Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Людям про людей » Наш земляк — участник «Атаки века»

Наш земляк — участник «Атаки века»

Яков Коваленко (март 1945 г.)

«Жизнь замечательных людей» — это не только с юности знакомые книги с серыми корешками. Великие экспедиции, открытия, сражения, менявшие ход мировой истории, гораздо ближе к нам, чем кажутся. И ближе, чем мы думаем, те самые замечательные люди. Например, уроженец скромного села на Сребнянщине был участником знаменитой «Атаки века»…
Яков Спиридонович Коваленко, инженер-механик знаменитой подводной лодки «С-13», родился в селе  Дегтяри (ныне поселок городского типа Сребнянского района). С детства его влекло море, корабли, дальние походы, о которых он много читал в книгах. Но… пересилила страсть к рисованию, и, окончив с отличием среднюю школу, он поступает в Институт инженеров коммунального строительства на архитектурный факультет. И быть бы ему архитектором или скульптором, но судьба распорядилась по-иному.

В начале пути

После окончания первого курса института, откликнувшись на призыв служить на флоте, Яков поступает в Ленинградское Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф.Э. Дзержинского. Во время учебы на третьем курсе началась война, в ноябре 1941 года был произведен экстренный выпуск младших инженер-лейтенантов, и молодой офицер, получив  назначение на должность командира минометного взвода, направляется  в район формирования 71-й морской стрелковой бригады. И уже 2 декабря бригада с марша  вступает в тяжелые и ожесточенные бои под Москвой. Сутками не сходит Яков Коваленко с позиции, грамотно руководя подчиненными. Вскоре его назначают  командиром минометной роты. За героизм и мужество, проявленные в боях, получает первые боевые награды. В одном из боев он был контужен, в другом — ранен…
К 1943 году флот испытывал острую нужду в подготовленных офицерских кадрах. Поэтому бывшим курсантам Высшего военно-морского училища было приказано прибыть в училище для окончания учебы. В короткие сроки обучение было закончено, и в начале 1944 года лейтенант Коваленко получает назначение на  подводную лодку Балтийского флота    «С-13».
Вот как он вспоминал впоследствии свою первую встречу с прославленным командиром: «Как сейчас помню тот день, когда в Кронштадте меня принимал командир лодки «С-13» А.И. Маринеско, меня, молодого инженер-лейтенанта, прибывшего в его распоряжение для прохождения дальнейшей службы, временно назначенного дублером инженер-механика лодки. Выслушав мой доклад, командир, чуть улыбнувшись, произнес: «А почему дублером?» Не дожидаясь моего ответа, предложил стул, тут же буквально засыпал меня вопросами. В ходе пространной беседы оказалось, что я земляк матери командира – Татьяны Михайловны Коваль, она родом с железнодорожной станции Лохвица (Полтавская область. — Авт.), которая недалеко от моей украинской родины — села Дегтяри».
Быстро освоив сложную технику и изучив устройство подводной лодки, Яков Спиридонович вошел в дружный коллектив подводников…

Подводное боевое крещение

1 октября 1944 года «С-13» вышла в очередной боевой поход.
9 октября, в 4 часа 30 минут, подводная лодка обнаружила крупный транспорт. Командир решил атаковать из подводного положения. Однако торпедная атака успеха не принесла и Маринеско, несмотря на приближающийся рассвет и то, что подводная лодка находилась вблизи  вражеского берега, принимает решение применить артиллерию из надводного положения. Коваленко все время находится на своем боевом посту, обеспечивая выполнение команд командира.
Уже первыми снарядами артиллерийский расчет подводной лодки, в составе которого был и другой наш земляк – уроженец села Южное Ичнянского района старшина І статьи, моторист Павел Григорьевич Зубков, проявив высокое искусство ведения артиллерийского боя в ночных условиях, разрушил не только мостик транспорта, но и вывел из строя находящиеся там орудия. Транспорт пошел на таран. Когда расстояние между лодкой и транспортом сократилось до нескольких десятков метров, выпущенные снаряды прямой наводкой в борт транспорта ниже ватерлинии решили исход боя. Зарывшись носом, огромный транспорт быстро ушел под воду.
В этом дерзком по своему замыслу бою высокое мастерство проявил весь экипаж, а молодой механик подводной лодки Яков Коваленко получил боевое подводное  крещение. К имеющимся орденам добавилась и первая боевая награда как подводника — орден Отечественной войны І степени.

«Атака века»

В январско-февральский поход 1945 года старший лейтенант Коваленко уходит уже в должности командира электромеханической боевой части.
30 января, в 21 час 15 минут, было обнаружено огромное судно. Командир принял решение атаковать торпедами из надводного положения. Началась погоня за лайнером.
Два часа продолжалась погоня. Наконец, прорвавшись сквозь охранение и заняв позицию стрельбы, подводная лодка в 23 часа 08 минут произвела трехторпедный залп.
Впоследствии, вспоминая события тех дней, Яков Спиридонович напишет: «Стоя под рубочным люком с секундомером в руке, я зафиксировал первый взрыв через 37 секунд, затем — второй, третий. В центральном посту восторженно кричали моряки: «Ура! Ура!»….
Самый крупный корабль германского флота «Вильгельм Густлов», длиной 208 метров и водоизмещением 25 484 тонны, затонул. Вместе с ним на дно были отправлены свыше 6 тысяч человек. Гибель лайнера всполошила фашистский рейх, в стране был объявлен трехдневный траур. Гитлер в припадке ярости приказал расстрелять командира конвоя, а командира подводной лодки, торпедировавшей лайнер, объявил врагом рейха и своим личным врагом…
Преследование подводной лодки кораблями охранения продолжалось свыше четырех часов. Шла борьба, ставкой в которой была жизнь или смерть. Двести сорок взрывов глубинных бомб насчитали подводники. Экипаж испытывал колоссальное физическое и психологическое напряжение.  И все это время на центральном посту находился инженер-механик Яков Коваленко, обеспечивая бесперебойную работу материальной части, нужную скорость и глубину погружения подводной лодки.

***
Потопление лайнера было крупнейшей, но не единственной победой экипажа «С-13» в этом походе.
9 февраля, в 22 часа 15 минут, был обнаружен крупный военный транспорт в охранении трех эсминцев. Более двух часов маневрировала подводная лодка, чтобы занять удобную для атаки позицию. И наконец в 2 часа 50 минут 10 февраля двухторпедным залпом был потоплен еще один военный транспорт Германии — «Генерал фон Штойбен», водоизмещением 14 660 тонн.  На борту транспорта было 3600 гитлеровских солдат и офицеров, большое количество боезапаса…
Таким образом, подводная лодка «С-13» за один боевой поход потопила два фашистских корабля  общим водоизмещением свыше 40 тысяч тонн и уничтожила около 10 тысяч гитлеровцев.
За выдающиеся боевые заслуги подводная лодка «С-13» стала Краснознаменной, все члены экипажа были удостоены правительственных наград. Коваленко награждается орденом Красного Знамени.

Всем смертям назло
После войны Яков Спиридонович продолжал службу на Балтийском, Тихоокеанском и Черноморском флотах, занимал должность флагманского инженер-механика соединения, служил  в Центральном аппарате Военно-морского флота.  В августе 1966 года капитан І ранга Коваленко назначается  заместителем начальника Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского, того училища, которое он заканчивал в суровые военные годы. Все свои знания и накопленный опыт он передавал будущим офицерам, часто выступал перед ними, вспоминая войну, боевые походы на подводной лодке «С-13» и своего легендарного командира – Александра Ивановича Маринеско. В 1971 году Яков Спиридонович за отличные успехи в работе награждается нагрудным знаком Министерства высшего образования. В начале 1975 года увольняется в запас.
Находясь на заслуженном отдыхе, Яков Спиридонович не прекращал поддерживать связь с флотом, находясь, как и прежде, в строю. Несколько лет вместе с другими ветеранами-подводниками, писателями и журналистами на всех уровнях отстаивал честь и заслуги своего бывшего командира, добиваясь присвоения ему звания Героя Советского Союза.
Но все больше и больше давали о себе знать перенесенные тяготы и лишения военных лет, контузия и ранение. Пережил три инфаркта. После третьего врачи зарегистрировали клиническую смерть. Но он выжил. Продолжал жить, жить  и работать  — всем смертям назло. Четвертый инфаркт был последним…
Яков Спиридонович Коваленко честно служил Родине. Кавалер пяти орденов и многих медалей, он не считал себя героем, хотя так считают ветераны-подводники и его земляки. В музее Сребнянского профессионального аграрного лицея, которым заведует Валентина Михайловна Малыш, есть уголок, посвященный  известному подводнику. Материалы о нем были переданы в дар музею его племянницей — Надеждой Борисовной Ломакой. Заместитель директора лицея по учебно-воспитательной работе Анна Петровна Власенко, преподаватели лицея  широко используют экспозиции музея в целях патриотического воспитания молодежи. Не остается в стороне от нужд музея председатель поселкового совета Лидия Андреевна Герасимова. И что немаловажно, экспозиция музея продолжает пополняться — уже подготовленны к передаче в дар присланные из Одессы документы, касающиеся подводной лодки «С-13» и ее легендарного экипажа.

Справка

«С-13» (серии IX-бис, С — «Средняя») — советская дизель-электрическая торпедная подводная лодка времён Второй мировой войны, входившая в состав Балтийского флота. «С-13» совершила 4 боевых похода, произвела 12 атак с выпуском 19 торпед, потопила 5 и повредила 1 транспорт. Широкую известность получила после потопления немецких транспортов «Wilhelm Gustloff» и «General Steuben», гибель которых вошла в ряд крупнейших морских катастроф.

Подводная лодка «С-13»

Лайнер «Вильгельм Густлов»

Игорь Галутва, капитан 1 ранга в отставке, председатель ячейки Всеукраинской ассоциации ветеранов-подводников в Черниговской области, еженедельник "Взгляд" №27 (108)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Игорь Галутва, Яков Коваленко, лайнер

Добавить в: