Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » В Бахмачском районе проходят «Табуретные посиделки»

В Бахмачском районе проходят «Табуретные посиделки»

Диана Карпенко с дочерью Магдаленой возле клуба

Напротив Батурина, на правом берегу Сейма, в трех расположенных рядом хуторах — Кациры, Прохоры, Обирки Матиевского сельского совета Бахмачского района (местные называют эту околицу Обирок), где живет 13 местных хуторян, два года назад поселились артисты, кинорежиссеры, дизайнер и музейный работник. Свое объединение они назвали творческим экопоселением «Остров Обирок». Летом ежемесячно здесь проходят концерты, творческие встречи, на которые не только друзья поселенцев съезжаются со всего мира, но и с радостью приходят местные жители. Инициатор поселения — 27-летний кинорежиссер Леонид Кантер — в своем сарае открыл кинозал. В нем он демонстрирует фильмы молодых украинских и польских авторов. Леонид с группой актеров-скоморохов и табуретом (символом нашей лени) побывал во многих странах, за три экспедиции дошел до побережья трех океанов. Там забетонировал ножки каждого табурета, сделав из них своеобразные памятники победы над ленью. Сейчас готовится к путешествию с табуретом к Тихоокеанскому берегу.

Ищет дом для музея

К сожалению, Леонид Кантер в день нашего приезда был в Москве, и нас встречал другой поселенец, 33-летний работник Харьковского литературного музея Сергей Бирюков. Он и его подруга, 21-летняя модельер одежды Ольга Мальцева, приехали в тот день из Харькова.
Пока идет кратковременный дождь, Сергей с Ольгой угощают нас чаем и показывают свой обычный сельский дом на три комнаты.
— Ничего здесь я особо не переделывал, разве что летний душ из камыша сделал и железную крышу на доме покрасил, — рассказывает Сергей Бирюков. — Раньше на стенах под стеклом в больших рамах висели фотографии родственников хозяйки. Теперь я на гвозди, которые остались, вешаю сумки. Эту сумку подарил немец, — показывает полотняную торбу со скромным логотипом.
В доме сохранилась традиционная мебель. Харьковчане научились топить печь, Ольга разрисовала ее узором, который увидела на черниговских вышивках.
—Летом еду готовим на улице, потому что от печи в доме жарко, — говорит Ольга. — А зимой все варим в печи, даже хлеб печем. Пасхи в этом году такие вкусные удались — в духовке так никогда не испечешь. А когда на Рождество пекли хлеб и у нас собрались дети друзей из городов, они на каравай смотрели, как на чудо, затаив дыхание. Просто тишина звенела.

Сергей Бирюков рассказывает, что самая большая его мечта — открыть рядом с домом музей и заниматься зеленым туризмом. Он уже начал ходить по близлежащим селам и собирать вещи для музея, которые хозяева достают с чердаков и отдают даром.
—   Больше  всего меня интересуют свадебные фотографии, — говорит Сергей. — Здесь до восьмидесятых годов прошлого   века сохранялись   традиционные свадебные обряды. Во время свадеб по селам ходили дружки и молодые в народном наряде.
Бирюков хочет найти где-нибудь поблизости традиционную деревянную хату начала прошлого века, разобрать ее, перевезти и поставить где-то рядом как помещение музея и памятник архитектуры. Для этого даже научился крыть хату соломой.
— Одну хату разобранную нашел, но за нее хотят тысячу долларов, — жалуется музейный работник. — Это очень дорого, столько здесь стоит больший дом, да еще и с участком.

Кроме художников, хутор никому не нужен?

— Моя основная цель — создать постоянно действующий фестивальный «городок искусств», арт-видеоцентр на базе синтеза театральных и экранных форм. Если до конца жизни успею, буду считать свою миссию на земле выполненной, — сказал три года назад в одном из интервью Леонид Кантер.
— Два года назад, после третьего путешествия с табуретом к Северному Ледовитому океану, мы приехали в Киев и испугались смрада выхлопных газов, первую неделю столичный воздух казался черным, — рассказывает во время экскурсии по хуторам жена Леонида, 21-летняя Диана Карпенко. — Начали искать дом в украинском селе. Подбирали место, где много пустых домов, чтобы рядом могли поселиться друзья. Больше всего подходили Черниговщина и Сумщина. И как раз наши знакомые купили вблизи Матиевки Бахмачского района дом за 500 гривен. Мы стали искать поблизости и нашли то, что хотели.

Нашим друзьям повезло, потому что обычно местные продают жилье не очень охотно. После долгих переговоров свой дом мы купили за четыре тысячи гривен. Еще столько же стоило оформить документы. После того как здесь поселились столичные люди, жилье на хуторах подорожало. Поползли слухи, что на Обирке собираются строить санаторий. Почувствовав хоть какой-то спрос, год назад один мужчина запросил за дом родственников 22 тысячи гривен. Но, кроме нас, людей искусства, сюда никто не едет.
Карпаты выкупили, села вдоль больших рек — тоже. А до покинутого хутора вдали от больших городов никому нет дела.
Семья Кантеров-Карпенко выкупила три дома, чтобы можно было свободно разместить друзей в любое время года. Приезжают гости из Финляндии, Германии, Голландии, России, Беларуси и других стран.
Из всех поселенцев постоянно живет лишь семя брата Леонида — Глеб Кантер с женой. Остальные зарабатывают в городах и путешествиях. Глеб до недавнего времени жил тем, что сдавал квартиру в Киеве, а теперь, когда аренда подешевела, а жизнь подорожала, собирается где-то подрабатывать.
Местные рады новым поселенцам.
— И Диана, и Леня, и их дочь Магдалена для нас — как свои, — говорит самая старшая жительница хутора Обирки 79-летняя Ульяна Горбань. — Вчера приезжала свекровь Дианы — она тоже как своя

P.S. 29 августа от города Батурин Бахмачского района к Киеву отплыли поселенцы «Острова Обирок» с друзьями на трех плотах из пластиковых бутылок, собранных после праздников в Киеве, Чернигове и Батурине. Художники останавливаются в прилегающих к Сейму и Десне селах, показывают представления и просто общаются.

Справка

Обирок — местное название трех   хуторов   от слова  «обирать». По легенде, здесь, на дороге к Крупицкому монастырю, обитала банда разбойников, которая обирала прохожих. Но художники говорят, что к разбойникам не имеют никакого отношения.

Самая громкая культурная акция в хуторе состоялась 1-2 августа — очередные «Табуретные посиделки», куда собрались более 120 зарубежных и украинских гостей и местных хуторян. В бывшем колхозном клубе устроили выставку картин и рисунков, освещаемую факелами. Ивано-Франковская группа «Перкалаба» устроила трехчасовой концерт, на котором танцевали все. Затем в киносарае Леонида Кантера смотрели фильмы. А на второй день выступал лидер харьковского фольк-коллектива «Ателье Лестница» Савва Борис.


Сергей Бирюков показывает свой экологический душ

Геннадий Гнып, еженедельник «ГАРТ» №36 (2424)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: кино, посиделки, Геннадий Гнып

Добавить в: