«Не убивайте их во второй раз!»

С такой шокирующей просьбой Денис Дрозд из Сновска обращается к охотникам за металлом, которые цинично разворовывают могилы воинов времён Второй мировой войны. Хотя «могилы» — это условно. Ведь останки погибших находятся в полях, лесах и болотах: в заросших окопах, воронках, ямах. Многие из тех, кто нашёл здесь свой последний приют, до сих пор считаются пропавшими без вести. Некоторых все еще разыскивают потомки.



Денис (научный сотрудник Черниговского исторического музея им. В. Тарновского) возглавляет поисковую группу Сновской общины, которая входит в состав ОО «Союз поисковых отрядов Украины». Главной задачей называет обнаружение непогребённых останков бойцов, занесение их имён в электронную базу данных, поиск родственников погибших воинов, чтобы передать им всё, что осталось от солдат, дабы их перезахоронили по-человечески.

Неизвестных хоронят в братских могилах на территории старостинских округов, где они были обнаружены.

Работа тяжёлая физически и морально. И абсолютно не финансируется государством. Поездки — преимущественно за свой счёт. Иногда помогают люди, для которых дорога память о погибших. Денис Дрозд занимается этой работой уже около 10 лет (только в 2020-м были обнаружены останки 5 погибших).

— Чтобы не дать умереть памяти о них, — отвечает на вопрос, почему это делает.

Вопреки разрушительному влиянию времени и человеческой жадности.

— В нынешний День Победы возле Загребельной Слободы нашли останки ещё одного солдата. Это была груда хаотически сваленных костей. Их сбросили в яму, после того как выбрали из неё весь пригодный металл, оставшийся с войны. Рядом с костями — осколки стеклянной фляги. Пытались найти медальон, но безуспешно. Хотя из предыдущих поисков известно, что бойцы 117-й стрелковой дивизии 21-й армии Брянского фронта, которая здесь сражалась, были ими обеспечены.



Такая же картина и на месте гибели воина, обнаруженного неподалёку, — разбросанные кости, несколько мелких монет, пряжки, сломанный карманный нож, взрыватель от РГД-33, кирзовые сапоги 40 размера.

Мы несколько часов пересеивали отвал, надеясь хотя бы здесь отыскать медальон, но опять неудача. Бакелитовой капсулы с бумажным вкладышем (с информацией о погибшем) не оказалось. Вероятнее всего, забрали с целью продажи. За неё можно выручить более 50 гривен. Листок выбросили. Из-за этого воин навсегда остался неизвестным. Потомки, за которых он отдал жизнь, убили его во второй раз.

Такое наблюдается и на местах других тяжких боёв. В частности, возле Сновска. Здесь недавно были обнаружены останки старшего лейтенанта. Из всего, что было на нём до того, как разворовали, остались только сапоги, петлицы и ложка без инициалов. Никаких зацепок. Личность установить нереально.

Как остановить вандалов и возможно ли это сделать, я не знаю. Поэтому взываю к совести тех, кто ищет металл в земле: в случае обнаружения останков погибших — остановитесь, не копайте самостоятельно, сообщите нам (номер моего мобильного — 097-807-03-19), не занимайтесь мародёрством.

Мы вместе с вами поднимем останки воина на поверхность, пригласим вас на мемориал для перезахоронения или передачу их на малую родину бойца.

Одна из последних таких передач была в марте этого года на пограничном пункте пропуска. Сеньковка. В Украину — для упокоения в родной земле — вернулись три бойца, погибших во время Второй мировой на территории России. В их числе и рядовой Андрей Грона с Прилукщины, сложивший голову в новгородских лесах. Российской стороне передали останки 15 солдат и офицеров, которые были обнаружены на территории Украины. Среди них Василий Славнов 1903 года рождения, из Московской области, рядовой 219-й стрелковой дивизии. Был призван 17 августа 1941-го. Погиб через 2 недели, 1 сентября, возле села Елино на Сновщине. В собственноручно выкопанном неглубоком окопчике.

К счастью, члены поисковой группы обнаружили его останки, опередив воров. Бакелитовая капсула с вкладышем сохранилась.



До этого боец считался пропавшим без вести. Из-за этого, согласно уцелевшим документам, его жене Марии в 1946 году было отказано в начислении пенсии.

Дождалась возвращения деда с войны внучка Люба, которая сейчас живёт в Минске.

Мария Иcаченко, «Гарт» №22 (3034) от 27 мая 2021

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Сновск, останки_погибших, Иcаченко, Гарт

Добавить в: