Мобильная версия сайта Главная страница » Новости » Місто і регіон » Подземный паркинг под красной площадью. Или выроем под облрадой?

Подземный паркинг под красной площадью. Или выроем под облрадой?

Припарковать машину в центре Чернигова проблемно. Вдоль проспекта Мира обычно все забито, приходится сворачивать во дворы. Вот если б паркинг. Просторный, подземный. Под сквером, где раньше был памятник Ленину, или под Красной площадью, а еще есть площадка возле облрады. Заехал, нашел место, поставил машину, и отправился по своим делам.


Проект надземного паркинга архитектора Травки

Где лучше такое вырыть? Рассматривают ли подобные проекты черниговские строители, архитекторы? Обсуждают ли в Черниговраде? А ведь машин все больше: то дети из Киева приедут, то туристы.

К примеру, во Львове планировали огласить конкурс на строительство подземного паркинга под площадью Петрушевича (был такой депутат на Галичине). Еще в 2007 году Львовская городская рада утвердила концепцию строительства паркингов. Документ предусматривает 37 паркингов в разных районах города! Правда, с момента подписания прошло более десяти лет, а ни один так и не был построен. Но во Львове, по крайней мере, озадачились этим вопросом.

«Думать можно, а инвестор?»

— Программы такой в городе нет. Но вопрос актуальный, — говорит Сергей Калюжный, главный архитектор Чернигова, начальник городского управления архитектуры и градостроения. — Размышлять и рассуждать можно, а где найти инвестора? Нет желающих. Как и свободных территорий. А под снос — это сумасшедшее количество денег.

Есть особенности города, которые нужно учитывать при постройке паркингов. Немалая проблема — подземные инженерные сети (свет, газ, вода, канализация). Когда считают, сколько стоит их перенос… В общем, инвесторы не спешат.

— А если сделать подземный паркинг под Красной площадью?

— Таких предложений пока не поступало. Не могу сказать, где было бы эффективнее всего построить.

— Можно же сделать подземный паркинг за средства из городского бюджета.

— В бюджете не всегда есть деньги на текущие проблемы.

Возле облрады и в оврагах

— Желание принять программу, подобную львовской, периодически возникало, — рассказал Александр Сердюк, бывший заместитель мэра по строительству (работал в Черниговраде при Александре Соколове), заместитель директора коммунального предприятия «Чернігівбудінвест». — Но Чернигов консервативно воспринимает кардинальные проекты.
Назрел ли этот вопрос сейчас? Пока терпеть можно. Но для создания программы, а уж тем более ее реализации, нужно не менее трех лет. Поэтому, чтобы дельный проект появился через пять лет, продумывать его нужно уже сегодня, — уверен Александр Викторович. — Если разобраться, возле областной рады территория большая, а машины ставить негде.

Меня друзья спрашивают: как ты ездишь по Киеву? А по Киеву не надо уметь ездить, в Киеве надо уметь стоять. Скоро это дойдет и до Чернигова.

Есть разные виды парковок. Например, для временного хранения автомобилей или для постоянного. Существуют смешанного типа.

На сегодня возможно и сдавать в аренду, и даже продавать парко-места. Кстати, для этого достаточно обозначить место разметкой. Есть мелкие подземные парковки под домами.

По проспекту Мира, в его центральной части, масса магазинов, кафе и так далее. Одна полоса из двух!!! постоянно занята под парковку.

Второй вопрос — дворы. Газоны, детские площадки оккупированы автомобилями. Но в чем винить людей? Разве город предложил им альтернативу? Нельзя же просто запретить: ставьте в полях за городом.

Привлекать для этих проектов бюджетные деньги или приобщать инвестиции, насколько привлекательным будет такой проект — другой разговор. Нужно начать хотя бы обсуждать вопрос.

— Говорят, трудно найти инвестора на такой проект.

— Надо начать с привлекательной площадки. А там дело пойдет, спрос будет. Одно парко-место под домом может стоить порядка 10-12 тысяч долларов. Дорого? А построить гараж дешевле? Будут ли покупать места в паркинге под центром, за какую стоимость, сколько платить за стоянку, нужно ли платить, или содержать станет город – говорить можно о многом.

— А что с сетями, газом-электричеством?

— Сети переносятся. Это, конечно, повлияет на цену проекта, но ничего невозможного нет. Вопрос только, во сколько это обойдется и как быстро окупится. Многоуровневые надземные паркинги тоже могли бы «разгрузить» центр города, дворы и площадки.

Вместе с Александром Сердюком попробовали обозначить наиболее вероятные места для будущих подземных и надземных многоуровневых паркингов.

Подземные

1. В 2003-2005 годах рассматривали возможность освоения подземного пространства от площади до гостиницы «Украина». Тогда в моде были подземные торговые центры, внешне похожие на теплицы.

— А если сделать парковку под самой Красной площадью? Места много, деревьев там нет.

— Не самый хороший вариант. Там историческое место. Хотя археологических изысканий требуют и другие площадки, но эта особенно.

2. Аллея от бывшего памятника Ленину до «Мегацентра».

3. Центральная аллея от областной рады до кинотеатра «Дружба».

— Подключатся «зеленые»: а как же деревья?

— Скажем так, деревья можно было бы не трогать, а уйти внутрь. Над самой парковкой могли бы разместиться низкорослые деревья. Реализовав такой проект, можно было бы запретить стоянку в центральной части города всех автомобилей на поверхности. Поставил автомобиль на подземную стоянку и занимайся своими делами. В центре все рядом. Можно пройтись пешком, не обязательно перемещаться на машине.

4. Очень интересная площадка для подземного паркинга возле областной рады. Деревьев там практически нет. Уровень грунтовых вод, кстати, как и практически во всей центральной части Чернигова, низкий. Поэтому возможно строительство двух- и даже трехэтажной подземной парковки.

— Я больше, чем уверен, что это был бы очень интересный инвестиционный проект, - считает Александр Сердюк.

5. Повнимательнее посмотреть на овраги. Например, в районе улицы Мартына Небабы (бывшая Боженко).

Еще одно интересное место — овраг возле автостанции на Муринсона. Там такая местность, что ничего и копать не нужно. Готовый подземный паркинг. Сделал, сверху построил дом.

Для постоянного хранения автомобилей хорошим вариантом стали бы надземные многоуровневые парковки:

1. Во время разработки второго микрорайона Масаны предусматривалось несколько надземных многоуровневых парковок. Подземные там нельзя. Высокий уровень грунтовых вод. Те гаражики, которые мы пытаемся строить, проблемы не снимут.

2. Если говорить о центральной части города, то многоэтажная парковка могла бы разместиться за «Градецким». Машин очень много, спрос большой. Взять только условия, которые выставляют для хозяев, паркующихся там: на скорость не ставь, машину не закрывай, чтоб ее можно было переместить. А почему бы за готелем не построить пятиэтажную парковку? Она не выходит на центральную часть, хотя даже если и так, то эстетика современных парковок весьма неплохая. В аэропорту «Борисполь» неплохо получается.

3. Еще один вариант — Черновола (бывшая Войкова), 27. Огромный дом, 17 этажей, а двора нет. А за ним — одноэтажное предприятие «Семена», и целый квартал невысоких домиков дальше пошел. Уже давно предлагал построить там не дом, а многоуровневую парковку.

Давно пора!

Так отреагирывал на вопрос о подземных паркингах Виталий Травка, архитектор, глава областной организации союза архитекторов, директор компании «Мастерская архитектора В. А. Травки».

— Многоуровневый паркинг я проектировал много лет назад для Анатолия Рогового, «Домобудівник» которого тогда активно застраивал микрорайон Масаны. И, если бы тогда мы поставили хоть одну такую парковку, сегодня их на Масанах было бы минимум четыре.

Парковка была рассчитана на 90 мест, с подземным этажом и несколькими надземными. Все на автоматике. В обслуживании достаточно четыре человека. Лифты, чтобы владелец машины мог спуститься с верхнего этажа. Туалеты на каждом уровне.

Для удешевления строительства мы разработали и многоуровневую парковку-этажерку. Продуваемую, без стен. Она и сейчас функционирует на рынке «Висла», что в районе Музыкалки. В ней два уровня. По 19 машин на каждом. Заказчику так понравилась идея, что хотел и больше этажей. Но существующий фундамент больше не выдержал бы.
Если говорить о подземных паркингах под жилыми многоэтажками, то тут уже и Бог велел. Я не знаю дома, в котором на паркоместа не было бы спроса. Еще квартиры не проданы, а мест в паркинге уже нет.

Как вариант для постройки надземного или подземного паркинга можно рассматривать участки возле промышленных предприятий. Строить дома там категорически нельзя. Должно быть определенное расстояние. А вот для парковки отличное место.

— Сколько может стоить многоуровневый подземный паркинг? Говорят, это очень дорого?

— Однозначно дешевле, чем строить над землей. И примерно в два, а то и больше, раза дешевле, чем строительство жилых домов. Тут не нужно облагораживать фасад, делать капитальные стены.

— Еще из проблем называют перенос сетей.

— Грандиозных преград в этом не вижу. Можно перенести, можно сделать транзитными, то есть опустить ниже.

— Если все без особых проблем, тогда почему же инвесторы не выстраиваются в очередь?

— Должна быть поддержка и гарантия городской власти. Инвестору нужно предложить определенный вариант, проект. А будет предложение, пойдет и спрос.

Я не думаю, что такие паркинги скоро появятся. Чернигов пока терпит. Пока остаются места, где поставить машину, ни над, ни под землей строить не будут.

На Музыкалке больше 15 лет работает двухэтажный паркинг

Двухуровневый паркинг, единственный в Чернигове, размещен возле рынка «Висла» на Музыкалке.


Сергей Липлянский у въезда на второй уровень паркинга

Владелец 45-летний Сергей Липлянский.

— Начиналось все с обычной стоянки, в 1992 году, — рассказывает Андрей Минута, главный контролер. Здесь раньше свалка была. А потом Виталий Липлянский, отец Сергея, порядок навел. Это его и погубило. Начало девяностых: с одной стороны — бандиты, с другой — власти. Почти три десятка судов за год. В конце-концов выдушил он эту землю. Хозяйственный был мужик. Но сердце не выдержало. На работе и умер.

Дела продолжил сын Сергей. Отцы наши дружили, ну, и мы с ним тоже.

— Достраивал в начале двухтысячных, — продолжает Сергей Липлянский. — Батя материалы закупил для второго яруса и каркас поставил. А завершить не успел.

Он хотел сделать что-то на века, чтоб мощь стояла. Чтоб мне осталось. Чтоб никакие власти не снесли. Просто стоянку могли отобрать. А уже если стационарное оборудование, другое дело.
Сначала отец взял землю под паркингом в аренду. Потом оформили акт постоянного пользования. Сейчас уже таких не дают. Но и не отменяют те, что ранее выписали.

— Были попытки отобрать землю?

— Буквально на позапрошлой сессии, — рассказывает Сергей Витальевич (разговор был в феврале 2018 года). — Мне за день до этого сообщили. Мол, где-то в земельных ресурсах потерялись документы. И на сессию должны вынести вопрос о переходе земли в коммунальную собственность. Я принес все документы и в семь утра перед сессией показал депутатам. Если б мне люди вовремя не подсказали, уже б отобрали землю. Пришлось бы судиться.

— Не хотелось четыре, пять этажей в паркинге?

— Если бы наши желания совпадали с возможностями, лупонули б небоскреб, — улыбается мужчина. — Ну, и еще проблема: здесь кругом коммуникации. Под землей и провода, и трубы. Нельзя проводить фундаментального строительства.
Под паркингом занято 200 соток земли. Может поместится до семи десяти машин. На втором этаже — 18. На первом — 50.

— Даже обычная крытая стоянка пользовалась спросом, — вспоминает о том, как все начиналось, Андрей Минута. — Потом сделали навесы. И дальше расширятся было уже некуда. Только — вверх. Так возникла идея второго этажа.

Вместе с Андреем Владимировичем идем по территории. Пустых мест на нижнем ярусе практически нет.

— Поставили еще несколько помещений гаражного типа. Их арендуют предприятия. Ставят сразу по пять машин.

На второй этаж ведет пологий въезд. Машины на верхнем ярусе стоят под высоким куполом.
— Конструкция — бывший ангар с какой-то фермы. Тогда все валилось, распродавалось. Вот и взяли за вменяемую цену, — объясняет Андрей Минута.

— Помещение обогревается?

— Нет. А зачем? Если перепад температур, автомобиль гнить начинает. А так ветер гуляет. Для машины еще лучше. Во время дождя или снега с крыши не капает.

При въезде на территорию стоянки будка охранника. Вечером и на улице, и в крытом ангаре включают прожекторы. Есть видеонаблюдение.

— В фильмах на паркингах постоянно случаются какие-то приключения. А у вас что интересного было?

— Еще в конце девяностых-начале двухтысячных были попытки бензин сливать. Сейчас тишина. Да и у нас все под присмотром.

— Машины больше ставят на постоянно или временно?

— В основном снимают паркоместо на постоянной основе. Зимой свободных мест нет. Некоторые вообще на всю зиму оставляют. Стоимость места на первом этаже — 350 гривен, на втором — 400 гривен в месяц (цены 2018 года).

Летом иногда пустуют места. Люди разъезжаются или просто под домом машины оставляют. Тогда можем кого-то взять на ночь-две. Еще днем ставят машины белорусы, которые скупаться в Чернигов приезжают. Стоимость суток — 20 гривен. Столько же берем, если человек ставит автомобиль на несколько часов.

* * *


Подземный паркинг в киевском ЦУМе

Помимо паркингов под жилыми домами, подземные парковки есть под супермаркетом «АТБ», что возле «Макдональдса», а еще в автоцентре «Тойота», на проспекте Мира, неподалеку от «ЗАЗа».

В подземном паркинге под магазином «АТБ», простых машин, типа «Ланосов» или «Жигулей», не встретишь. «Мерседесы», «Лексусы» и тд и тп. В общем, очень круто. Охранник сказал, что вообще-то почти все места заняты, просто на день автомобили разъехались.

Паркинг этот строили вместе с супермаркетом. Потом площадь в аренду взяло частное предприятие «АГ Груп», директор — Денис Алейник (он же значится в соучредителях).

Марина Забиян, еженедельник газета "Весть"

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Марина Забиян, еженедельник газета "Весть"

Добавить в: