Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Как в Берлине отмечали украинскую Пасху

Как в Берлине отмечали украинскую Пасху

Украинские дети в Германии: по-украински почти не говорят, но родную речь понимают. Это девочка принесла святить писанки, раскрашенные на занятиях в субботней школе
Ранним утром я стояла на автобусной остановке где-то в незнакомом районе Берлина. Чтобы доехать до церкви, автобуса ждать еще 15 минут, добираться пешком — не знаю куда... И тут я вижу: идут мужчина с женщиной, празднично одетые, с корзинкой, накрытой рушничком... Так началось для меня Светлое Воскресенье в Берлине.

Украинская грекокатолическая церковь существует в немецкой столице с 2002 года. Украинская община же начинает свою историю в немецкой столице еще в 20-е годы прошлого столетия. По данным посольства Украины в ФРГ, украинцев в этой стране официально насчитывается 120 тысяч. Неофициально, предполагают, будут все 300 тысяч.
— В Европе сейчас распространен концепт, согласно которому нелегальных людей не бывает, — рассказывает мне настоятель церкви отец Сергей Данкив. — У кого-то может быть что-то не в порядке с документами, но каждый человек — легален. Сколько к нам ходят таких, я не знаю.

Мореплаватель, пасечник, священник

Отец Сергей родом из города Долины в Ивано-Франковской области. В 1998 году он женился на девушке Ирине, русской, уже тогда жившей в Германии. В том же году отец закончил Львовскую духовную семинарию Святого Духа и переехал к жене в Германию.
— Первые шесть лет я вел мирскую жизнь, — вспоминает священнослужитель. — Мы жили в Ростоке, я работал и на корабле, и на пасеке. У меня не было цели быть священником, я больше хотел работать в социальной службе при церкви. Одно время даже планировал получить второе образование и стать медбратом для престарелых людей.
Однако судьба решила иначе. Из-за некоторых личных событий Сергей Данкив начал задумываться о священстве. После двух лет размышлений и поисков ему предложили место в Берлине. И он не отказался.

100 км на восток, 100 км на запад…

— На всю Германию — 19 украинских священников, — рассказывает отец Сергей. — Кстати, двое из них — немцы.
Именно из-за такого положения вещей праздничная воскресная служба начинается в церкви Святого Николая не ночью в субботу, а только в половине восьмого утра в воскресенье. Ведь перед этой службой батюшка должен съездить еще в Магдебург (около 100 км на запад от Берлина) и во Франкфурт-на-Одере (около 100 км на восток).
— В нашу церковь ходят не только грекокатолики, — продолжает мой собеседник. — Мы принимаем всех желающих, часто это православные христиане, по определенным причинам не желающие идти в московские церкви.

Дом Божий — дом общинный

Церковь для украинцев в Германии — это не только место для молитв, но и так называемый «общинный дом», где можно пообщаться с земляками, где детям преподают уроки пения, украинского языка и другое. В общине при церкви Святого Николая — украинцы из Украины, Польши, Германии и многих других европейских стран, некоторые прихожане являются эмигрантами уже в третьем или даже четвертом поколении.
— Своего помещения у нас нет, но поскольку украинская грекокатолическая церковь подчиняется Риму (хотя по обряду и православная), то немецкая римская церковь сдает нам в аренду свое помещение, — показывая мне дом, говорит глава общины. — Важно не только то, что мы можем молиться в здешней церкви, но и то, что мы получаем помещения для жизни общины.
— А кто за это платит?
— В Германии есть налог на церковь. Он составляет около трех процентов. Хорошо в нем и то, что он есть, и то, что он — добровольный.

Каков приход?

На службу регулярно ходят 50—60 человек, на праздники собирается пару сотен. Особенность берлинской церкви в том, что она — одна на весь большой город. Некоторым прихожанам нужно потратить 2—2,5 часа на то, чтобы добраться в одну сторону.
— Когда я пришла на занятия субботней школы, рядом с детьми увидела только мам — и ни одного папы. И на службу женщин приходит больше?
— Можно сказать, что соотношение мужчин и женщин — где-то 40 процентов на 60.
Женщины чаще всего — те, кто вышли замуж за немцев. Потому они и приводят детей в школу, чтобы научить их украинскому языку и показать украинскую культуру. Мужчины же — либо «заробитчане», либо выходцы из украинских эмигрантских семей. Довольно много среди прихожан мужского пола научных работников.
— Кстати, знаете ли вы, что самый молодой профессор в Германии — украинец? Он профессор статистики, зовут его Остап Охрин, и ему... 24 года.

«Христос воскрес! — Воистину воскрес!»


В начале службы, рано утром, в скромной церкви с двумя иконами, но в рушниках, было немногим больше десятка людей. А ближе к концу службы прихожан набралось уже так много, что им негде было сидеть.
Все как один были с красиво убранными корзинами. Подготовились земляки отменно: святить принесли красивые, собственноручно испеченные (а не купленные в «русском магазине») пасочки и куличики, фрукты, вино, хрен (его в Берлине не найдешь, нужно из дому выписывать!). Корзинки были украшены рушниками, вышитыми салфетками, цветами, веточками самшита и пушистыми цыплятами.
А после службы отец Сергей пригласил всех за праздничный стол.



Паства отца Сергея живет в Берлине, Франкфурте-на-Одере и Магдебурге



Освящение куличей

Анна Прейс, еженедельник "Взгляд", №14 (148)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Анна Прейс, Пасха, Берлин

Добавить в: