Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Любовь Голото: «В Чернигове я нахожу духовное равновесие»

Любовь Голото: «В Чернигове я нахожу духовное равновесие»

Любовь Голота

Любовь Голота — известная украинская поэтесса, лауреат Национальной премии Украины имени Тараса Шевченко в 2008 году. Для многих было достаточно неожиданным, что это наивысшее творческое отличие государства Любовь Голого получила за книгу прозы. Но это не совсем обычная проза. Этот интересный, своеобразный роман «Эпизодическая память» — проза поэта, исповедь, размышления о глубинном, о самой сущности нашего бытия на земле.
А еще Любовь Васильевна — главный редактор всеукраинской газеты «Слово Просвіти», издания Всеукраинского общества «Просвіта» им. Т. Шевченко. Еще — автор и ведущая своей программы на канале «Культура» национального радио, а это несколько часов прямого эфира еженедельно.
Недавно Любовь Голота гостила в Чернигове, где состоялся ее творческий вечер в культурно-художественном центре «Интермеццо» областной «Просвіти».

—  Любовь Васильевна, что для Вас духовность?
—  Как известно из «Словаря украинского языка» (том 1), абстрактное существительное «духовность»  происходит  от эпитета «духовный». Словари возвращают нас к первичным значениям слов, их стоит читать. Самое первое значение слова «духовность» связано с внутренней психической жизнью человека, его моральным миром. Внешне это общность идей,  стремлений.  Духовный человек   не  будет  продавать себя на ярмарке тщеславия, и этот человек очень часто не светский, не на виду. Исходя из всего сказанного, попробую сформулировать свое понимание.  Бесспорно, национальная самоидентификация с ее внутренней    посвященностью цели,  которую ты сформулировал для себя как девиз собственной жизни, — это то, «что не умирает» (Леся Украинка), потому что является глубоким, даже интимным переходом к духовному равновесию после расхристанных поисков настоящего.  Конечно же, воспитание, образование, образованность, опыт имеют значение. Но главное, по моему убеждению, — это осознанное служение Богу в душе. Духовность — сестра совестливого знания.

—  Черниговщина. Ее освоение Вашими путешествиями и мыслями.
—  Хотите верьте, хотите нет, но там, в своей Софиевке на Днепропетровщине, будучи впоследствии студенткой университета, я мечтала побывать на этой удивительной земле. Почему? «Очарованная Десна» и «Плач Ярославны». Михаил Коцюбинский — мой любимый писатель, издавна и навсегда. Я была книжной, может, даже «переплетной» девушкой. Нежин, его славные воспитанники — парадоксально, но российская проза напоена нежинскими соками, ведь молодые впечатления — это надолго. А уже то, что и Евгений Гуцало, и Владимир Дрозд свой литературный путь начинали на Черниговщине, только подтверждало мои догадки об особенной мистике этого края — чисто по Глебову — «вроде бы и в самом деле рай» для тех, кто не просто пишет, а ищет и находит Слово.

Но впервые в Нежине я побывала в 33 года — меня пригласил на встречу со студентами Юрий Збанацкий, включив в группу писателей, которые учились в Нежинском пединституте. Евгений Гуцало, Леонид Горлач, Петр Кононенко и я, вчерашняя днепропетровчанка, день как киевлянка. Прекрасный был человек, Юрий Олефирович Збанацкий. А появилось это приглашение вот почему. На Днепропетровщине в 1981 или 1982 году проходили дни литературы, приехали многие гости из других республик, их сгруппировали по 5-7 человек и отправили по райцентрам и городам. Группу в Кривой Рог возглавлял Юрий Збанацкий. Меня тоже в нее включили, потому что я там родилась. Вот выступили мы на «Криворожстали», встретились с руководством комбината и города и возвращаемся домой. Я тихонько сижу, смотрю в автобусное окно. А Юрий Олефирович, насмотревшись на красные от руды криворожские дороги, говорит мне: «Я, Люба, не верю, что поэты могут вырастать в этом городе». «А я выросла в Софиевке, сейчас будем ее проезжать», — говорю. И вдруг Збанацкий командует водителю: «В Софиевке эта девушка вам скажет, куда поворачивать. Мы ее родителей навестим». Поворачиваем на мою Апрельскую улицу, останавливаемся у ворот. Отец и мать ловят цыплят, сад цветет, только что прошел дождь. И вдруг во двор заходит Юрий Збанацкий, на лацкане — Звезда Героя. Следом за ним Леонид Горлач, Александр Бобров — словом, вся команда. Мои родители растерялись, не ожидали увидеть ни меня, ни таких гостей. Пришли в себя, пригласили в дом. Одним словом, благодарна Юрию Олефировичу за то нежданное посещение, за то, что и рюмку выпил, и доброе слово сказал — может, только тогда мои родители поверили, что я и в самом деле писательница, долго его вспоминали. А затем, когда я уже работала в Киеве, в издательстве «Молодежь», Юрий Олефирович позвонил мне и говорит: «Я был у вас дома в гостях, а теперь приглашаю к себе». Вот такой «партизанской» тропкой я впервые добралась до Нежина. Полюбила его сразу. И тени деревьев, и запах стен, и особенных, душевно щедрых людей.
Следующее мое путешествие — Новгород-Северский. И проводница у меня была прекрасная, и общество невероятное — Рая Иванченко пригласила Дмитрия Павлычко, Евгения Дударя, Андрея Крыжановского и меня на свой творческий вечер, на свою родину. Это было в 1985-м — тогда впервые и в славный собор зашла, и Ярославну на валу увидела, и разлив Десны еще до сих пор стоит перед глазами. Пересказывать все литературные сопроводительные истории не буду — было чудесно: и вечер Раисы Иванченко, и ее старенькие родители в ее родном доме, и Дмитрий Павлычко, который всех разбудил, когда еще и солнце не встало, и повел бродить по городу, и незабываемым был дуэт лучших украинских юмористов.

