«Костьми тут ляжем, но и клочка своей земли не отдадим!»
2 декабря в 1.20 на операционном столе госпиталя в Попасной Луганской области умер 34-летний Владимир Мальцев из Лихачева Носовского района. До демобилизации из зоны АТО ему оставалось всего 5 дней.
ПУЛИ СВИСТЕЛИ НАД ГОЛОВОЙ. ОДНА РАЗОРВАЛА МОЧКУ УХА
— Володя родился и вырос в Лихачеве. Мы с ним двойняшки, — рассказывает сестра погибшего Наталия. — Это правда, что у двойняшек очень сильная связь. Так и у нас с Вовой. Не представляю, как теперь жить без него — на востоке будто погибла частичка меня самой. Мы были очень дружны с самого детства, хотя по характеру разные. Вова был спокойным, мягким, безотказным. После школы он выучился на шофера, затем окончил курсы трактористов в Мринском ПТУ. Пошел в армию — служил десантником в Одесской области. После армии устроился работать водителем в пожарную часть в Киеве. В 2007 году женился, у него родился сын Артем. С женой у них не сложилось. Вскоре брат женился во второй раз, в этом браке у него сын Максим (сейчас ему 6 лет). В 2014 году умер наш отец, и Вова переехал к матери (отношения с женой в то время испортились). В ноябре того же года брат ушел воевать добровольцем. Не ждал, пока придет повестка. Гэворил: «Я не трус, чтобы прятаться за материнской юбкой». Его возмущало, когда другие «отмазывались», прятались от повесток. Затем подписал контракт, служил в 54-й отдельной механизированной бригаде. В феврале 2015-го Вова оказался в самом пекле — в Дебальцево. Когда вывозил оттуда ребят, то пропал. 5 дней от него не было ни слуху ни духу. Мы очень переживали, но с помощью волонтеров нашли его в госпитале в Харькове — у Вовы была сильная контузия, три недели он пролежал на больничной койке. Врач сказал, что после такой травмы его надо комиссовать по состоянию здоровья. Но Вова был категорически против: «Пойду воевать, и все!» И пошел...
Владимир вернулся на передовую, в Артемовск. Во время боев на Светлодарской дуге осколком ему сильно ранило руку. Он снова попал в госпиталь. Подлечился — и опять на передовую.
— Володя успокаивал нас, что останется в живых. Рассказывал, как во время боев над головой свистели пули, одна разорвала мочку уха. Брат стрелял из гранатомета. Называл его «мой шайтанка». Та «шайтанка» вся была оклеена иконками, оберегами. Вова говорил: «Они меня защищают, чтобы я вернулся невредимым». Мы тоже верили в это.
НЕ ВЫДЕРЖАЛО СЕРДЦЕ
Последний раз Владимир выходил на связь с родными 1 декабря. Предупредил мать: «Я буду занят и сам перезвоню, как только смогу».
— Володя часто отключал телефон с вечера, однако всегда перезванивал утром. Но в то утро он не набрал ни маму, ни меня. Нас это встревожило, но мы успокаивали себя: «Может, в дороге или занят». Я не могла найти себе места: Вову очень чувствовала даже на расстоянии. Когда он получал ранения, я знала, что ему плохо, но он жив. А тут не испытывала ничего! О смерти Вовы первой узнала мама. Она возилась во дворе, а когда увидела, что к калитке, опустив головы, идут военком и местные чиновники, сразу все поняла. Мама побоялась мне говорить. Передали мужу, а он уже сказал мне.
Владимир получил ранение обеих ног в бою под Троицким Луганской области. Тогда враги 26 (!) раз обстреливали позиции наших военных. Две пули прошили ноги Володи навылет, еще одна застряла в ноге. В ту же ногу попали осколки во время минометного обстрела. «Скорой» Володю повезли в госпиталь в Попасную. Все это время он был в сознании, но терпел страшные муки. Его собратья рассказывают, что Вова всю дорогу рвался встать на ноги.
— Мне говорили, что на операционном столе брат оказался часов через 7-9 после ранения. Он боролся за жизнь, не сдавался и терпел боль, — плачет Наталья. — Врач сказал: «Одну ногу придется ампутировать. Но ты будешь жить». Однако сердце Володи не выдержало операции. Брат и раньше жаловался, что иногда у него болит сердце. Он столько всего пережил! Говорил мне: «Малая (хотя я старше его на 10 минут), я стольких ребят похоронил! Мне уже ничего не страшно». А как он радовался, когда удалось отвоевать у врага два села: «Мы с ребятами костьми тут ляжем, но и клочка своей земли не отдадим!»
7 декабря должна была закончиться служба Владимира по контракту. Он очень хотел вернуться в родное село, представлял, как весной будет праздновать свое 35-летие.
— После смерти нашего дедушки в Лихачеве остался дом. Вова хотел вернуться туда, сделать ремонт. Мы даже привезли некоторую мебель, хотели навести порядок к его возвращению. Недавно обсуждали с братом, как будем праздновать наш юбилей, выбрали кафе. «Мы такой день рождения отгуляем! Пышнее, чем люди свадьбы гуляют», — обещала я Вове. Но не судьба...
Похоронили героя всем селом 5 декабря.
Наталия Федосенко, "ГАРТ" №49 (2854) от 7 декабря 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: АТО, потери, Владимир Мальцев, с.Лихачев, Носовский район, Наталия Федосенко, "ГАРТ"