Жюри «КиноДок» о Первом Международном фестивале в Чернигове
Первый Международный кинофестиваль документального патриотического кино стартовал в Чернигове 20 мая. В субботу, 21 мая жюри фестиваля, жители и гости Чернигова смогли ознакомиться с работами участников. В конце дня своими впечатлениями о просмотренных фильмах, об организации кинофестиваля, о Чернигове и его перспективах представителям СМИ рассказали члены жюри кинофестиваля.
Для участия в Первом Международном кинофестивале документального патриотического кино было прислано более 70 фильмов из Украины и других стран. Из этого количества было отобрано 20 наилучших фильмов, которые и были представлены в Чернигове. 21 мая члены жюри, жители и гости Чернигова смогли ознакомиться с первой десяткой картин, фестиваля. По итогам кинофестиваля лучшему фильму будет вручен Гран-при. Также получат призы кинофестиваля авторы работ, занявшие 1-3 место. И еще два приза «Приз зрительских симпатий» и «Приз жюри» увезут из Чернигова авторы работ, которые получат наибольшую поддержку в ходе просмотра.
Что же касается жюри фестиваля, то в его состав вошло пять человек. Председатель жюри – польский кинорежиссер, сценарист и продюсер, Лауреат главного приза Венецианского кинофестиваля «Золотой лев» («Год спокойного солнца», 1984), обладатель многих международных и национальных наград Кшиштоф Занусси (на фото в центре).
Члены жюри:
– Богдан Бенюк (нв фото: второй справа) – актер театра и кино, лауреат Государственной премии Украины
имени А. Довженко (1998), Лауреат Национальной премии Украины имени Т. Шевченко (2008), Народный артист Украины;
– Михаил Ильенко (слева) – кинорежиссер, сценарист, актер. Член-корреспондент Академии искусств Украины. Заслуженный деятель искусств Украины. Лауреат Государственной премии Украины имени А. Довженко (2007);
– Сергей Маслобойщиков (второй слева) – сценарист, режиссер, художник. Автор многих спектаклей
в театрах Украины и Венгрии, лауреат украинских и международных художественных премий.
– Сегодня, пока мы не увидим все картины, представленные на кинофестивале, я ничего не могу сказать их по поводу. Всегда есть такая опасность: мы начинаем «генерализировать», а мы еще не все видели. Может быть показан такой шедевр, что все мы будем на коленях. Это может произойти даже при демонстрации последней картины. Я думаю, что самое главное, что кинофестиваль состоялся. Место его проведения выбрано счастливо, поскольку такие кинофестивали лучше проходят не в столице, а в городах, где есть публика. И я вижу, что здесь находится публика и для меня это основное. Я часто езжу по фестивалям, часто бываю в жюри, хотя это не мое глубокое призвание, а, скорее, необходимость. Но всегда самое главное для фестиваля – участие публики. Если я вижу молодежь, которая приходит – тогда этот фестиваль полезен и кому-то нужен. А если только приемы и красные дорожки – это потеря времени и из этого ничего не будет. Этот фестиваль начинается надежно, но только после 5 лет можно сказать, что фестиваль начинает существовать в международном плане. И я надеюсь, что этот фестиваль проживет более 5 лет. Но, для первого года счастье, что он уже состоялся и что мы, как жюри, смогли здесь встретиться, – прокомментировал прохождение кинофестиваля в Чернигове Кшиштоф Занусси.
По мнению Богдана Бенюка, путь фестиваля не будет простым и об этом свидетельствует погода, которая пыталась задуть огонь фестиваля, зажженный на родине Александра Довженко в Соснице. Тем не менее, Бенюк уверен, что эстафетная палочка фестиваля, который несет имя гениального украинца, мастера кино мирового уровня, будет из года в год передаваться из рук в руки. И если местом проведения следующего кинофестиваля по каким-то причинам не станет Чернигов, то найдутся люди, которые будут возить кинофестиваль по всем городам Украины. «Документальное кино – не простое кино, – считает Богдан Бенюк. – Это кино, как зеркало отображающее и нашу душу и наше сегодняшнее состояние. И если мы сможем оценивать это кино, то мы будем очищаться, чувствовать мир, любить друг друга. Именно любовь – это то, на чем держится наша жизнь».
– Для культуры иногда необходимо не только выдохнуть боль, но и вдохнуть ее, – убежден Сергей Маслобойщиков. – Это вдыхание является моментом какого-то сочувствия. И, я думаю, что документальное кино – наиболее современно и более необходимо для Украины. К сожалению, опыт нашего общества такой, что мы, каждый раз начинаем все по-новому, по-новому и по-новому. На мой взгляд, документальное кино закрепляет наш опыт. А закрепление опыта является некой гарантией того, что мы, возможно, не начнем делать по-новому все бессмысленное. Это и есть настоящий путь культуры, когда мы изучаем наш опыт и приобщаем его к нашей жизни. Мы двигаемся вперед и делаем какие-то выводы из нашей жизни, нашего опыта и не наступаем на одни и те же грабли. Документальное кино – это настоящая культура в отличие от идеологий, которые нам рассказывают, как нам нужно относиться к нашей жизни.
– Очень трогательно сегодня смотреть кадры, которые, как говорится, не остыли, кадры, которые не отошли в далекую историю и учебники. Эти кадры проходили у многих из нас прямо на глазах. И это дает эмоции, которых нет при просмотре игрового кино, а, тем более, игрового кино, сделанного искусственно. И я не могу сказать, что для меня сегодня были сюрпризы, но я сегодня очень сильно переживал. Хочу сказать, что временами слышны реплики: «Какой там фестиваль – тут война!». Но у киношников, у журналистов – своя война. Сегодня война перепутана так, что трудно разобраться в Интернет-новостях, теленовостях. И поэтому я с волонтерами езжу на войну и показываю короткометражные фильмы фестиваля «Открытая ночь», показываю фильмы своих студентов, свой последний фильм. И для меня там – основная фокус-группа страны. И просматривая сегодня фильмы, я представлял, как их будут смотреть там, в блиндажах. Какие-то будут смотреть и попросят повторить, какие-то будут смотреть с дистанцией. И это не означает, хороший или плохой фильм, но эта мера для меня лично очень важна, – считает Михаил Ильенко.
На фестивале представлены разноплановые фильмы. Так, например, фильм режиссера Леонид Канфара «Обратная сторона луны» вызвал неоднозначные мнения у зрителей. «Люди выходили из зала со словами «сепары». Они не поняли фильм», – поделилась впечатлением от фильма одна из тележурналисток. К сожалению, досмотреть фильм до конца не удалось – он неожиданно оборвался. Зрителям пообещали просмотр фильма в воскресенье, 22 мая.
– Нужно досмотреть этот фильм до конца, тогда будет другая точка зрения. Мне всегда кажется, что не стоит делать спешных выводов, – прокомментировал ситуацию с фильмом «Обратная сторона луны» Богдан Бенюк. – Если бы вы досмотрели фильм до конца, вы бы многое поняли. С другой стороны, нужно видеть, что такое патриотическое кино для других стран, которые в противостоянии к нам. Не зря мы говорим о том, что очень хорошо, что этот фестиваль зародился и имеет статус международного. Мы можем говорить, что многое не так. Но, когда к фестивалю будут подключаться новые люди и все скажут, что «ребенок, зачатый в Чернигове начал ходить», то это – супер! Мы будем сильнее духом, когда у нас хватит силы воли в этой непростой ситуации смотреть на противника, который также переживает невероятную психологическую боль. Режиссёр, который снимал этот фильм, провокационно рисковал своей жизнью, чтобы попасть в ту среду, обмануть всех и проследить непростую судьбу двух «лимоновцев» из Литвы.
По мнению Кшиштофа Занусси во всем мире за последние 10 лет происходит подвижка в сторону документального кино. Если 10 лет назад казалось, что документальное кино отходит, то сегодня появляются очень даже успешные с коммерческой точки зрения документальные полнометражные картины. В документальных фильмах появляются новые средства киноязыка. Есть боль, есть сюжеты, которые раскрываются при помощи языка документального кино, – считает председатель жюри «КиноДок».
– В Украине очень развито документальное кино, – убежден Сергей Маслобойщиков. – По киевской жизни могу сказать, что документальное кино – это очень напряженная отрасль. И есть несколько фестивалей документального кино высочайшего уровня.
Интересовал журналистов и вопрос продвижения фильмов к зрителю. По мнению Богдана Бенюка, продвижение патриотического документального кино будет зависеть от того, есть ли в Украине патриотические СМИ, патриотическое телевидение. «Показа фильмов нужно добиваться не только организаторам фестиваля. И будем говорить о том, что необходимо достучаться не только до «1-го Национального канала». Сначала все каналы, и те, которые как-бы «прогрессивные», договариваются о том, что будут демонстрировать фильмы, но, когда доходит дело до показа фильмов – их, почему-то, не показывают», – считает Бенюк.
Со свойственным ему юмором Бенюк рассказал историю о том, как просмотрел два украинских фильма со своим участием, находясь в больнице. Причем, время для эфира украинских фильмов было 2 и 4 часа ночи! «Украинские фильмы – ночью! Прайм-тайм для украинцев, которым не с кем спать, или, когда сильно болен: гипертония убивает и сердце болит – дают еще и украинский фильм перед смертью посмотреть. Вот такая сегодня ситуация. Это смешно, но мы понимаем, что это реалии, в которых мы существуем. И этот подход нужно менять!».
Организатор кинофестиваля, Народный артист Украины, режиссёр, сценарист и продюсер Дмитрий Чирипюк сообщил журналистам, что два телеканала: «5 канал» и «1-й Национальный канал» борются между собой за право эксклюзивного показа всех 20 фильмов. «Мы не дали ответа ни одному из каналов. Но там еще ситуация: канал «Эра» хочет все 70 фильмов, которые прислали на фестиваль! Сейчас большой спрос на документальное кино».
Отвечая на вопрос, что для него быть председателем жюри Первого Международного кинофестиваля документального патриотического кино, Кшиштоф Занусси сказал, что не хочет употреблять пафосных слов, поскольку пафос – это смешно.
– Для меня кинофестиваль – это радость посмотреть картины, которые мне интересны. Я не могу сказать, чтобы я страдал, смотря эти картины. В большинстве фестивалей – это огромные страдания, а здесь этого нет. Для меня, как поляка, важно, что в соседней стране проходит огромный процесс пробуждения, заново возникает национальное сознание. Это очень интересный и полезный процесс, и я с радостью смотрю, как это происходит. Мои контакты с Украиной многолетние, а то что проходит сейчас – совсем новое. Это – огромный шаг вперед! Мне интересно к вам приезжать и смотреть, как все происходит. Я много путешествую, так что у меня есть с чем сравнивать. Мне интересно увидеть, что происходит у моих соседей. И поэтому я нашел время для визита в Чернигов, – заявил Кшиштоф Занусси.
Также Кшиштоф Занусси сообщил, что уже ведет переговоры о съемках своего нового фильма, который планирует снимать зимой. Сюжет фильма будет о западной Украине до времен первой Мировой войны. Кшиштоф Занусси надеется, что найдет в Украине актеров для своего фильма и будет вместе с ними работать в нашей стране.
Gorod.cn.ua, видео: Олег Головатенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: КиноДок, кинофестиваль, документальноеКино, Занусси, Бенюк, Маслобойщиков, Ильенко, кино