Прожив в счастливом браке 50 лет, супруги решили обвенчаться
Прожив в счастливом браке 50 лет, супруги решили обвенчаться
- Обвенчаться нам посоветовал батюшка, - объясняет Анна Андреевна. - Сказал, что благодать Божья умудряет людей, да и дочери наши хоть и взрослые, а по христианским нормам, как бы не узаконены. А тут «золотая» свадьба! Впрочем, в их семье каждая юбилейная годовщина брака отмечалась по-особенному. Пусть скромно, зато - от всей души. Когда помоложе были, мать даже фату надевала под дружные аплодисменты и традиционную песню: «Бабушка рядышком с дедушкой - снова жених и невеста!»
Их свадьба - 2 ноября 1960 года -тоже была очень скромной. Расписались, отметили в тесном кругу. И все. О нарядах особенно не задумывались.
- Купили Анатолию Филипповичу в рассрочку костюм, на мне было платье штапельное, - смеется Анна Андреевна. - Вот и вся свадьба.
Наверное, ей тогда, как и любой невесте, мечталось о пышном платье, белом-белом, как январский снег. И чтобы подрулить к ЗАГСу на красивой машине с куклой на капоте. Море гостей и традиционное «Горько!» Только такую свадьбу они бы не потянули. У обоих война забрала отцов, а матери - простые сельские труженицы, которые от зари до зари убивались на колхозной пайке, чтобы поставить на ноги других детей.
Зато сегодня искренние слова-воспоминания «золотого» супруга стоят сотен пышных свадеб и тысяч машин: «Как взялись на танцплощадке на Валу за руки, так и остались по сей день вместе». Да и ценности у людей того времени были иные, чем у нынешней молодежи.
- Мне тринадцать лет исполнилось, а в колхозе уже 164 трудодня записали, - говорит Анатолий Филиппович. - С малых лет работал. Только кто это сейчас считает? Пенсии все равно минимальные!
Может и сложилась бы иначе трудовая судьба толкового паренька Анатолия Кочки из деревни Воловица на Борзнянщине, если бы не события 56-го года в далекой Венгрии. Там он проходил срочную службу. Тогда почти во всех странах Западной Европы дислоцировались контингенты Советских войск, оставленные после Победы 45 года для контроля политической ситуации. Только привыкшие к комфорту европейцы никак не хотели строить «развитой социализм», суливший им дефицит товаров, копеечные зарплаты и много других неизменных атрибутов этого строя, с чем приходилось мириться советским гражданам. В Венгрии вспыхнуло народное восстание, которое, быстро захлебнулось, потому как Советский Союз применил силу.
Там и получил серьезное ранение Анатолий Кочка. Инвалидом возвращался на Родину двадцатилетний паренек, которого за веселый и добрый нрав товарищи по службе прозвали Иваном Бровкиным.
Но сидеть без дела он не привык. Выучился на слесаря, работал в артели инвалидов «Металлист», потом 20 лет г- в магазине продтоваров. А еще освоил профессию, о которой тогда мечтали почти все мальчишки и девчонки - заправлял сиропом автоматы газводы. Поколение кока-колы, к сожалению, никогда не узнает вкус этого самого лучшего в мире напитка, стоимостью... три копейки. И люди, обслуживающие автоматы с газировкой, для детей тогда были кем-то сродни волшебнику...
Неласковой была судьба и к Анне Андреевне. Она тоже - дитя войны.
- Я еще в люльке лежала, как отец ушел на фронт. Мама рассказывала, что когда прощался, подошел к колыбельке, положил на подушку пачку сигарет. И ушел навсегда, - вспоминает, вытирая мокрые глаза. - Пропал без вести...
Совсем юной бойкая и активная Анечка, впрочем в семье ее всегда называли Галей, по комсомольской путевке приехала в Чернигов. Работала на ТЭЦ, потом освоила профессию маляра, ударно трудилась в ПМК-82. Портрет часто красовался на Доске почета, дома хранятся целые стопки грамот. И трудового стажа -40 лет. А пенсия все равно 800 гривен.
Обидело, ой, как обидело государство простого труженика! Только наши юбиляры давно перестали высчитывать, сколько им было бы положено. Спасибо, что хоть квартиру тогда успели получить. А до этого помотались по съемным углам.
Дочки - Ирина и Лариса - подарили родителям двух внуков - Андрея и Владислава. Слава Богу, детей судьба не обидела. А им, пенсионерам, что? Лишь бы здоровье не подкачало.
- Еще при Союзе купили мы в селе хату, - рассказывает Анна Андреевна. - Маленькая, соломой крытая. За эти годы ее немного подремонтировали, огород обрабатываем. Все свое - овощи и фрукты. И душой отдыхаем возле земли...
- Знакомые знают, как часто я езжу «в Сочи», - говорит Анатолий Филиппович. - Так в шутку называю наше «имение» в селе Вересочь Куликовского района.
В свои 75, он - один из самых молодых ветеранов, которые входят в состав комитета инвалидов войны. На «общественных началах» взялся доставлять местную прессу в госпиталь ветеранов Великой Отечественной войны. Поэтому во многих редакциях областного центра Анатолий Филиппович - лицо знакомое. И всегда придет с какой-нибудь шуткой-прибауткой. Любят его за веселый нрав и простодушие.
Этой осенью Анатолий Кочка вместе с тремя другими представителями совета инвалидов побывал на Всеукраинском съезде ветеранов. Так что, как в той песне поется, наш ветеран душой не стареет.
А петь в их семье любят все. Дочерям особенно нравится, как отец и мать задушевно выводят нестареющую мелодию: «Час рікою пливе, як зустрів я тебе. Як зустрів я тебе, моя пташко...»
Для них самих полвека тоже как-то незаметно уплыли во времени. Но глаза и сегодня озорно блестят. Молодо! Может потому, что все в их жизни было просто, но по-настоящему. И простота эта, как простота самого хлеба, соли, земли нашей. Жизнь человеческую без нее трудно представить.
Наталия Бушай, еженедельник «Деснянская неделя» №31 (031)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: венчание, брак, любовь, «Деснянская неделя», Наталия Бушай