Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Александр Добрица: «Руководство СССР просто пучило»

Александр Добрица: «Руководство СССР просто пучило»

Александр Добрица

Александр Добрица известный на Черниговщине краевед. Историей увлекается с детства. Когда-то его школьная учительница, заметив, как он на переменке увлеченно читает учебник истории, дала ему совет: «если хочешь знать историю, не читай учебники, а читай первоисточники». Со временем Александр Добрица понял, насколько она была права и что наши учебники по истории — это официальная точка зрения власти на историю.

Александр Павлович очень интересный и увлеченный человек. О своем увлечении может говорить часами. Но и с настоящим работником спецслужб не всегда удается поговорить. Поэтому начала я свое интервью именно с его профессиональной деятельности. Поскольку бывших чекистов не бывает.
— Работа в спецслужбе повлияла на Вашу жизнь и ее восприятие?
— Конечно. Я стал аналитиком благодаря своей работе. Научился видеть жизнь и оценивать реально происходящие вокруг события. Я никогда не носил «розовые очки».
— К КГБ всегда было двоякое отношение. Их уважали, боялись, а иногда даже презирали и ненавидели. Почему?
— Образ чекиста в советское время формировался у нас под воздействием средств массовой информации, книг и кино. Система, которая возникла в 1917 году, была тоталитарной и во многом прибегала к террористическим методам работы. При Сталине этот террор был показным, чтобы запугать общество. Впоследствии то же самое пытались делать тайно, хотя и не всегда это удавалось. Как пример можно привести убийство Бендеры, или Президента Афганистана Амина. Корни этого явления берут начало в 1917 году. ЧК, призванное бороться с саботажем, арестовывало семьи бывших царских чиновников и офицеров. Так возникла система заложников. Если «бывшие» плохо работали, их семьи просто расстреливали. Я уже не говорю о «красном терроре», когда людей убивали из-за происхождения. Потом Сталин поставил это на конвейер. Тогда же зародился ГУЛАГ. Людей уничтожали и преследовали согласно плану, который спускали сверху. А ретивые советские чиновники на местах брали встречные планы. Ведь на стройках социализма нужны были рабы. А цинизм, с которым некоторые граждане решали свои квартирные вопросы? Направлялась «телега» в соответствующие органы. Приезжал «черный воронок»... и жилищная проблема была решена. Наше общество было больное. И таким его сделала верхушка власти. Поэтому и спецслужбы не могли быть лучше, чем общество.

— Чем-то отличалась работа спецслужб во времена Брежнева?
— Конечно. КГБ тех времен — это детище Андропова. Ему удалось создать государство в государстве. Спецслужбы имели хорошее материальное обеспечение. К подбору кадров относились очень тщательно. Такого мощного интеллектуального потенциала, который был собран в КГБ, я нигде больше не видел. Андропов говорил, что противника мы должны превосходить интеллектуально. И он этого добился. К сожалению, часто этот потенциал был направлен против собственного народа. Против тех, кто был не согласен с политикой партии.
— За что можно было угодить в психушку?
— Когда по уголовной статье осудить было нельзя, применяли другие методы — ту же «психушку». Например, кто-то расклеивает листовки или участвует в антисоветской демонстрации. Посадить в тюрьму сложно, а отправить на принудительное лечение — проще. Тогда подразумевалось, что только сумасшедший может бороться с властью трудящихся.
— Как к путчу отнеслись?
— С юмором. Я в то время был в отпуске. По всем правилам чрезвычайного положения меня должны были бы отозвать. Не отозвали. По тем же правилам, все телефоны должны были отключить. Не отключили. Тревогу тоже не объявили. Когда я по телевизору увидел дрожащие руки руководителя ГКЧП Янаева, я понял, что это клоунада. Руководство СССР просто пучило. Это почувствовали все наши соотечественники.

— Много лет мы находимся в состоянии перемен. Как вы относитесь к тому, что происходит сейчас?
— С оптимизмом. Я сверяю нынешние события с историческими. Могу сказать: слава богу, что жизнь меняется. Некоторые требуют стабильности, а стабильность — это застой. Сейчас создается гражданское общество. Ко всему надо привыкнуть: и к многопартийности, и к свободе слова, и к тому, что Украина независима. Периоды становления пережили все государства в мире. Они хорошо живут благодаря тому, что в свое время у них прошли те же процессы, которые происходят сейчас у нас. Нельзя изменить человека сиюминутно. Моисей водил евреев по пустыне 40 лет пока не умер последний человек, который помнил рабство. Свободное общество могут построить наши дети и внуки. А нас не отпускает прошлое.
— Как относитесь к жизни?
— С любопытством. Просыпаюсь и думаю: что интересного принесет сегодняшний день? Хорошо, если бы каждый новый день дарил интересные встречи, новые хорошие впечатления.
— Над чем вы сейчас работаете?
— Принимаю участие в проекте Национальной радиокомпании Украины «На перехрестях історичних паралелей». Программа выходит по субботам. Обсуждаем различные исторические темы. Состою в жюри конкурса на лучшую скульптуру в Чернигове. Хорошая идея. Мы очень редко обращаемся к людям и интересуемся их видением развития Чернигова. Еще пишу книгу о судьбах людей, репрессированных в 30-е годы на Черниговщине.
— Ваши пожелания жителям Чернигова.
— Черниговцам я хочу пожелать никогда не успокаиваться. Гордитесь тем, что вы живете в городе Чернигове. Грушевский когда-то назвал Чернигов «украинской Равенной». У нашего города есть хорошие перспективы. Главное, чтобы люди любили его и берегли.

Досье:

Александр Добрица, подполковник СБУ в отставке, юрист, член Национального союза журналистов Украины, член Конгресса украинских литераторов, Лауреат премии Михаила Коцюбинского за книгу «Князья Черниговские». Родился 21 апреля 1947 года в семье военнослужащего. С 1951 года проживает в Чернигове. Окончил Высшую школу КГБ СССР. Увлекается историей. Свободное время проводит с внучкой. Семья: жена, две дочери с зятьями, внучка.

Валентина Ливерук, еженедельник «Эспрессо» №30 (65)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: КГБ, краевед, Валентина Ливерук

Добавить в: