Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Елена Задорожная: «Дети не дают мне стареть!»

Елена Задорожная: «Дети не дают мне стареть!»

Елена Задорожная: «Дети не дают мне стареть!»
Несложно догадаться, что слова, вынесенные в заголовок этой статьи, принадлежат никому другому, как учителю. Именно с человеком этой профессии мы решили пообщаться накануне 1 сентября. А вот кандидатуру выбрали не случайно! Наш гость – Елена Васильевна Задорожная – не просто учитель, а «Лучший учитель 2009 года». Им она стала, одержав победу в конкурсе «Наше місто», что проходил на страницах газеты «Семь дней» еще в начале нынешнего года. Тогда, получая награду, учительница младших классов школы №1 Елена Задорожная сказала так: «Раз я здесь, значит, в школу 30 лет я хожу не зря». Тридцать лет! Что же скрывается за этой не маленькой цифрой?


Об учительских туфлях

- Елена Васильевна, расскажите, с чего все начиналось? С детства мечтали быть учительницей?

- Думаю, что на мой выбор профессии все-таки повлияла моя первая учительница. Мы, ученики, ее просто обожали! Она – очень творческая личность, все время для нас что-то придумывала, постоянно куда-то нас возила – нам с ней было очень интересно! Более того, мы оставались в школе после уроков, надевали ее туфли и полностью копировали нашу Людмилу Дмитриевну. Я училась в школе №9 города Чернигова, а моей первой учительницей была Цибенко Людмила Дмитриевна. И уже после школы я поступила в наш педагогический тогда еще институт на специальность «Учитель младших классов». Ну и после института – снова в школу…

- Если сравнить детей нынешних и тех, которые приходили к вам 30 лет назад, что-то изменилось?

- Конечно! Народная мудрость говорит: «Не учи детей так, как учили когда-то тебя». Потому что каждое время накладывает свой отпечаток на людей, и на детей в том числе. Нынешние дети выросли в совершенно другое время. И это действительно заметно. Они совершенно другие: более раскрепощенные, более осведомленные, иногда даже тебя могут чему-либо научить!

- С какими из них все-таки сложнее работать?
- Даже и не знаю, как ответить на счет «сложнее», но интереснее, конечно, с нынешними. У них настолько широкий кругозор! Наверное, на это влияет, в первую очередь, доступность современной техники. И потом: они в тебе видят, прежде всего, не учителя, а друга, с которым общаются на равных. И это мне нравится! Хотя именно в этом кроется и своя сложность. Другой раз хочется такую раскрепощенность все-таки взять в рамочки – всегда должны оставаться границы, что можно и чего нельзя.

- Наверное, были моменты, когда хотелось бросить школу?

- В любой профессии бывают моменты, когда все достает. Но такого, чтобы хотелось навсегда уйти со школы, у меня не было. А что еще может быть, кроме школы?! Я это умею делать, у меня это получается, я другого пути себе уже и не представляю! На самом деле в профессии учителя гораздо больше плюсов, чем минусов. Ну, во-первых, это общение: я постоянно нахожусь среди детей, которые просто не дают мне стареть! Я живу среди них, живу их же интересами, я с ними всегда наравне. А во-вторых, что скрывать – лето у меня всегда свободное. Ну и еще такой большущий плюс, по крайней мере, для меня: то, что учитель – это тот же ученик, который постоянно учится, учится и еще раз учится, а значит – никогда не стоит на месте!

О желании учиться


- Что вы делаете для того, чтобы вашим маленьким ученикам было интересно учиться?
- Почему-то у большинства детей, как правило, самый нелюбимый предмет в первом классе – это письмо. Такое можно понять: рука в этом возрасте еще недостаточно сформирована – и буквы никак не хотят получаться ровными. Поэтому на письме мы всегда играем в чудесные превращения букв: мы их одеваем, отправляем в путешествия, лечим и так далее. Получилась у Маши хотя бы одна ровненькая и красивая буква «А»? А давай-ка я дорисую этой буковке бантик! А букву «Д» давайте посадим в лодочку и отправим ее плавать по Десне… И радости детей нет границ! Это счастье для них.

- Чтобы вы посоветовали или пожелали родителям, которые приводят своих детей первый раз в первый класс?
- Я считаю так: учительница – это не «тетя, которую надо слушаться, а иначе она тебя накажет!», учительница – это старший друг, который научит и подскажет. И именно таким образом родители должны настраивать своего ребенка, отправляя его в первый класс. Дети не должны бояться школы, учительницы, не должны бояться сделать что-то не так и получить плохую отметку.

Они приходят в школу учиться, а значит – будут ошибаться. Наша же задача помочь им справиться с этими ошибками. Никогда не говорите: «Вот у Васи (Коли, Вали…) получается лучше, чем у тебя! Я так и знала, что у тебя ничего не получится». Этих слов просто не должно быть! Ведь они напрочь рубят все желания ребенка учиться! Запомните: никогда и ни с кем не надо сравнивать своих детей! Каждый ребенок – это яркая индивидуальность! Не все могут быть математиками, не все могут быть филологами, но каждый по-своему оригинален и необыкновенен.

И если вы, например, заметили, что ваш ребенок дома – один, а в школе – совсем другой, поговорите об этом с учительницей, посоветуйтесь, как быть и в чем причина такого поведения. Не бойтесь показаться назойливым или непонимающим. И любите своего ребенка таким, каким он есть! Вот и всё. А накануне предстоящего праздника всем детям хочу пожелать крепкого здоровья, радости от встречи со школой и со своими друзьями и естественно – хороших оценок. Родителям же – также здоровья, мудрости и выдержанности!

О «Гарри Потере» и космонавтах

- Елена Васильевна, скажите, а то, что вы постоянно находитесь на уровне малышей, не мешает вам понимать своих, уже взрослых, детей?
- Нет! Думаю, даже наоборот. Порой я у своих взрослых детей спрашиваю: «Подскажите, как нужно поступить мне в такой ситуации, чтобы было правильно, чтобы и ребенка не обидеть, и нужного результата добиться?» И они подсказывают. А по поводу детей, какими бы они ни были, взрослыми или нет, их нужно уметь слушать и выслушать. Если ребенок хочет тебе что-то рассказать, то, независимо от каких-либо «погодных условий» (в семье, в душе или на улице), нужно отбросить всё и выслушать его!

Нужно обязательно интересоваться тем, чем он живет, даже если тебе это неприемлемо, непонятно и тому подобное. Не так давно мне мои взрослые дети сказали: «Мама, ты обязательно должна прочитать «Гарри Поттера», потому что это – сейчас самая любимая книга детей, и тебе просто нельзя быть не в курсе!» И они правы. Одну книгу «Гарри Поттера» я все-таки прочитала. Да, я посмотрю детский любимый мультик, чтобы быть с детьми «на одной волне», чтобы суметь поддержать разговор, даже если мне этот мультик будет не интересен! А как же иначе?

- Судя по вашим словам, в вас нет ни капли консерватизма. А как же выражение старших поколений «Вот в наше время было…»? Неужели на самом деле всё так хорошо, все перемены в нынешних детях только к лучшему и всё нужно воспринимать таким, как оно есть, не пытаясь что-либо вернуть или исправить?
- Ну, конечно, не все так гладко. По этому поводу я хочу привести один простой пример: если раньше дети мечтали стать космонавтами, летчиками, врачами, то сейчас они хотят быть президентами, бизнесменами и успешными политиками, а девочки еще и фотомоделями. Мировоззрение детей очень сильно изменилось!

Они стремятся к деньгам, к быстрому зарабатыванию денег, к хорошей и роскошной жизни, чтобы иметь всё и при этом прилагать минимум усилий. С одной стороны – в этом нет ничего плохого, всегда нужно стремиться к лучшему, придумывать новые технологии, которые облегчат трудную работу… Но с другой стороны – нельзя, чтобы все вертелось только вокруг денег. Нужно возрождать ценности. Что будет, если все станут бизнесменами и политиками? Кто будет печь хлеб? Кто привезет нас рано утром в школу? А ведь об этом ныне часто не задумываются даже взрослые. И вот это надо менять! Менять всем вместе.

За 31 год работы в школе у Елены Васильевны было ДЕВЯТЬ выпусков, а это около 300 учеников.

ДОСЬЕ:

Елена Васильевна Задорожная
Родилась в Чернигове.
Окончила Черниговский педагогический институт.
Первое место работы: сельская школа в Добрянке Репкинского района, куда приехала по направлению сразу же после института, работала там учителем младших классов.
Затем некоторое время была пионервожатой.

10 лет проработала в интернате на Подусовке, где «прошла очень хорошую закалку».
С 1991 года и по сей день – учитель младших классов школы №1 Чернигова.

Семья: сын (27 лет) и дочь (21 год), так же, как и мама – по образованию педагоги.
Увлечения: в свободное время любит возиться с цветами на даче.
Любимые фильмы: советские.
Последняя прочитанная книга: Панас Мирный «Гулящая», летом обычно отдыхает и читает «чтиво» Донцовой, которую любит за «ее тонкий юмор и афоризмы».

Екатерина Приступа, еженедельник «Семь дней» №34 (459)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Екатерина Приступа, учитель, Елена Задорожная

Добавить в: