Необычный вопрос мэру
Для жителей Сосницкой общины уже стало правилом обращаться (онлайн) с волнующими вопросами непосредственно к руководителю ТО Андрею Портному. Ответы на наиболее актуальные из них Андрей Дмитриевич периодически озвучивает в видеоформате.
Эту практику, получившую много положительных отзывов в прошлом году, решили продолжить и в нынешнем.
Основная часть уже поступивших вопросов касается развития общины, её инфраструктуры, решения проблем благоустройства, в частности — обеспечения бесперебойным электроснабжением, асфальтирования улиц Весёлой, Суворова в Соснице и т. п. Но есть и нетипичные вопросы. Один из них: «Почему ня упинах посёлка нет его «брендовых деревьев» — сосен?» Дескать, кованая «на кругу» (на которую лезет медведь) не считается: нужны живые — как символы, выделяющие населённый пункт среди других.
На этот вопрос вместо руководителя общины (январский видеоролик с Андреем Портным ещё не записан) ответили сами жители: автор обращения просто не в курсе — сосны есть. Их несколько лет назад начала высаживать Лидия Чухно с улицы Довженко. По собственной инициативе. Теперь к ней ещё и подруги присоединились.
— Так и есть? — звоню Лидии Фёдоровне.
— Да, всё верно, — отвечает.
Ей 65 лет. В прошлом — маляр-штукатур. Родилась в Слободке на Менщине. А работала в основном в Соснице. Здесь получила квартиру и осталась. Все радости (самая большая — рождение двух внучек) и беды (самая тяжёлая — смерть мужа) пережила в посёлке.
— Хочу видеть его красивым, — объясняет своё начинание. — Делаю то, что могу и что самой по душе.
Рассказывает: когда была лошадь, ездила подводой по околицам, лесам, полям, на которых разрослась самосейка. Выкапывала случайно выросшие молоденькие деревца. Или выдёргивала не успевшие засохнуть — там, где было перепахано. Когда наткнулась на хаотические заросли калины, возила за саженцами почти всех знакомых. Говорит:
— Насажали во дворах — кто сколько захотел. Теперь половина Соснины будет в калиновом венке.
У самой дома места почти не осталось, поэтому начала облагораживать участок возле бывшей колхозной конторы.
— Недалеко от неё был красивый пруд. Люди отдыхали, рыбу ловили. Теперь туда многие тайком возят мусор. Поэтому задумала вернуть этому месту прежний вид. А чтобы ещё и польза всем была, насажала плодовых деревьев — слив, алычи, вишен, шелковицы. Саженцы давали подруги, соседи. Некоторые покупала на рынке.
А моё самое любимое дерево — берёза. На опушке леса недалеко от дома одна была — как подруга. Обниму её, расскажу обо всём — и будто камень с души. Или попрошу о помощи — и всё получается. Когда её выкорчевали, было так обидно, что плакала.
В другом любимом уголке растёт более десяти лип. Когда они цветут, там просто рай.
Признаётся: открывать такие места — одно из самых больших удовольствий.
— Часто это происходит случайно. Отравляюсь в лес искать сухие подпорки под фасоль, а попадаю в такую красоту, что дыхание замирает.
Подобный уголок она хочет создать и в посёлке.
— Поддеревьями, которые принялись, травы лекарственные разведу, — делится планами. — Моя бабушка знала в них толк. И одна из подруг знает. Пусть будут под рукой. Может, ещё кому-нибудь понадобятся.
Спрашиваю о соснах:
— Сажаете их как символ посёлка?
— Сначала — нет. А потом задумалась: какая же Сосница без сосен? Если бы все саженцы выжили, был бы небольшой лесок. Но часть их погибла от засухи, часть вытоптали. Осталось около десяти. Одна уже выше меня. Закончится зима — ещё посажу.
Мария Исаченко, «Гарт» №4 (3016) от 21 января 2021
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.