Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Виктор Терещенко и Радислава Марчевская: «Главное — двигаться дальше!»

Виктор Терещенко и Радислава Марчевская: «Главное — двигаться дальше!»

Этому интервью по разным причинам пришлось немножко «вылежаться». Но зато оно дождалось очень хорошего повода для публикации: магазину Радиславы Марчевской и Виктора Терещенко «Лис Микита» исполнился год! Всего — или уже — год. А до этого были 17 лет в бизнесе. И пожалуй, становление этого бизнеса — одна из самых интересных историй, которые печатались в этой рубрике...
«Лис Микита» — любимый сказочный герой Радиславы, которая в детстве обожала эту сказку Франко. Так что когда возникла идея магазина «с украинским характером», «Лис Микита» победил и «Барвинок», и все другие варианты названий.

— Виктор Федорович, вы четко выбрали украинское направление магазина. В чем состоит эта идея?
— Страна у нас — Украина. Мы — украинцы. И обидно, что не придерживаемся традиций, не сохраняем культуру, мало ценим свое... А ведь мы одни такие в мире. Хочется исправить ситуацию, поэтому решили начинать с себя. Назвались по-украински, большинство продуктов, которые у нас продаются, — украинского производства. Понятно, что чай-кофе в Украине не выращивают...

— Но зато есть Одесская чаеразвесочная фабрика.
— Действительно, фасуется все здесь. И кроме того, есть большой выбор фито-чаев — в основном карпатские сборы, из наших, украинских целебных растений.
— А такая «национальная установка» не ограничивает ассортимент? Производит ли Украина достаточно продуктов, чтобы заполнить прилавки?
— Бакалеи — достаточно. Мы даже не все бренды берем. Площадь немножко нас ограничивает — и стараемся сами себе ставить «ограничения» по качеству. Если нам предлагают продукцию, сначала сами все пробуем.


— Тяжело было очень. Иногда я сама не верила, что получится. И когда мы открыли магазин, радовались как дети! Это даже передать нельзя! Вот правда: как ребенок, которому дали конфету. Виктор сам по ночам носил товар, расставлял по полкам… и в последний момент, за пять дней до открытия,  «захотел» заболеть. Что ж, пришлось
сказать: «Что хочешь делай, я никаких болезней не признаю — нам надо открыться!» И как-то он пару дней отлежался — и справился с болезнью. И все вышло!


Торговые дома вырастают из киосков

— Давайте вернемся немного назад. Неужели Торговый дом Терещенко начал работу в 1994 году?
— В 94-м еще, наверное, и частных предприятий не было. Был тогда ЧП Терещенко — мы работали в Киеве и документы оформлялись на меня. Весь бизнес велся официально, мы тогда тетрадки такие заполняли, если помните. Было нас три человека, руководил мой родственник — начинали с двух киосков, на Прорезной и возле Театра оперы и балета. Торговля была круглосуточной, и работали мы без выходных и перерывов: сутки в одном киоске — день во втором...
— Как выдерживали такой режим?
— Сейчас сам удивляюсь. Видимо, молодость помогала... У нас выходных было, пожалуй, два в месяц! Мы же занимались и закупкой товара, были и грузчиками и охраной — всем сразу.

— А как вообще получилось, что вы решили заняться бизнесом?
— С 92-го по 94-й год я работал на стройке. Зарплаты нам тогда не выплачивали, но давали «за вредность» молоко и колбасный сыр. Так как денег не было, я собирал это все у бригады, нес на рынок (а мы рядом с рынком «Юность» строили 16-этажку), сдавал продавцам и получал живые деньги. Когда выплачивали зарплату, доллар резко, в 2-3 раза вырастал в цене — четко! Поэтому старался договориться с валютчиками... В общем, наверное, жилка такая у меня есть. Предпринимательская.

— Вместе с супругой бизнес начинали?
— Нет, мы с ней познакомились позже, в 95-м. А в 1996-м поженились.
— Я у него была личным водителем! — смеется Радислава.
— Это правда. Сначала мы работали в рознице, потом постепенно переключились на опт — на Центральном стадионе, на Владимирском, потом на Привокзальном оптовом рынке. Насчет водителя — тоже верно. Радислава очень увлекается автомобилями, она хороший, опытный автолюбитель. И водить машину ей нравилось еще тогда: так что Радислава взяла на себя всю доставку. Днем торговали оптом на Привокзальном рынке, а по ночам вторая смена у нас была — «грачевали».

— Бизнес — это пахота вначале, да?
— Ну да. Если у нас рабочий день заканчивался в 2 часа ночи, а в 6 уже нужно было на работу. Бизнес — это со стороны красиво. На самом деле это тяжеловато.
В таком темпе мы в Киеве проработали еще год, а в 97-м все-таки потянуло домой. Я предложил жене: «Давай оптом возить в Чернигов продукцию. Связи у нас уже есть, мы знаем, что и где в Киеве взять дешевле, а значит, сможем и доставку в Чернигов наладить». Честно говоря, спонтанно мы это решение приняли... Просто захотелось домой.

Бизнесу при Кучме хорошо не было

— После нескольких лет в Киеве вы здесь были уже «посторонними», в общем-то? Как выходили на рынок?
— Мы заняли отдельную нишу. Здесь все торговали на своих местах — а мы им привозили дешевую продукцию и сдавали оптом, сами не торговали. «Склад» был в квартире моих родителей: то есть, там жили они, мы с Радиславой, мой брат — и еще одна комната была забита коробками и ящиками с товаром.

— Родители не говорили: «Лучше б ты каким-то делом занялся»?
— Конечно, говорили. Мама у меня преподаватель, я сам окончил пединститут, и она мне настойчиво советовала пойти работать учителем — спокойно, понятно... Потому что времена были тяжелыми не только потому, что мы тяжело трудились, а еще и потому, что «структуры» наши донимали. Больше всего — такая, если помните, налоговая полиция. Они могли остановить в любом уголке города и просто конфисковать товар. Дважды и у нас были с ними серьезные конфликты. Конфисковывали всю продукцию, избивали... Такими вот наши правоохранительные органы были во времена Кучмы. Для кого-то времена Кучмы, может, были и хорошими — но для бизнеса тогда ничего хорошего не было. Как мы проезжали посты на дороге из Киева — Быковня, Семиполки, Копти!.. Вот откуда у Радиславы седые волосы... И это мы еще на легковой машине ездили, у нас все досмотры проходили более-менее спокойно!


— …Когда мы еще начинали, в киосках, я очень полюбил центр Киева. С его прекрасной, интеллектуальной атмосферой, с умными интересными людьми на улицах! Обратил тогда внимание и на киевские гастрономы — на то время они были эталоном. Там подавали настоящий венский кофе с ликером бенедиктин, готовили хорошие
бутерброды… И еще тогда мне захотелось сделать такой же, «столичного образца и уровня», магазин в Чернигове. Чтобы он был красивым, органичным, чтобы человек зашел раз — и ему захотелось вернуться еще и еще.


«Взяток не даем!»: жесткий эксперимент

— На каком этапе вы превратились уже в торговый дом?
— Буквально год назад. Вместе с открытием магазина открыли и юридическую фирму. До того я работал как ЧП, ФЛП... В 2001-2002-м году — продали квартиру и купили склад. Это было непростое решение, и даже родные не всегда понимали нас... Но именно с того момента мы оформили все документы и стали работать с черниговскими сетями. Это были «Мстиславы», «Черниговпродтовары»... К 2005 году у нас было уже два десятка сотрудников, сегодня — десятки.
В 2004 году приобрели первую квартиру под магазин — это была наша мечта! — потом аппетиты разгорелись, купили вторую, рядом. Правда, к открытию магазина шли довольно долго, так как мы принципиально хотели все делать официально. Радислава сказала: «Взяток мы не даем». Ну и так как не даем взяток, то с 2005-го по 2010-й пробивали этот магазин. А в 2010 успешно открылись.
...Я к жене всегда прислушиваюсь, она человек справедливый и мудрый. Ну вот провели эксперимент: пять лет открывали магазин.

Торты от «Лиса Микиты»

— Когда упоминают магазин «Лис Микита», чаще всего говорят о тортах «Рошен». Кажется, вы первыми стали их сюда возить из Киева — свежие, настоящие. Чья это была идея?
— Моя, — чуть смущенно отвечает Виктор Терещенко (наверное, он лакомка :) — Авт.). — Когда я был студентом, киевский торт тяжело было достать. Помню, маме хотелось на 8-е Марта сделать подарок — объездил весь Киев и везде не успел! Или раскупали перед носом, или надо было переплачивать — а я, студент себе этого позволить не мог. Видимо, этот неудачный опыт мне в душу запал.
В начале 90-х, когда мы еще торговали оптом на Республиканском стадионе, фабрика «Рошен» выпускала не шоколад, а соевый заменитель. И вообще отечественный шоколад пропал — «царили» импортные шоколадки или конфеты. А в 95-м году наконец-то снова появились «Театральный» шоколад, «Чайка», конфеты «Вечерний Киев». И мы занялись их продажей. Спрос был огромный: завод не успевал фасовать! Кажется, привези 20 тонн конфет — разберут 20 тонн. Потому что соскучились люди по хорошему шоколаду! И вообще, хорошее качество продукции — это в продажах всегда самое главное.

— Как же у вас это все сегодня организовано? Действительно, каждый день приезжают свежие торты?

— Да, мы сами ежедневно делаем доставку. Срок годности «Киевского торта» — три дня, из-за этого логистика очень накладная, расходы велики. Надо и вовремя привезти, и угадать количество. Но есть постоянные покупатели, которые заказывают торты на праздники, заезжают к нам белорусы и россияне... И берут прилично — до 20-30 тортов! То есть, слава о «Киевских тортах» осталась.

— И когда к вам приходить за тортиком?
— Свежие торты доставляются к 13.00. В обычный день купить торт не проблема, а вот в праздничные лучше сделать заявку заранее, по телефону 65-30-45, или хотя бы пораньше подойти.

И в городе, и в области


— У вас на сайте написано, что «Торговый дом Терещенко» — одна из крупнейших сетей в регионе.
— Имеется в виду дистрибьюторская сеть. Оптовое направление ведь сохранилось и после открытия магазина. Наши торговые агенты собирают заявки по области, водители-экспедиторы развозят товары, плюс, конечно, есть бухгалтерия, складские работники, охрана... И доставку мы делаем, охватывая 80-90% торговых точек Черниговщины.

— Конкурируете ли вы с другими поставщиками, сложнее ли стало работать, когда в город пришли большие торговые сети?

— Это сложно. Но: большие сети пришли в город, но не в область. А в области не то что нет конкуренции — там еще море работы! И по качеству, и по ассортименту, и по адаптации цен к возможностям сельских людей. Причем надо и с их вкусами считаться, у них принцип: натуральное из натурального!
Мы работаем и с селами, и с райцентрами. Разделять их нет смысла, неразумно даже с точки зрения логистики: ехать мимо магазина в райцентр и не завезти товар. Так что каждый магазин, который встречается по пути, — это «наш» магазин! И как он называется, какой у него уровень и объем заказа, не имеет значения. Уровень-то они поднимут — нам главное сейчас прийти к ним с продукцией и помогать этот уровень поднимать. В области работы очень много. Кстати, на днях у нас открывается еще один магазин — в Березне.
Что касается города... За буханкой хлеба, за печеньем к чаю все равно никто специально не поедет, скажем, в «Сильпо», если живет здесь, поблизости. У нас и качество обслуживания повыше, больше внимания покупателю, и цены достаточно лояльные по сравнению с сетями: мы, поскольку сами являемся поставщиками, можем поставить хорошую конкурирующую цену — или даже дешевле.

