Бывший зять от детей не отрекся – воспитывает девочек сам
Слева направо: Елизавета, Светлана, Сергей Васильевич и Валентина Найдо
За что такая трудная судьба досталась? - плачет Валентина Ткаченко из Горска (Щорский район). - Я же ни зла, ни горя никому не делала».
После школы сразу пошла работать. На ферму. На работе и половинку свою встретила: летом, в пору большого молока, Николай возил доярок на луг доить коров. Видный, широкоплечий. Но главное — работящий. Уже с детства всю мужскую работу приходилось делать. Трудно, но ничего не поделаешь: рос без отца.
Полюбили друг друга. Поженились. Первенца(родился в 1971-м) назвали Сашей. Дочку — на три года младше — Людмилой.
Семья как семья. Со своими радостями и проблемами. Ссорились, мирились. Работали. Растили детей. Время в ежедневных хлопотах летит быстро. Вот уже и в армию Саше пришла пора. Вот и домой после службы вернулся. Устроился на работу — электриком. Оставалось невестку отцу с матерью привести — и опять жизнь по кругу: наступило сыновье время дерево сажать, дом строить, детей растить.
Но ничему этому не суждено было сбыться. Родители до сих пор не знают, что произошло с Сашей, как оборвалась его жизнь. Пошел вечером 13 января 1994 года встречать старый Новый год — и больше его живым не видели.
Искали тогда парня всем миром. Осматривали сельские околицы до последнего кустика, даже проруби во льду сделали — все зря. Только 19 апреля рыболов из соседней Песчанки обнаружил тело Саши в реке.
— Не могу вспомнить ни как вытаскивали его из воды, ни как несли, как будто стерлось из памяти, — вздыхает несчастная мать.
Тогда они и представить не могли, что впереди их ждет еще одна потеря. И пережить ее будет намного тяжелее, потому что смерть сына сразу подкосила, сломала обоих—и мать, и отца.
Хотя, может, даже хорошо, что не знали. Потому что целых десять лет в их сердцах рядом с незатихающей болью теплилась надежда, что хоть у дочери все будет хорошо.
Людмила далеко от родителей не уехала. Жила (если напрямик) в каких-то 15 километрах — в Городнє. Вышла замуж. Родила трех дочерей. Правда, с мужем не все ладилось, и вскоре пара рассталась. Но все были живы!
Девочки подрастали, радовали дедушку с бабушкой. А Люда спустя некоторое время второй раз вышла замуж.
Жизнь стала налаживаться. И ничто не предвещало беды. Она пришла сама — 5 сентября 2004 года. Стояла прекрасная пора: лето еще не - успело далеко отойти, начало осени было теплым и красивым. В тот день Люда захотела побаловать семью арбузом. Чтобы успеть к обеду, поехала за ним на рынок велосипедом. И средь бела дня чуть ли не в центре города ее сбила чья-то машина.
— Люди рассказывали, что видели, как водитель убегал с места аварии, — опять вытирает слезы Валентина Ткаченко. — Виновного так и не нашли. Или, может, откупился, как знать. Мы ничего не смогли добиться. Сначала не до того было, а потом не стало сил... Мы тогда просили Бога только об одном: чтобы хоть ради детей не забирал у нашей доченьки жизнь. Но врачи сказали, что надежды нет. После 22-летнего сына мы похоронили и 30-летнюю дочь. Заклятому врагу такого не пожелаешь.
На всю жизнь даты гибели детей стали для родителей черными. В эти дни у них все валится из рук.
— Этой осенью, пятого сентября, пошла копать картошку, — вспоминает женщина. — Думала, работой немного развею печаль. Не вышло — за слезами света белого не вижу.
Но так уж устроена наша жизнь, что в ней не только тоска и грусть (как не бывает вечной ночи или бесконечного ненастья). Время от времени расходятся тяжелые тучи и появляется желанное солнечное тепло.
А у супругов Ткаченко целых три солнца — три их внучки. Год после маминой гибели они жили в Горске. «Что будет с девочками, если горе и нас позовет вслед за детьми? — горевали супруги. — Второй Людин муж - хороший человек, но наши внучки — не его кровь. Об их родном отце ходили слухи, что после развода с Людой он пробовал создать новую семью. Не каждая женщина согласится растить чужого ребенка. А тут — целых три.
Думали: не отрекся отец, помогает — и то слава богу. Не знаем, как там у него все сложилось, но через год он забрал дочерей к себе в Городню. Сказал: буду воспитывать сам».
Мы позвонили Сергею Найде, чтобы спросить, почему он принял именно такое решение. Он не захотел говорить о деталях. Сказал только, что после смерти Люды стал по-другому относиться к жизни. Понял: никогда не сможет оставить своих детей.
Живут теперь все вместе. Старшая Лиза уже замужем (благодаря ей 40-летний Сергей уже стал дедушкой). Младшие — Света и Валя — еще школьницы.
Сергей работает водителем в Городнянском отделении МЧС. У него золотые руки, а значит — и дополнительный заработок. Говорит, хватает и на жизнь, и побаловать дочерей.
— Хоть они и свои, но, наверное, непросто взрослому мужчине понять девичьи проблемы. Не думали теперь, когда все более-менее устроилось, привести в дом хорошую женщину? — спросили мы.
— Нам и так хорошо, — ответил Сергей. — Живем дружно, все делаем вместе. Девочки самостоятельные, любят меня. А я — их.
Сестры с отцом стараются чаще бывать в Горске — у дедушки с бабушкой. Приедут — помогут, расскажут новости, развеселят, будто молодостью своей поделятся. И станет легче супругам Ткаченко.
Валентина Ткаченко
Мария Исаченко, еженедельник «ГАРТ» №47 (2487)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.