Александр Буцко: «Программы, которые мы принимаем, должны работать!»
Александре Буцко
О работе Фонда коммунального имущества
- Александр Владимирович, в кресло заместителя мэра вы пришли из Фонда коммунального имущества (ФКИ) городского совета. Работу этого подразделения можно по праву считать бюджетообразующей. Логично было бы начать беседу именно с этой работы. Как вы сегодня оцениваете те результаты, которых достигли во время многолетнего руководства Фондом?
- Фонд коммунального имущества, который я возглавлял, занимался вопросами, направленными на пополнение бюджета нашего города. Я неоднократно говорил, что кризисные события в мире не дали достичь нам тех результатов, которых мы планировали. План по приватизации объектов коммунального имущества не был выполнен ни в 2009-м, ни в 2010-м годах. И тому были вполне объективные причины. Что же касается поступлений в бюджет развития в целом, то, как бы там ни было, план выполняется из года в год. И на сегодняшний день это все-таки почти 14 млн. грн. поступлений от арендной платы в бюджет города. Основными «поставщиками» денег являются фирма «ТехНова» и «Облтеплокоммунэнерго», которые арендуют два наших больших имущественных комплекса. В то же время нужно отметить, что поступления от аренды индивидуальных объектов снизились. В коммунальной собственности находится более 30-ти объектов, которые вообще не сдаются в аренду. Если в 2007-2008 годах буквально каждый квадратный метр «вырывали с руками», то за последние два года ситуация изменилась.
- Что же город будет делать с пустующими помещениями: избавляться или искать арендаторов?
- К сожалению, сегодня продать эти помещения не так уж и просто. Например, мы неоднократно писали, что по улице Жабинского у нас есть очень большое помещение аптеки. Так вот, мы пять(!) раз объявляли аукцион – и желающего не нашлось. Хотя мы даже от первоначальной стоимости сделали скидку в 30%. Аналогичная ситуация была и по другим объектам. Сегодня все считают, что стоимость наших объектов – на уровне или даже чуть выше стоимости на вторичном рынке.
- Все помнят «эпопею» с продажей магазинов «Продтоваров» фирме «Союз». В то время в этом процессе вы принимали самое активное участие. Как сегодня вы оцениваете результаты этой сделки?
- Сегодня мы пережили всю эту канитель: жалобы, проверки, в том числе и проверку нашего депутатского корпуса и правоохранительных органов. Я считаю, что на то время был сделан правильный шаг. Если сегодня я только представлю, что эти магазины у нас остались, то, исходя из нынешней ситуации с арендой, я боюсь, что многие бы от магазинов отказались. А то, что тогда мы получили 16 млн. грн., которые пришли в бюджет, я считаю правильным решением. Если мы сегодня продавали бы те акции, то при их номинальной стоимости в 4 млн. грн. мы в лучшем случае получили бы 6 млн. грн.
- Кто сегодня занимается Фондом коммунального имущества?
- Сегодня головы Фонда пока нет. Но вы знаете, что до этого общее руководство Фондом осуществлял первый заместитель мэра. Сегодня на должности заместителя мэра я продолжаю курировать ФКИ. Это одна из задач, которую передо мной поставил мэр. Фонд продолжает работать. Намечаются улучшения с приватизацией объектов. И есть надежды, что в этом году мы даже перевыполним планы…
- Относительно планов. Вице-премьер-министр Украины Сергей Тигипко активно лоббирует приватизацию теплогенерирующих объектов. Не означает ли это, что в этом году город продаст ТЭЦ и городскую теплосеть со всеми котельными?
- Я не готов с уверенностью заявлять, будет такое или нет. Тем более, что эти вопросы решаю не я и даже не мэр. Они в компетенции горсовета. Могу сказать, что на сегодняшний день вопрос приватизации теплогенерирующих объектов в городе не стоит. Мое личное мнение – сегодня эти объекты выгодно сдавать в аренду, но не продавать. Во-первых, это стабильная арендная плата, во-вторых, несмотря на то, что цены на тепло формируются в Киеве, у города есть возможность хоть и незначительно, но влиять на процессы…
О задачах, поставленных мэром
- Кроме руководства ФКИ, какие вопросы вам поручил курировать мэр?
- Когда мне предложили должность заместителя, я не знал точно, какими вопросами буду заниматься. Дополнительно на меня свалилось («свалилось», может, и с хорошей точки зрения…) много других задач. Сегодня я курирую довольно непростые направления: транспорт и связь, вопросы экономики, из которых отдельным пакетом выделяются вопросы энергосбережения. «По наследству» от первого заместителя мне досталась торговля и предпринимательство, регуляторная политика. Кроме этого, я отвечаю за отдел квартирного учета и вопросы приватизации жилья. Это основные направления моей работы.
- Если с обеспечением связью в городе ситуация нормальная, то с транспортом проблем очень много. Почему с нового года урезали субвенции на проезд в автобусах, а добавили для электротранспорта?
- Фактически субсидирование льготных перевозок идет из Госбюджета. Согласно расчетам, на поддержание существующих объемов перевозок электротранспортом на уровне 2010 года необходимо 25 млн. грн., однако из Госбюджета на льготные перевозки автотранспортом и троллейбусом на этот год выделено около 16 млн. грн., из них задолженность по прошлому году составляет 1,7 млн. грн. Сегодня все категории льготных пассажиров перевозятся ЧТУ без ограничения, а это без малого 80 тыс. чел. Поэтому почти вся сумма субвенции и запланирована на электротранспорт. Предприятия автотранспорта просто вынуждены отказаться от льготных перевозок. Но, мне кажется, на вопрос нужно смотреть так: или транспорт будет ходить, или он остановится. Если государство дает право кому-то бесплатно ездить, то оно должно компенсировать затраты на льготный проезд…
- Сегодня город «забит» маленькими маршрутками. Почему нельзя заставить перевозчиков закупить нормальные городские автобусы?
- Всего в городе 45 маршрутов, и далеко не все они высокорентабельные. Автобусов большой вместимости нет практически ни у одного перевозчика. Ежедневно на маршруты города выезжает около 370 автобусов, из них 154 автобусов средней вместимости марок ПАЗ, «Эталон», I-VAN, работающих в обычном режиме, и 214 автобусов малой вместимости марок «Дельфин», «Рута», работающих в режиме маршрутного такси.
В 2010 году перевозчиками было приобретено на маршруты города 30 новых автобусов марок ПАЗ, «Эталон» по цене – 300 тыс. грн. Стоимость автобуса марки МАЗ, ЛиАЗ – порядка 1 млн. грн., и, к сожалению, ни один перевозчик, который участвовал в конкурсах, нам их на маршруты не предложил.
Автобусы малой вместимости марок «Дельфин», «Рута» являются переходной моделью общественного транспорта и в скором времени будут заменены на более комфортабельный подвижной состав, как в свое время заменили «Газель». При этом уменьшится и их количество. Пока перевозчики не хотят закупать большие автобусы. Им экономически выгоднее запустить несколько маленьких, чем один большой…
- Но ведь можно было бы вместе с белорусским троллейбусом начать в Чернигове производство и больших белорусских автобусов! А потом передавать их по лизингу ЧТУ, выделить пару «хлебных» маршрутов и закрыть проблемы троллейбусного управления?
- Приобретение троллейбусов и автобусов в лизинг уже сегодня предлагает Львовский завод коммунального транспорта. Но пока мы не в состоянии принять предлагаемые условия лизинга из-за их финансовой составляющей. Мы много времени уделяем вопросу спасения Черниговского троллейбусного управления. Если сегодня забрать автобусные маршруты у перевозчиков и передать ЧТУ, управление просто захлебнется. Троллейбусники не вытянут. Другой вопрос – ценовая политика. Мы планируем произвести перераспределение пассажиропотока за счет ценовой политики.
- Означает ли это, что цены на проезд возрастут?
- С точки зрения логики и тенденций в государстве, мы будем вынуждены поднимать стоимость проезда, поскольку растут цены на все составляющие.
- Каковы ваши планы по вопросам энергосбережения?
- Сегодня мы активно разрабатываем программы энергосбережения по нашим бюджетным организациям. В прошлом году мы работали по управлению образования. В этом – активно возьмемся за медучреждения. Это очень большие объемы капиталовложений, которые довольно быстро дают положительные результаты. Вопрос энергосбережения в жилых домах города нами также рассматривается, но этим вопросом более подробно занимается управление ЖКХ.
- Какие новации планируются в отношении управления торговли, услуг и развития предпринимательства?
- Все, что происходит в торговле, определено на законодательном уровне постановлениями КМУ. На уровне государства подготовлен проект документа о внутренней торговле, поскольку закона о торговле нет. На сегодняшний день действует законодательство о защите прав потребителей.
Для того, чтобы жители города почувствовали, что самоуправление подходит к вопросу защиты их прав, на ближайшую сессию мы планируем переименование управления. Теперь оно будет называться (при условии одобрения депутатами) так – Управление потребительского рынка и предпринимательства. Соответственно, будут пересмотрены и функции управления. Одна из функций, которая будет добавлена, – защита прав потребителей.
- За последние три месяца очень много людей жалуется на засилье несанкционированной торговли на остановках и улицах города. С чем это связано?
- Сегодня на эти процессы в городе управление торговли в полной мере влиять не может. Именно поэтому мы планируем изменения в работе этого управления. Нужно законодательно сделать так, чтобы управление торговли могло влиять на нарушителей хотя бы по обращениям граждан. Я не могу отвечать за другие контролирующие органы, но посмотрите: прямо перед зданием городской санэпидстанции идет несанкционированная торговля, и в том числе – продуктами питания!
- Еще один вопрос, которым вы занимаетесь, – это квартирный учет. Очередь в городе огромна, а квартир дают мало. Может, пора вообще этот отдел ликвидировать?
- Сегодня существует Жилищный кодекс, и мы его исполняем. Уже есть проект нового Жилищного кодекса, где заложены другие принципы, другие положения. Сегодня существуют квартирные очереди в городе, на предприятиях. Есть льготные категории. Мы ведем учет и по мере возможности обеспечиваем людей жильем. У нас до сих пор есть еще и участники Великой Отечественной, которые стоят в квартирной очереди...
- А есть ли какие-то льготы для работников горсовета при выделении жилья?
- Я присутствовал на всех исполкомах и могу сказать, что в городе такого нет. Никто не выделит жилье человеку, допустим, за то, что он стал заместителем мэра.
О назначении и связях
- Почему у Александра Соколова возникла идея сделать вас своим заместителем?
- Я не знаю, чем руководствовался мэр, принимая такое решения. Могу сказать, что я много лет проработал в органах государственной власти на различных должностях, в том числе и областного уровня. При этом скажу, что никогда и никого за себя не просил. Если считали нужным и видели, что можно поручить этот участок работы – вызывали, предлагали. В основном, я соглашался…
- Ходят слухи о ваших родственных отношениях с Александром Соколовым. Насколько они правдивы?
Много говорили и писали об этом, но это не так. Я никакой не родственник Соколову, абсолютно. Что нас действительно объединяет уже с 96-го года, так это то, что мы вместе играем в футбол. Ни для кого не секрет, что есть такой клуб «3 плюс», где каждый четверг мы играем в футбол. Наш клуб объединяет 19 человек, и мы играем…
- Как говорят, у нас в стране в бане решались все основные вопросы. А у нас в городе эти вопросы решаются на футбольном поле?
- Поскольку мы играем с 96-го года, то если следовать такой теории, Александр Соколов мог бы мне предложить эту должность и раньше.
- А почему все-таки вам предложили не должность первого, а просто заместителя?
- Не могу отвечать за решения мэра. Может, он считает, что по всем нормативам обязанности в его отсутствие исполняет секретарь горсовета. Зачем тогда назначать первого заместителя и делить полномочия?..
- Говорят, что партийная принадлежность имеет значение при назначении на должность. Вы член Партии регионов?
- Этот вопрос мне задавали журналисты сразу после назначения на должность. Я сказал, что нет. Я и сегодня не член партии. Я лично не поддерживал и то, что в то время, когда Президентом был Виктор Ющенко, каждый, кто ходил с флагом, получал должность. Считаю, что назначения должны производиться по профессиональным качествам, но это не исключает возможности о вступлении в партию.
Об админреформе и взаимоотношениях
- Еще один вопрос, который мы задаем всем заместителям: не думаете ли вы, что в случае проведения админреформы можете остаться без места?
- Этот вопрос мне тоже задают не в первый раз. Конечно, каждый человек думает о будущем, строит планы. Что будет, то будет! Я понимаю, что в случае админреформы, если останется один или два зама, есть вероятность, что я уйду. И до этого мне приходилось уходить с должностей или по сокращению, или из-за того, что в Киеве руководство менялось. Я из этого трагедии не делаю. Это жизнь такая! Ведь незаменимых людей не бывает.
- Как складываются ваши отношения с мэром после того, как вы вступили в должность?
- Вы имеете в виду, не нагибаю ли я голову и не говорю: «Хорошо, хорошо»? Нет, такого не бывает. И это не потому, что я какой-то особенный. Мне очень нравится наш мэр тем, что он всегда готов выслушать, а после этого будет стараться принять решение, во-первых, по закону, а во-вторых, по справедливости. Конечно, бывают какие-то исключения, и тогда действует принцип «Начальник всегда прав». Хотя Соколов, как правило, не действует по принципу «Как я сказал, так и будет». Он прислушивается к мнению других…
- А как у вас складываются отношения с другими замами?
- Практически я всех их давно знаю. И с Сеньковичем, и с Сердюком, и с Вихровым мы работаем очень давно. Конечно, многие вопросы у нас пересекаются. Часто по ряду вопросов наши мнения бывают разными. Но мы собираемся, обсуждаем нерешенные вопросы – и приходим к общему мнению. Никто из нас не говорит, что нужно делать вот так потому, что «я так думаю»…
- Как у вас налажена работа с депутатским корпусом? Почувствовали вы разницу между созывами?
- Для того, чтобы почувствовать разницу, надо, чтобы депутатский корпус проработал, как минимум, год. Вот тогда начинаешь чувствовать и понимать. Поверьте мне, это третий депутатский корпус, с которым мне приходится работать. Я думаю, что за эти пять-шесть сессий они и сами не разобрались в своем отношении к тем или иным вопросам. Хочу отметить (и думаю, это подтвердило голосование за мою кандидатуру), что я всегда старался находить общий язык с людьми, вне зависимости от того, депутат он или не депутат. А с депутатом, сами понимаете, тем более необходимо находить общий язык! Если где-то ты чувствуешь, что надо уступить – уступи. Это мое мнение. А в целом мы стараемся договариваться. На сегодняшний день в этом депутатском корпусе я не вижу каких-то подводных течений и не скажу, что они хуже прошлого созыва.
О планах
- В начале разговора вы заметили, что интервью, как правило, берут после ста дней работы, а вы пока отработали всего половину этого срока. Поэтому позвольте спросить: а с какими результатами вы хотите выйти на свои 100 дней?
- Я как-то не задавался целью показать, что я такой хороший и что-то особое сделал. Моя работа состоит из текущих вопросов: что-то делаешь, что-то появляется… Моя задача в том, чтобы ситуация по вопросам, которые я курирую в городе, улучшилась, но никак не ухудшилась! Чтобы те программы, которые мы принимаем, работали, а не оставались программами только на бумаге. Чтобы если мы наметили что-то с теми же перевозками по троллейбусному управлению, то решили бы этот вопрос. Чтобы ЧТУ не было бы на постоянных дотациях. Но при этом не нужно забывать, что зачастую руки у нас связаны тем же законодательством. Сегодня троллейбусным управлением перевозится столько льготных категорий (и это не только пенсионеры), что без соответствующего решения на уровне правительства трудно говорить о выводе предприятия из состояния, в котором оно находится! Это проблема не только Чернигова, а всей Украины. И решение многих вопросов зависит не только от того, кто сидит в том или другом кресле…
- Ну что ж, позвольте пожелать вам удачи! Надеемся, что подведем промежуточные итоги вашей работы уже через два месяца, после ста дней пребывания в должности.
Досье:
Буцко Александр Владимирович родился 5 марта 1959 в селе Сновянка Черниговского района. В 1991 году окончил Гомельский кооперативный институт по специальности «Экономика торговли», квалификация – «экономист». В 2006 году в Черниговском государственном технологическом университете получил степень магистра государственного управления. В органах местного самоуправления работает с июля 1992 года. До назначения на должность заместителя мэра работал в должности председателя Фонда коммунального имущества городского совета.
Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней» №3 (480)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.