Синяки и шишки

— Я просмотрела информацию на вашем сайте и мне понравилось вот что. Обычно все говорят: «Мы поднимались со ступеньки на ступеньку, все так гладко, мы росли и растем...» Все залакировано. А у вас написано честно: «Впродовж багаторічної діяльності у нас були помилки в роботі, прорахунки, які ми одразу аналізували, виправляли і в такий спосіб набували досвіду.» Расскажете об ошибках?
— Когда мы начинали работу с сетями, — отвечает Радислава, — это было непросто. Это был переход на новый уровень. Новые договоренности, новые люди — мы очень долго, буквально по шажку выходили на это поле. Наконец, кажется, все наладилось: объемы продаж увеличивались, дела шли все лучше... До тех пор, пока не возникла ситуация с закрытием «Союзов». Наверное, здесь все связано: и экономическая ситуация, и власть... Но мы, к большому сожалению, получили горький урок: потеряли очень большую сумму денег.

— Вы имеете в виду ситуацию, когда закрывались магазины «Союз», не рассчитавшись с поставщиками?
— Да. И это был обидный и горький урок. До этого все шло относительно гладко: если возникали сложности, нам могли отдать долг той же продукцией — и все-таки мы не теряли... Была ситуация, когда закрывались райпотребсоюзы, коопы — мы судились, и они, по крайней мере, выплатили деньги. С «Союзами» все произошло по-другому, это был новый, неприятный опыт. И самая большая ошибка. Может, так получилось, потому что не верили, что такая сеть может рухнуть... Ведь потом, проанализировав, поняли: мы знали, видели, могли бы и деньги спасти — просто именно глазам не верили. В городе ведь тогда 80% магазинов были — «Союзы» и «Кварталы». И мы сотрудничали не только с черниговскими «Союзами», а возили им товары в Житомир, Черкассы, Белую Церковь...
…Сначала было очень трудно, мы были просто в шоке. Но с другой стороны, именно после этого случая мы сконцентрировались, взялись — и открыли магазин!
Еще из тяжелых моментов можно отметить перепады курса доллара. Фактически это происходило трижды: когда курс прыгнул с 1,8 на 3,5, потом «присел» немного и быстро прыгнул на 5, и самый колоссальный — с 4,8 на 9,7. И это опять-таки большая потеря денег, которая как бы и не заметна внешне — идет оборот и у тебя есть столько-то денег, просыпаешься — а у тебя их в два раза меньше! И все равно надо как-то выходить из положения, рассчитываться с людьми, работать.

Главное — что смогли!

— А что вы на сегодня считаете своими достижениями?

— Наши достижения — это и люди, которые к нам пришли, и расширение потенциала торговых представителей, приобретение складов и расширение торговой и дистрибуционной сети. И конечно, магазин: его ассортимент, ценовая политика, обслуживание. Сегодня каждый хочет зайти в чистый, приятный магазин, общаться с квалифицированным работником.
— Я думаю, самое большое наше достижение, — добавляет Радислава, — что, пройдя это все, мы смогли выстоять, не отступить, найти возможности, умения двигаться дальше. А ведь были такие времена, когда казалось: надо бросить все, продать и уйти!

— Что удерживает?
— А знаете, когда ты два года работаешь, семь, десять, пятнадцать — и работаешь тяжело, ответственно. Когда за тобой — люди. Когда идет общая, большая, ежедневная работа — семейный бизнес, где мы друг друга направляем и поддерживаем. Как же все это взять и бросить? Это же самому перед собой сдаться, выходит? Нет. Мы будем работать!

Беседовала Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: «Лис Микита», Виктор Терещенко, Радислава Марчевская, Вера Едемская

Добавить в: