Человек-светильник держит удары… тока
Для Владимира Кульгейко 220V не страшны
Родом Владимир Кульгейко, как и его жена, Наталья Леонтьевна, из Великой Кошелёвки Нежинского района. Вместе учились в сельской школе. Дружили. Будущие супруги присматривались друг к другу более 5 лет, прежде чем поженились.
— Я сызмальства тянулся к радиоделу, — говорит мой собеседник. — Еще будучи школьником, писал в разные технические журналы. Мне оттуда присылали статьи со схемами. По ним я пытался чтото сделать своими руками. До многого сам додумывался. Часто терпел неудачи.
Свой первый детекторный радиоприемник Кульгейко смастерил в восемь лет. А подтолкнул его к этому старший брат будущей жены Федор. Он привез из армии немецкий радиоприемник, работающий от сети. Но в селе не было электричества. Когда все же Володя сделал детекторный приемник на батарейке, то все село ходило его слушать.
— Уже в тринадцать лет я смастерил ламповый радиоприемник. В Великой Кошелевке был еще один такой приемник на другом конце села, — вспоминает Владимир Кульгейко. — Помнится, как половина жителей слушала трансляцию с похорон Сталина у нас дома, а другая половина — в хате еще одного хозяина. Я очень гордился своей поделкой. Когда впервые по радио послышалось: «Говорит Киев!», — я чуть в обморок не упал. Правда, мой отец не поощрял моего увлечения. Он был против того, чтобы я возился с отвертками, проводами, схемами. Скорее всего, он боялся за меня. Ведь иметь дело с электричеством небезопасно. Но это не остановило. Знал бы тогда отец, что электроток меня не берет. Да я и сам этого не знал. Выявил эту особенность гораздо позже, когда работал лаборантом на физикоматематическом факультете Черниговского пединститута, который закончил. В свое время пытался поступить в Киевский политех, но, как говорится, «пролетел». В Чернигове мне нравилось. Однажды, после третьего курса, на каникулах приехал домой. Брат жены Федор работал тогда заведующим межрайонным радиоузлом. Пришлось на время его заменить, поскольку свояк заболел. В кладовой узла случайно наткнулся на трансформатор. Разобрался, как он работает. Докупил к нему еще две 500ваттные лампы и увеличил мощность радиоузла вдвое. Когда проверяющий начальник из районных электросетей увидел мое новшество, то очень удивился, поскольку оборудование было доработано по моей схеме. После этого обо мне написала газета «Ленинский путь». Меня оставили работать… заведующим радиоузлом. Учиться я не поехал. А со временем получил извещение об отчислении из вуза. Но я не огорчился: все таки любимым делом занимался.
Через полтора года Владимира Кульгейко вызвали в институт и предложили должность лаборанта. Более того, его восстановили на четвертом курсе и дали комнату в общежитии. И тут пошлопоехало. Свыше ста рацпредложений, участие в четырех международных выставка в Москве и в восьми по Украине. В 1975 году Владимиру Григорьевичу за его изобретения дали 3 тысячи рублей премии. По тем временам — большая сума.
Довелось моему собеседнику поработать и в черниговском «Горсвете». Его возглавлял ныне покойный Вячеслав Бабунин. Оказалось, что он тоже не ощущает электротока. Больше в своей жизни Кульгейко людей с высоким сопротивлением кожи не встречал.
— Работая в «Горсвете», я изобрел электронный выключатель уличного освещения, — продолжает Владимир Кульгейко. — До этого уличные фонари отключали по одному. Но больше всего я горжусь автоматическим переключателем цветов на светофоре. На это изобретение у меня даже патент есть.
В разговоре пенсионер вспомнил забавный случай из своей жизни:
— У нас с Наталией Леонтьевной двое детей — сын и дочь. Мальчика я, как страстный радиоман, решил назвать Радием. Но, когда пришел к жене в роддом, то случайная встреча с медсестрой изменила мое решение. Медсестра, войдя в палату, спросила, как зовут нашего мальчика. На что я ответил: «А вас?». — «Радимира». — «И нашего сына зовут Радимир». Так сын и остался с этим именем. Теперь Радимир живет в нашей черниговской квартире, а мы переехали в Шестовицу. Сын тоже увлекается радиоэлектроникой. Я его часто брал с собой на выставки. Уже в 12 лет Радимир получил медаль за сделанную собственными руками гирлянду с бегущими огнями. Сейчас она в «Артеке».
Несмотря на свой почтенный возраст, Владимир Григорьевич продолжает изобретать и мастерить. Есть в хозяйстве Кульгейко самодельный трактор и бетономешалка.
Хозяин сетует, мол, последнее время ноги начали болеть, но в больницу не пойдет.
— Могу выдержать большое напряжение, раскаленные угли на ладони держу, а вот уколов страх как боюсь. Я за всю жизнь ни одной таблетки не выпил. Так что врачам в руки не дамся, — подытожил Кульгейко.
Есть мнение
Женщин бьет током сильнее, чем мужчин?
Владимир Пилипенко, инженер по технике безопасности Черниговских горэлектросетей:
— Людей, которых не бьет электричество, на самом деле мало. Не каждый организм может выдержать напряжение в 220 вольт. Все зависит от индивидуальных возможностей организма. Чем выше сопротивление кожи, тем устойчивее тело к электроразряду. Еще играет роль, в каком месте происходит соприкосновение с источником тока. Если человек языком дотрагивается к батарейке, то чувствует легкое пощипывание, поскольку сопротивление ткани языка не высокое. А вот руками напряжение батарейки не ощущается. Огрубевшая, но не поврежденная кожа рук тоже усиливает устойчивость к электротоку. Примерно двадцать лет тому назад был случай, когда один электрик демонстрировал, как он берется за оголенные провода. Во время одного из таких экспериментов его убило током. Оказалось, что у него на руке был порез, через который и прошел разряд.
Сергей Швец, инженер-энергетик:
— Я в этом какого-то феномена не вижу. Мне встречалось много людей, которые могли свободно взяться за оголенные провода и определить, где ноль и фаза. Чем у человека тоньше и влажнее кожа, тем меньше у него сопротивление.
Андрей Димич, еженедельник «СЛОВО Черниговщины» №8
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.