Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Семья Салех из Нигерии переехала в Чернигов

Семья Салех из Нигерии переехала в Чернигов

 

Выращивают картошку, радуются снегу, привыкают к морозам. Семья Салех из Нигерии переехала в Чернигов ухаживать за больной бабушкой. И собирается остаться на ПМЖ.


За вікном летять сніжинки
І сідають на вікні,
Ми танцюєм круг ялинки
І співаємо пісні.


Без единой заминки, четко, будто это ее родной язык, рассказала стихотворение на своем первом утреннике в черниговском детсаду №77 (в районе улицы Защитников Украины) Сахира Салех. В феврале девчушке исполнится три. В Чернигов из Нигерии (Западная Африка) семья Салех — 35-летняя Диана с мужем Одейем и детьми 10-летним Алексом и Сахирой — переехала в октябре 2016. Ухаживать за бабушкой 93-летней Людмилой Бортниковой. Город и страна им понравились. Серьезно задумались, чтобы остаться здесь насовсем.

Салехи живут в частном доме в районе Бобровицы. Сюда же с раннего детства каждое лето приезжала к бабушке Люде и деду Василию маленькая Диана.

— Бабушка на «ЧеЗаРе» работала. Дед бухгалтером был. Мама Тамара поехала учиться в Киев, тоже на бухгалтера. Там и познакомилась с отцом Нельсоном Ндонией.

Хоть и были одногруппниками, но он почти на десять лет старше.

Маме сейчас 65, папе — 74, — рассказывает Диана.

— Как ее родители к такому выбору отнеслись?

— Это было в семидесятых. Сами понимаете... Они даже на свадьбу не приехали. После окончания учебы отец вернулся в Нигерию. А мама — в Чернигов.

Сразу забрать папа нас не смог. Самому нужно было обустроиться. Позтому родилась я в Чернигове.

А в Нигерию мы переехали, когда мне было два года.

Жили в Йоле. Это столица штата Адамава. Родители и сейчас там.

Мама каждый год привозила меня в Чернигов на каникулы. Они совпадают с нашими. Тоже три месяца лета. Так что город для меня был практически родным. Знала соседей. И они меня.

Сколько себя помню, мечтала учиться именно в славянской стране. Под влиянием мамы, конечно же. После школы, как потом и младшая сестра, поступила в Минский университет. Выучилась на акушера-гинеколога.

Училась целых десять лет. Первый год студенты-иностранцы изучают местный язык. В Нигерии мы говорим на английском. Это официальный язык. Хотя есть много местных наречий.

Затем шесть лет непосредственно профильное образование. И еще три года интернатуры.

После учебы вернулась в Нигерию. Вышла замуж. Родители мужа Одейя — из Ирака. Но он родился и вырос в Нигерии.



Вместе с семьей жили в бывшей столице Нигерии Лагосе (самый большой город страны, население около 13 миллионов). Своего жилья не было, снимали квартиру. Я работала в частной клинике. Муж занимался веб-дизайном и другой работой в интернете. Этим зарабатывает сейчас и в Чернигове.

Старший сын Алекс учился в частной школе. Есть там- и государственные, но их посещают только те, у кого совсем мало денег. За обучение платили 700 долларов в полгода (около 19,5 тысячи гривен). И это была довольно средняя по уровню школа. Есть и намного дороже.

— Вы работали в частной медклиннке, а государственные есть?

— Конечно. Но там, как и здесь, осмотреть бесплатно могут, но лечить никто задаром не будет. Лекарства стоят денег.

— Доктора много зарабатывают в Нигерии?

— Примерно, как и здесь. Минимальная зарплата у нас порядка ста долларов (около 2800 гривен). И это после повышения. Зарплата доктора, конечно, выше. Но большой не назовешь. Еще несколько лет назад местная валюта найра относительно курса доллара составляла один к 150 (за один доллар 150 найр). А потом курс резко подскочил. Теперь за один доллар дают 360 найр (у нас доллар стоит примерно 28-29 гривен). И цены резко подскочили. В общем, все очень схоже с украинскими реалиями.

— В 2016 году моя черниговская бабушка сломала шейку бедра. Ей уже тогда было девяносто. Очень опасная травма для пожилого человека, — продолжает Диана. — Сначала ухаживать за ней поехала мама. Побыла полгода. И дольше оставаться не могла, ведь в Нигерии ее ждал муж. Что делать? Я как раз была в декрете. На свет появилась наша Сахира. Вот и предложила мужу переехать на время в Чернигов.

— Как уговорили Одейя?

— Без проблем. Он всю жизнь прожил в Нигерии. Никогда не был в Украине. Решили — приедем, посмотрим. Вот и живем уже полтора года. Муж говорит, что ему здесь очень комфортно.

— Что же ему здесь нравится?

— Трудности, наверное, есть везде. Но в Лагосе очень опасно даже просто выйти погулять на улицу. Здесь Алекс с ребятами играет за воротами. И мы за него спокойны. А там и взрослому страшно. Людей крадут среди белого дня. Потом выкуп требуют.

Вот вчера мы вышли уже в четыре вечера на елку городскую прогуляться. Темно, а нам не страшно.

Здесь постоянно есть свет, вода. В Нигерии с этим проблемы. Не знаешь, когда включат и когда выключат. В общем, нестабильно.

Хотя в целом все — как и здесь. Если у табл итого денег, хорошо живешь. Если обычный рабочий, будешь страдать.

Единственное, что лично мне в Украине не нравится, это холод. Хотя дети от снега в восторге. Для Сахиры это первая осознанная зима. Она буквально не выпускает снежки из рук.

— В Нигерии круглый год лето?

— Тепло. Но сейчас, например, сухой сезон. Прохладно. Чем севернее, тем холоднее. В зависимости от штата может быть и четыре с плюсом. У нас в Лагосе где-то плюс 18.

— Как адаптировались в Чернигове?

— Я волновалась за детей. Алекс в школу №27 пошел в феврале 2017-го. До этого несколько месяцев оформляли документы.

Учитель у него в начальной школе очень хорошая была, Лилия Новикова. Она знает английский. Оставалась с сыном после уроков. Хотя призналась, что изначально не очень хотела брать Алекса. А куда деваться? Согласилась. Занималась как с первоклассником.

Он хватал все на лету. Читать быстро начал. Хотя значения слов часто не понимал.

Летом ходили на занятия дополнительно. Три раза в неделю. Сейчас сын свободно говорит и на украинском, и на русском.

В классе у него есть два очень хороших друга. А так дети относятся по-разному. Зато на улице товарищей много. Могут днями во что-то играть.

У Сахиры в детском саду воспитатель — наша соседка Юлия Михайловна. Английский тоже знает. Поэтому нашли общий язык. И дочка уже много русских и украинских слов освоила: «хочу», «не хочу», «мое». Привыкают.

— Украинскую кухню освоили?

— Борщ готовлю. Но в основном для бабушки. Муж-дети тоже едят. Нравится. Но без особого восторга. Готовим более привычные для нас блюда. В Нигерии это рис с разными соусами. А еще что-то наподобие нашей густой манки — туо. Зто гарнир, который подается с подливой, зачастую из телятины.

Что лично мне понравилось, так это полуфабрикаты, которые можно купить у вас в каждом магазине: пельмени, хинкали. В Нигерии такого нет. Нужно готовить с нуля.

— Возле дома небольшой участок. Что-то выращиваете?

— Конечно. Все по чуть-чуть. И картошку, и помидоры, и огурцы. Урожай в этом году неплохой был. Алекс мне помогает, хоть и с небольшой охотой, — улыбается женщина.

Кормилец в семье Салех сейчас муж. В феврале Сахире исполнится три. А значит, Диане пора выходить на работу.

— Уже была в Черниговском городском роддоме. Главврач сказал: приходите. Нужно подтвердить диплом, оформить кое-какие документы. И можно приступать.

— Сейчас в Украине новогодние праздники. Традиции отличаются?

— Там празднуют Рождество 25 декабря. Тогда же к детям приходит Санта Клаус. Елки наряжают далеко не все. А если кто и ставит, то только искусственную. Настоящую в Нигерии не найти.

Сам же Новый год многие встречают в церкви.

«Весть» №2 (834) от 10 января 2019, Марина Забиян

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: семья, Салех, Нигерия

Добавить в: