В доме Любови Сарсуматьян царит Любовь
По национальности она – армянка, грациозность движений – это в крови… Недавно, в день рождения приятельницы, всех гостей удивила своим танцем. Почему удивила? Оказывается в прошлом месяце Любови Леонтьевне исполнилось 87 лет…
А свадебного платья у нее не было. Со своим мужем расписалась лет 60 назад, пышные свадьбы - не в почете. После войны ни у кого и в мыслях не было удивлять соседей дорогим застольем или царским нарядом невесты.
В октябре 1948 года ее первенцу-сыну исполнилось всего 6 месяцев... Жили они в Ашхабаде. Потом про эти страшные осенние дни напишут газеты всего мира. А ученые объявят, что такого землетрясения здесь не было уже примерно пять столетий. Ашхабад - столица Туркмении — большой, красивый, утопающий в зелени город... Хватило нескольких минут, чтобы превратить его в развалины.
Ночью, 5 октября, когда рухнули стены домов, одни подумали, что опять началась война... Другие решили, что проходит испытание атомной бомбы... Но многие не успели даже испугаться... И подумать не успели... Малыши погибали, даже не проснувшись.
Те, кто выжил, вручную разбирали завалы, искали родных. Раны на пальцах и стертые до крови ногти... Этой боли тогда никто не чувствовал... Врачи оперировали прямо на улицах. Лучшие хирурги, прилетевшие из Ташкента, Баку, Тбилиси, оказывали помощь на центральной площади. Горы трупов и обезумевшие от горя глаза людей, которые за одну ночь потеряли любимых и родных... Таким запомнился Ашхабад всем, кто чудом остался жив: и туркменам, и русским, и украинцам, и армянам...
- Любовь Леонтьевна, а как Вы оказались тогда в Ашхабаде?
- Я ведь родилась в Туркменистане. В Ашхабаде училась. И со своим будущим мужем там познакомилась. Получила диплом врача, а потом мы всей семьей решили переехать...
- Из-за землетрясения?
- (Грустно). И не напоминай... Мне до сих пор не верится, что остались живы... Нас тогда соседи спасли. Сначала мужа откопали, а потом и меня с ребенком нашли... Что я помню? Вокруг трупы, а мне сына грудью надо кормить... Чудом спаслись... У меня - только шишка на лбу осталась. Больше - ни единой царапины! Нас потом один человек приютил.
- И денег за постой не взял?
- Что ты говоришь?! Какие деньги?! Тогда во всем городе никто ни о каких деньгах не вспоминал. Прямо с грузовиков бесплатно раздавали еду, одеяла, лекарства... А у хозяина нашего в ту ночь четырнадцать человек под обломками остались. Семья, родственники - все погибли...
- И не важно было, какой ты национальности? Общее горе людей сплотило...
- Это в книжках красиво пишут... А там было всякое: и общее горе, и братская помощь... Но ведь и «гастролеры» из других городов приезжали... Такое творилось - волосы дыбом до сих пор встают... Матери от горя рассудок теряли, а эти нелюди - чужое добро воровали. И вот какой они национальности после этого? Нелюди - такая у них национальность!
- А милиция?
- Какая там милиция?! Ничего не было! Вокзал - развалины. Связи - не было! Освещения - не было! Камни одни! Никакой милиции - ничего не было!
Я ведь и в Армении жила, и в Казахстане, и тут, в Украине, уже лет 30, как мы дом купили... Хороших людей везде много! Муж у меня тоже армянин. Но ты бы послушала, как он татарские песни красиво пел!
Я ему четверых сыновей подарила. А когда у нас родился пятый ребенок... (Улыбается). Муж очень уж девочку хотел. Вот я ему девочку и родила. Так мой Яша от радости полчаса «Лезгинку» под окнами роддома танцевал! А сейчас у нас десять внуков, восемь правнуков. А про национальности, что думать? Недавно у меня день рождения был, и русские песни пели, и украинские... Сыновья мои хорошо поют. А они у меня все в армии отслужили: трое - в Украине, а один - в России. Это уж кого куда послали... Выбора не было. Но зато жен своих сами выбирали: только украинки и русские!
- Вы счастливая мать?
- Конечно! Мне за моих ребят никогда стыдно не было. Они сейчас ко мне почти каждый день приходят: и снег расчистят, и продуктов нанесут...
- Раньше считалось, что много детей в семье - это Божье благословение. Но сегодня женщины предпочитают состояться в работе. А дети только мешают карьерному росту. Не модно это сейчас...
- Семья не модно? А что тогда модно? Мы с мужем в Чернигов приехали уже пенсионерами. Я 30 лет зубным врачом проработала. О карьере никогда не думала. А муж до пенсии большим заводом руководил. И с нами еще моя мама жила.
- И у зятя с тещей проблем не было?
- Какие могут быть проблемы, если мама всю свою жизнь нашей семье отдала?!
- А на родительские собрания в школу кто ходил?
- Я ходила. Зарплата у врачей 80 рублей была. И я все время на две ставки работала. Но на родительские собрания всегда ходила! Мальчишки у нас хорошие выросли. Четверо парней - и никто не курил. И сейчас не курят!
- Но ведь они же не сами по себе такими хорошими выросли? Родительский пример их, наверное, тоже воспитывал? Неужели никогда не наказывали?
- Кого? Муж у меня хоть и начальником был, но всегда детей с собой на огород брал. А потом и дом этот он вместе с ребятами достраивал. Тут только одна комната была, когда мы его купили. В строгости, конечно, держали. Пятеро их... Трудно было избаловать... Но никогда на них руку не поднимали.
- Получается, что и проблем никаких не было?
- Как это не было? Разве так бывает? Мальчишки мои на своих мотоциклах как уедут... А я места не нахожу, пока не вернутся...
К труду их отец приучил. Труженик был. А ведь почти тринадцать лет серьезно болел. И на курорты, и в санатории часто ездил... Ты меня про ревность спрашивала, так не до этого было... Пятеро детей! Старались, конечно, чтобы достаток был. Тогда многие товары в рассрочку брали. Вот мы этот холодильник взяли. (Улыбается) Нашему «ОРС» у, наверное, скоро лет 50 исполнится... Пианино тоже в рассрочку купили. Уж очень мне хотелось ребят музыке выучить. Я ведь хотя и на пенсии была, а на работу до 74 лет ходила.
- У вашей младшей дочери трое взрослых детей. У сыновей - свои машины. И неужели Вам обязательно надо было им помогать?
- Это ведь они мне помогают. А я... Стараюсь изредка хоть кому-нибудь из внуков подарочек маленький сделать... Как дальше будет, не знаю... С пенсий не очень много могу. Но разве жалко? Так у нас в семье заведено. Уж если даешь - не упрекай, упрекаешь - не давай! Мне ведь сейчас много и не надо...
- А порядок в доме кто поддерживает?
- Я каждое утро первым делом порядок навожу - не могу видеть, когда вещи не на своих местах.
- Но, честно говоря, не каждая хозяйка может похвастаться такими чистыми сковородками и кастрюлями, как на вашей плите...
- Только сама стараюсь все делать! Вот медсестра недавно ко мне приходила, тоже все удивлялась: «Как это вы их так отмываете до блеска?!».
- Любовь Леонтьевна, а почему некоторым женщинам уже в 40 лет ничего не хочется: на постылую работу нет желания ходить, каждый день обед готовить - надоело, за собой следить - тоже нет ни сил, ни настроения.
- Как мне ответить? (Смеется). Я же зубной врач. А тут, наверное, другой доктор нужен. Почему? Может, любви в душе мало... Вот смотри: я всегда стараюсь волосы красить. Не люблю седину! Звоню родным по телефону. У меня знаешь, какая память? Я тебе любой телефон сейчас назову без всякого блокнота! Каждый день новости смотрю. Про выборы до часу ночи слушала, потому что душа болит... Газеты читаю. Вот у меня видишь эти каштаны? (Улыбается). Это мои «тренажеры» для пальцев. Я без них ни одно кино не смотрю. А вот концерты не могу без слез слушать... Муж у меня умер недавно... Как он пел красиво! Но он-то хоть жизнь прожил. И болел в молодости часто, но ему уже 84 года было... А после него сын мой умер. Можно с этим горем жить? Скажи, можно? А я все равно живу! Только вот песни не могу без слез слушать... Можно мне с этим горем смириться? Нет! Но седой все равно не хочу ходить! И знаешь, что я тебе скажу... По документам ведь мое имя - Елизавета...
- А почему тогда «Любовь»?
- Это отдельная история. Имя у меня красивое - Любовь. Я это слово всегда только с большой буквы пишу. Одно знаю точно, тяжело человеку жить, когда в душе любви не осталось... Что наша с тобой жизнь, если любви нет?
Екатерина Чуранова, еженедельник «Черниговская неделя» №7 (965)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: семья, любовь, Екатерина Чуранова