И когда выстроилась эта ось Нежин — Новгород-Северский, я поняла, что я люблю эту землю, такую непохожую на мои степные края, такую древнюю, что ей не нужно надувать губы и делать вид, что она особенной породы и рода — так и есть, это княжеская земля и княжеские люди. Если говорить откровенно, то все мои пребывания в Чернигове мне запомнились тем, что я здесь сразу нахожу духовное равновесие, соответствие в общении с людьми. Черниговщина для меня — это и Анатолий Погребной и его Мочалище, и Василий Чепурной, самобытный мужчина, и Вы, Петр Яковлевич, — сдержанный, но щедрый на все хорошее человек. И журналист прекрасный, и принимали нас в Чернигове с открытой душой. Может, именно благодаря Вам я его еще больше полюбила — за храмы, за вал. За какую-то особенную откровенность ландшафта, насыщенную тысячелетиями.
Почему думаю, что Чернигов для меня особенный, хотя бывала во всех областных центрах Украины? А разве не могло быть, что кто-то из черниговцев направился на Сечь, а после того как Екатерина II ее разогнала, не пошел за Дунай, а осел в моих степях, орал землю, сеял хлеб? И хоть Ярослав Дзыра (удивительный мужчина был, царство ему небесное) говорил мне, что мои пра-пра — казаки из Кобеляцкого полка, думаю, что и моя версия возможна. Могла и черниговская кровинка, черниговский ген быть среди Голоты, Руденков, Кульбашных, Буряков — моих дедов и прадедов. Люблю черниговскую дорогу, черниговские сосны, Десну, Коцюбинского. А еще здесь живет и работает Дмитрий Иванов, мой товарищ, прекрасный поэт. Я ему верю.

—  Есть ли жизнь после выборов?
—  По мнению политтехнологов, после выборов, когда мы изберем того, на кого они работают,  жизнь только начнется. Или сразу же закончится. Но жизнь все равно будет продолжаться, как было раньше и будет после нас. Суть вопроса: какой она будет, эта жизнь? Какое ее качество, какое социальное наполнение? Украинская  это  будет жизнь или  сплошная  криворожско-донбасская республика? Благословят   ли наконец люди своих «правителів-владців» за человечность?..
Итак, мы начинали наш разговор со слова „духовность". И если наше духовное равновесие сегодня пробило то бесконечное «он-она-оно», то тогда можно ставить вопрос даже с юмором. Можно думать о том, что когда-то — заживем. Или — сразу после выборов получим свои талоны на муку, мыло и повидло.
Знаете, впервые пришел к власти президент, за которого я голосовала. Пришел не с Майдана — пришел из Чернигова, после поездки сюда его отравили, вы это знаете. Я вижу все, что беспокоит граждан. Я ненавижу власть чиновников за то, что она не любит бедных людей. И точно так же не верю тем, кто хочет взять народ «на прикуп», — Украина должна быть украинской. А ген украинскости должен отозваться — и отзывается в каждом гражданине Украины. Ваш голос отдайте Украине. И тогда президентский закон и Конституция будут действовать от сельсовета до Верховной Рады, тогда и село будет жить фермерской потугой, его возродят могучие сельские хозяйства, а Вооруженные силы будут армией, а не толпой голодных солдатиков без командира, а шахтеры не будут погибать в шахтах и самодельных рудниках, а МВФ не сделает нас заложниками до третьего колена. Закон для всех — от олигарха до бедняка. Властвовать должен закон, а не власть!

Кстати, только на выборах мы имеем с ним одинаковое положение — один голос. Свой он отдаст за тех, кто даст ему возможность стать еще богаче, а ваш будет пытаться купить. Не буду попрекать бедного человека килограммом гречневой крупы. Это его выбор. Его сомнения и его разочарования.
Отдавая свой голос на выборах в 2004 году, я не качалась на радугах бреда и надежд, знала, что будет трудно, и, когда появились первые надписи «Данилыч, прости», понимала, почему они появились (думаю, черниговцам есть за что и поблагодарить Л .Кучму).
Но я понимаю, почему Кремль и его чрезвычайно озабоченные украинской жизнью после выборов вожди поддерживают «он-она-оно». Им нужная Малороссия. А нам, украинцам, нужна Украина.
Я это поняла в Чернигове. В доме, освященном жизнью и творчеством Коцюбинского, подумала: "А за кого бы голосовал он? А Леся Украинка? А Николай Лысенко? А Борис Гринченко? А... ?" В конце концов, они творили жизнь, храня духовное равновесие перед вечностью, а не перед выборами (читай — всеми теми, кто их преследовал, запрещал «Просвіту», печать и т.д.), не думали, что если не выиграет он, она, оно (список можно продолжить), то жизнь закончится. Они не играли — жили для Украины и Украиной, которая помнит их, и верит им, и избирает их.

Петр Антоненко, еженедельник «ГАРТ» №50 (2438)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: поэтесса, книги, духовность, Любовь Голото, Петр Антоненко

Добавить в: