Сколько стоит установить газобаллонное оборудование (ГБО) в Чернигове
Среди читателей нашего сайта много автомобилистов. Ведь автомобиль сейчас является неотъемлемой частью жизни многих черниговцев. Именно для тех, кто не привык ходить пешком и считает свои транспортные расходы информация о нюансах установки газобаллонного оборудования в Чернигове.
О деталях установки ГБО и не только рассказал руководитель кампании «Унигаз систем» по ул. Широкая, 2 – Максимов Олег Викторович.
Его компания уже пятый год работает на этом рынке.
В начале специалист в области ГБО сообщил, что изначально ещё в начале 20-го века двигатель внутреннего сгорания был разработан для работы на газу, но потом в связи с неудобством его транспортировки перешли на бензин. Для водителей, которые задумываются над установкой ГБО, Олег Викторович посоветовал проанализировать позитивные стороны, которые получает человек при переоборудовании своего автомобиля на ГБО:
- прежде всего, экономия после установки ГБО составит около 35% на каждой заправке, газ сейчас существенней дешевле, чем бензин;
- водитель получает два вида топлива и у него есть возможность выбирать на чём ему выгоднее ехать;
- увеличения разового пробега автомобиля в два раза за счёт заправленного бака с бензином и газового баллона;
- если человек путешествует по странам Европы, то там экономия будет ещё существенней. На 50% дешевле будет ехать на газу;
- газ не смывает масляную плёнку, которая смазывает цилиндр и не образовывает нагар на поршне – следовательно, ресурс двигателя увеличивается в 1,5-2 раза.
Если водитель проезжает в своём автомобиле за день 100 км. и больше, то человеку выгодно ставить ГБО и он достаточно быстро его окупит. Если же пробеги в год маленькие, не больше 5-10 тыс. км. в год, то ему стоит задуматься стоит ли ставить себе ГБО.
Олег Викторович сообщил, что установить ГБО можно в принципе на любой автомобиль с бензиновым двигателем. «Есть ещё газодизельные двигатели и эта тема очень популярна в Европе, но мы на них принципиально не ставим», – твёрдо сказал специалист ГБО.
Больше всего за установкой ГБО, в связи со своей профессиональной деятельностью, обращаются торговые представители, водители такси, маршруток. Причём частота обращений людей за установкой ГБО напрямую зависит от соотношения цены бензин/газ и чем дешевле газ – тем больше людей обращаются за ГБО.
По мнению руководителя автосервиса, очень редко интересуются ГБО владельцы автомобилей с дизельными двигателями. Что касается прерогативы ГБО для более или менее обеспеченных водителей, то Олег Семёнович считает что такого разделения нет и по этому поводу рассказал о работе одного из киевских СТО: «мне говорили в Киеве на одно из СТО приезжали бывало даже «Ягуары», и другие дорогие автомобили и ставили себе баллоны. Баллоны красяться, могут обтягиваться кожей. Это считается модным в этих кругах».
К минусам установки ГБО руководитель автосервиса отнёс следующие нюансы:
- прежде всего, машина приобретает дополнительный вес дополнительную ёмкость. При установке баллона с метаном вес машины утяжеляется где-то на 70 кг., а баллон с пропаном весит где-то 25-50 кг;
- уменьшение объёма багажника;
- прогорание клапанов в автомобилях, которые не имеют гидрокомпенсаторов клапанов. Но здесь важно знать, что проблемы с клапанами наступают по причине некорректной настройки или установки оборудования.
По словам Олега Максимова, цена на установку ГБО зависит, от стоимости самого оборудования ГБО. Само оборудование отличается величиной пробега. У одного оборудования ресурс 60 тыс. км. пробега, у другого 200 тыс. км, а у какого то вообще не изнашивается. Так практически одно и тоже оборудование, но сделанное в разных странах – тоже отличается в цене.
На цену установки ГБО влияет также то, какое дополнительно оборудование ставиться на машину (например, для метановых – вариатор опережения зажигания, системы для смазки клапанов). Среди моделей ГБО, представитель автосервиса выделил польские – ZENIT,SEC,STAG; турецкое оборудование – Атикер; белорусское – Новогаз; итальянские – BIGAS, TOMASETTO и др.
В целом стоимость установки ГБО может колебаться от 2800-3000 грн. и до 6000-7000 грн. Установка ГБО на машины с 4-мя цилиндрами обходиться дешевле, с 6-ю или 8-ю цилиндрами уже дороже.
Таким образом, дорожает само оборудование и стоимость его установки. Для себя по степени сложности и по «эволюции» развития систем ГБО и двигателей Олег Викторович разделяет их на следующие типы:
- первое поколение – системы вакуумных редукторов;
- второе - системы электронных редукторов;
- третье – система лямбда контроля;
- четвёртое – система распределённого впрыска;
Соответственно, оборудование на каждую из систем отличается по сложности и стоимости. В указанную стоимость 2-7 тыс. грн. входит стоимость самого оборудования, стоимость работ, и документов, которые необходимы для регистрации ГБО в ГАИ.
Что касается расхода газа по сравнению с бензином, то на пропан/бутане расход увеличивается где-то на 10%, а на метане уменьшается на 10%, то есть на метане увеличивается пробег автомобиля. Но при выборе ГБО на каком газе ставить, автомобилисты решают исходя из стоимости того или иного газа.
При установке ГБО баллон обычно устанавливается за спинкой заднего сидения, в нишу запасного колеса. Если колесо висит снаружи, то устанавливаются тороидальные модели баллона (по форме колеса). Также используются цилиндрические баллоны. Например в Skoda Octavia баллон устанавливается в нише запасного колеса, в «джипах» баллон устанавливается снаружи, в грузовых автомобилях они устанавливается в снизу под кузовом. В общем, баллоны отличаются по объёму от 20 литров до 105 литров в тороидальных и до 300 л. в цилиндрических.
В Skoda Octavia баллон устанавливается в нише запасного колеса
Тороидальная модель баллона
Цилиндрический баллон
Также руководитель автосервиса акцентировал внимание на выборе установщика ГБО. То есть водитель, когда решил устанавливать ГБО, должен поинтересоваться у установщика:
1) имеет ли он необходимую квалификацию;
2) даёт ли он гарантию на установленное оборудование.
У «гаражников» этого потребовать трудно. Что касается гарантии, которую даёт «Унигаз систем», то она полностью опирается на гарантию завода производителя. Обычно она колеблется от 1 года и 30 тыс. км пробега и до 3 лет и 90 тыс. км. пробега.
Что касается общего времени на установку ГБО в машину, то это напрямую зависит от сложности работ, где-то от 3-4 часов до 2 дней.
По вопросу безопасности ГБО в автомобиле Олег Викторович убеждал: «ГБО имеет степень защищённости выше, чем бензиновые двигатели. Газовый баллон будет самой надёжной деталью в вашем автомобиле».
Завершил своё интервью руководитель автосервиса обращением к девушкам-автолюбительницам: «У нас на СТО мы можем проконсультировать и рассказать всё про газ. И так как девушки умеют считать деньги лучше чем мужчины, то уверен, что у нас они найдут всё, что им необходимо для экономной езды на автомобиле».
Детали установки ГБО в "Газавтосервис"
Ещё одним автосервисом, где удалось пообщаться о деталях установки ГБО в городе, оказался "Газавтосервис", подразделение Черниговгаза, который находиться по ул. Любечская, 165.
Рассказать о процедуре установки ГБО у них на автосервисе согласился слесарь Владимир Иванович, работающий на станции уже третий год.
Автосервис на рынке с 2002 года. На предприятии работает всего 3 человека, два слесаря и один старший мастер. В среднем такой коллектив успевает поставить ГБО на 100 машин за год.
Больше всего, по словам слесаря, интересуются установкой и ставят оборудование на Жигулях, грузовые автомобили и специальные машины самого Черниговгаза.
Что касается мотивации водителей, специалист ГБО считает, что его ставят те, кто много ездит. Поэтому Shcoda, Renault, Mercedes, Daewoo, Kia – это те модели также часто посещают автосервис по установке ГБО.
Отсюда видно, что степень обеспеченности не влияет на решение водителя устанавливать ГБО или нет. Более обеспеченные автолюбители ставят себе системы 4-го поколения, менее обеспеченные 2-го. «Например на Skoda Octavia мы поставили оборудование LOVATO 4-го поколения. Что именно ставить зависит ещё от года выпуска автомобиля», – продолжает Владимир Иванович. Вспомнил слесарь, что в прошлом году они поставили ГБО на недешёвый Mercedes ML 320.
К плюсам установки ГБО Владимир Иванович отнёс увеличение моторесурса двигателя где-то на 40%. Также увеличение запаса дороги, когда машина заправлена на два вида топлива. Отсутствие в газе свинца, в отличие от бензина, намного лучше для окружающей среды. К минусу установки ГБО для водителя была отмечена утяжеление автомобиля за счёт установки газовых баллонов. Причина в толщине стен баллонов. В баллоне с метаном давление 196 атмосфер и толщина стенки баллона до 12 мм., в баллоне с пропан/бутаном – 16 атмосфер, толщина 4,5 мм. Отсюда и их вес. К минусу установки ГБО работники отнесли также стоимость самой установки.
Стоимость установки работник автосервиса разделил следующим образом:
- 2-е поколение – 3-3,5 тыс. грн. – в зависимости от баллона;
- 4- е поколение – от 5-ти и до 18-ти тыс. грн.
Среди моделей, которые используются при установке ГБО, были отмечены системы 4-го поколения польские – STAG, LPG и итальянская – LOVATO. Второго поколения наиболее часто используются системы TOMASETTO. Естественно, что и ценовая категория этих систем отличается. Владимир подтвердил – системы 2-го поколения дешевле, 4-го – дороже.
Место расположения баллона, Владимир указал, как и в предыдущем автосалоне – на место запасного колеса. Так баллон ставиться на новые жигули, 9-ку, 10-ку, Ланос. В старых Жигулях баллон ставиться в багажник, а на внедорожниках снизу машины.
Что касается объёмов баллонов, что используются, то у тороидальных это от 28 литров до 90 литров. А в цилиндрическом баллоне до 250 литров. Причём важно знать, что заполняемость баллона максимум 85%, так как остальные 15% заполняется дополнительными газами.
Под конец нашего общения, слесари резюмировали, что переходить на ГБО автолюбителям стоит и для этого есть масса причин. Но при выборе какого-то из видов газа черниговским водителям стоит учитывать, что сжатый газ метан продаётся в Чернигове всего лишь на 4 газовых заправках, а сжиженный пропан/бутан намного популярней – этих заправок в Чернигове около 20-ти. Это стоит учесть для того чтобы не стать посреди дороги и в 10 километрах от ближайшей заправки.
Позиция водителей
Водитель Александр микроавтобуса «Рута», который курсирует по маршруту Чернигов-Сокиринцы считает, что в использовании газа есть свои минусы. Пригорают клапана, быстрее изнашиваются детали, чего нет при использовании бензина. «Но цена есть цена. Несмотря на износ запчастей лучше ездить на газу», – считает Александр. «У меня на «Руте» 4 баллона общим объёмом на 50 кубов. Сейчас я заправился на 40 кубов, этого мне хватит на 350-400 км., а если газ закончиться мы на бензине доедем».
Водитель грузового автомобиля ГАЗ Михаил считает, что на газу выгоднее ездить по цене. «Но зато на бензине тяга лучше, на газу тяга теряется», – жалуется водитель.
Роль ГАИ в установке ГБО
О регистрации автомобилей с установленным ГБО в органах ГАИ рассказал заместитель начальника Управления ГАИ области подполковник милиции Роман Сергей Павлович.
Совсем недавно Сергей Павлович был заместителем начальника МРЭО, так что прекрасно осведомлён о всех необходимых процедурах. После установки на автомобиль ГБО, предприятие установившее его, должно предоставить владельцу автомобиля комплект документов:
- свидетельство о согласовании конструкции транспортного средства;
- акт приёма передачи транспортного средства, на котором установлено ГБО.
Формы актов приёма передачи регулируется Постановлением Кабинета министров Украины №1388 от 07.09.98. Дополнение №3 для автомобилей, на которых установлено газовое оборудование на пропан/бутане, дополнение №4 для оборудования на метане. В акте приёма-передачи указываются все детали установки, номера баллонов их количество и т.д.
Владелец автомобиля едет в МРЭО по адресу ул. Шевченко, 162а и предоставляет там все документы и непосредственно сам автомобиль.
Инспектор МРЭУ осматривает автомобиль и сверяет информацию из акта приёма-передачи и факта. По результатам осмотра инспектор выписывает Акт одиночного осмотра. Также машина осматривается экспертом-криминалистом, который проверяет не переварены ли номера кузова и двигателя, чтобы во время установки ГБО их не повредили и т.д.
По результатам осмотра эксперт выдаёт свою справку. После этого человек сдаёт все полученный документы в одно из окошек МРЭУ и ждёт получения нового техпаспорта, в котором уже будет отметка об установленном на автомобиле ГБО.
Безусловно, что всё это «удовольствие» не делается бесплатно. Автовладелец оплачивает услуги в зависимости от того на какой машине он приехал и с какими номерами. По словам подполковника, при регистрации ГБО на автомобилях со старыми 5-ти значными номерами, номерные знаки должны меняться в обязательно порядке.
Также автомобили в МРЭУ различаются по стране производителю – «отечественные» – машины собранные на территории стран СНГ и «иномарки» – везде кроме СНГ в частности.
Стоимость перерегистрации автомобиля с ГБО:
- иномарка с заменой номеров – 523,15 грн., (куда входит замена госномеров, стоимость техпаспорта и справка эксперта-криминалиста) плюс 98 грн. – стоимость акта одиночного осмотра;
- иномарка без замены номеров – 388,15 грн., (тех. паспорта и справка эксперта – криминалиста) плюс 98 грн. – стоимость акта одиночного осмотра;
- машины стран СНГ с заменой номеров – 485,63 грн. + 98 грн.
- машины стран СНГ без замены номеров – 350,63 грн. +98 грн.
Подполковник Роман заметил, что стоимость в перерегистрации отличается только в работе экспертов-криминалистов, которые работают в отдельной структуре подчиняющейся МВД, но независимой от ГАИ. Все остальные платежи в МРЭУ одинаковы для всех машин.
Сергей Павлович сообщил, что в целом процедура перерегистрации займёт у водителя где-то 1-2 часа, только если у представителей ГАИ нет к вам замечаний в виде неоплаченных штрафов и тому подобное.
Также сотрудники ГАИ регулярно проверяют автомобили на наличие официально установленного на автомобиле ГБО. В случае обнаружение неотмеченного в техпаспорте ГБО, или его неправильной установки, например заправочная горловина находиться внутри салона, на водителя составляют административный протокол. Согласно п.1 ст.121 Административного кодекса Украины штраф за это правонарушение от 255 до 340 грн.
При повторном правонарушении в течение года – водитель может быть лишён водительских прав. В целом представитель ГАИ сообщил, что данный вопрос их сотрудниками держится под контролем и административные протоколы составляются регулярно.
Альтернатива официальному ГБО
При общении с одним из знакомых водителей, удалось узнать, что не является проблемой установить себе ГБО без разного рода автосервисов. Так в одном из районных центров области вам за 300 грн. в гараже поставят любое ГБО. Нужно только иметь всю систему с собой, в том числе и баллон. Возможно, в Чернигове это будет стоить немного дороже. К примеру, в Харькове можно приобрести ГБО для пропан/бутана за 1900 грн.
Но, у нас в регионе есть варианты и подешевле, например можно купить б/у ГБО из Беларуси за 400 грн. «Но его не хвалят», – сказал знакомый водитель. Итак, альтернатива установке на официальном СТО может вам обойтись от 700 грн. до 2200 грн. Но здесь нужно отдавать себе отчёт в качестве такой установки и безопасности его использования.
Немного арифметики
Возьмём стандартный автомобиль ВАЗ-2109. Расход бензина, у которого на 100 км. – где-то 8 литров А-92., который сейчас на заправках Чернигова в среднем стоит 10,40 грн. Если мы на него поставили ГБО на пропан/бутане за 2800 грн., то расход газа на ВАЗе будет 10 литров на 100 км. Стоимость пропан/бутана в Чернигове сейчас около 6,20 грн. То есть стоимость поездки на 100 км. на одной и той же «девятке» на бензине обойдётся 84 грн., а на бутане 62 грн.
На 100 км – это разница в 22 грн. экономии при этих ценах.
Если взять грубый подсчёт то установка ГБО на взятом нами примере окупиться только после 12 тыс. км проезда на газу. Много это или мало вопрос риторический, но так или иначе, а интерес к установке газобаллонного оборудования у автолюбителей не угасает.
Андрийченко Игорь
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.