героиню?

— Вы знаете, нужно отдать должное художнику и дизайнеру, которые оформляли книгу: они уловили ее характер и главную эмоцию. Красивая женщина. Женщина с опытом.

— Вы ей сочувствуете?

— Конечно. Я сочувствую там каждому герою. Наверное, если бы не было этого сочувствия, наверное, текст не вызывал бы таких эмоций у читателя. Я ведь пишу о том, что меня задевает. Что болит.

— Может быть, я у вас что-то важное не спросила? Хотите что-то сказать читателям?

— ... Важное? Мне кажется, что наша Черниговская земля очень богата талантами, и в том числе талантами художественного слова. И мне хочется сказать молодому (и не очень молодому) начинающему автору, что очень важно верить в свою мечту, работать, не опускать руки перед первыми неудачами — и тогда обязательно все получится! Я искренне желаю доброго пути и удачи всем, кто верит и кто мечтает.

Сама о себе


— Я родилась 23 февраля 1982 года, разбавив своим появлением праздник мужества и отваги, однако последнее обстоятельство мне даже нравится. Колыбелью стала украинская земля Черниговщины: сначала небольшое село Левковичи Черниговского района, которое сейчас стало еще меньше, позже семья переехала в Михайло-Коцюбинский, где живу и сейчас. Семья совершенно обычная. Бабушки и дедушки по обеим линиям всю жизнь работали на земле, мама — медик, отец — инженер по специальности, однако работает в другой сфере. Есть младшая сестра, которая стала одной из первых моих читательниц. Писать начала как-то незаметно — сама для себя, скорее всего, как и любой подросток, таким образом пыталась самовыразиться...

Совсем недавно вышла на работу — работаю в храме книги, если проще — библиотекарь отдела обслуживания ЦРБ Черниговского района. Воспитываю свое сокровище в квадрате, а поздно вечером выкраиваю часок для души и слова. Муж сначала ворчал, а теперь начинает гордиться. Пишу для людей и о них.

Цитата

"Жутковато, но это чья-то жизнь. Она рядом. Стоит только пошире открыть сердце, и чужая боль станет твоей собственной. Свою я отдала книге: видимо, ее таки набралось достаточно. Но вот такой способ самоочищения — не главная причина написания. Я искренне стремилась вызвать сочувствие у читателя, чтобы тот оглянулся вокруг и вовремя протянул руку помощи ближнему или хотя бы просто сказал доброе слово. Возможно, тогда мы будем жить в лучшем мире."

Елена Печорная

Вера Едемская, еженедельник "Семь дней", №30 (507)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Вера Едемская, еженедельник "Семь дней", Елена Печорная

Добавить в: