Санаторий «Пролісок» сохранят?
Своих первых отдыхающих Областной детский санаторий «Пролісок» в Малой Кошелевке Нежинского района принял в 1978 году. С того времени ежегодно здесь оздоравливалось до двух тысяч детей с заболеваниями соматического профиля. Но этим летом двери «Проліска» для маленьких посетителей не открылись. И причиной стал не только коронавирусный карантин. Почему-то вторым этапом медицинской реформы функционирование заведений санаторного типа предусмотрено не было. Работники «Проліска» получили предупреждение об увольнении, но не сдались — начали стучать во все двери, чтобы сохранить свое заведение. И им пошли навстречу.
* * *
— До июня (второй этап медреформы начался 1 апреля. — Авт.) мы вообще не знали, как дальше будет работать наш санаторий, — говорит воспитатель КНП «Областной детский санаторий «Пролісок»» Виктория Пархоменко. — Просто исполняли свои обязанности (на время карантина всех работников перевели на 2/3 ставки) и ждали разъяснений. А 4 июня нас всех обзвонили и попросили собраться на улице, мол, приедет машина, нам выдадут бумаги о сокращении, чтобы мы их подписали. Мы вышли, однако подписывать официальные документы под дождем на капоте машины не согласились. Попросили и. о. генерального директора Раису Ярешко собрать общее собрание работников заведения и объяснить, что происходит. Тогда и услышали, что мы просто стали жертвами медицинской реформы — денег на содержание санатория нет.
— Причин, по которым случилась такая ситуация, две. Первая — по закону областной совет делегировал свои функции облгос-администрации. Мы утвердили ОГА бюджет, который она не выполняет, потому что не имеет резервов. Вторая — Национальная служба здоровья, проводя реформу медицинской отрасли, почему-то забыла, что в состав медицинской службы входит еще и санаторное лечение, — объясняет глава рабочей группы по проверке деятельности и изучению вопросов функционирования КНП «Областной детский санаторий «Пролісок»», заместитель главы областного совета Арсен Дидур. — На мой взгляд, ликвидация таких заведений — преступление. Закрыть санатории — это значит не смотреть в завтрашний день.
Санаторное лечение (и не только оно!) действительно почему-то выпало из перечня государственных гарантий. И медики, и местные власти всех, без исключения, областей Украины еще в конце прошлого года начали обращаться в НСЗУ и к правительству с просьбой определиться, как будет финансироваться санаторное лечение после проведения второго этапа медреформы, однако никаких комментариев относительно этого нет до сих пор. Министерство здравоохранения пообещало, что найдет способ, чтобы профинансировать все медзаведения, как минимум, на том же уровне, что и в прошлом году, но...
— С 1 апреля в областном бюджете нет ни копейки на медицину, — констатирует директор Департамента финансов Черниговской ОГА Валерий Дудко. — При этом у нас еще и недостаток средств в образовании (14 миллионов гривен) и культуре (10 миллионов гривен) Сейчас мы ищем источники финансирования санаторных заведений, но в этом году при сокращенной вдвое дотации на область имеем на медицину областного уровня (по сравнению с прошлым годом) минус 158 миллионов гривен. Представьте! Плюс 119 миллионов в городах и 42 миллиона в районах и минус 158 миллионов в области.
Лично я категорически не согласен с такой реформой! Все слышали обещание Минздрава найти финансирование. Мы свои расчеты подали. Ждем, что нам скажут в Минздраве, в Кабмине и в Минфине, что дадут из государственного бюджета. Вот это было бы реальным решением проблемы.
* * *
Сейчас финансисты ищут деньги, чтобы выплатить уже начисленную заработную плату работникам заведения.
— До августа мы должны выплатить около 3,5 миллиона гривен, — говорит Валерий Дудко. — Ищем эти средства где только можно. 300 тысяч гривен, которые должны были пойти на разные расходы облгосадминистрации, 1 миллион 800 тысяч гривен, которые не пошли на оздоровление (приобретение путевок) из-за карантина, 1 миллион 200 тысяч гривен, которые должны были быть потрачены на лагерь «Дивосвіт», — все эти деньги направляются в первую очередь санаторию. Все, что мы должны выплатить до августа, мы выплатим обязательно.
А что же дальше? Как вариант работникам «Проліска» предложили все-таки уволиться и зарегистрироваться на бирже труда, а когда будут условия для последующего предоставления санаторных услуг, вернуться на свои рабочие места. С этим люди категорически не согласны — опасаются, что тогда санаторий может больше и не открыться. Если же власть пойдет навстречу и всех работников «Проліска» (а сейчас их 129) оставят на рабочих местах, областному бюджету придет-' ся сильно поднатужиться — сумма расходов на санаторий с августа и до конца года достигнет 8,5 миллиона гривен. Правда, часть заработной платы — 5,1 миллиона, а если учесть, что карантин продлится и люди будут работать только на 2/3 ставки, — около 2,8 миллиона гривен. Конечно, кто-то скажет, не такая это уж и большая сумма для областного бюджета. И с этим можно было бы согласиться, если бы у нас было лишь одно проблемное заведение. Однако в таких же условиях, как «Пролісок», оказались Областной детский противотуберкулезный санаторий «Зеленый гай» и КНП «Прилукский областной дом ребенка «Надія»».
— С 20 июля в детском доме «Надія» заработная плата выплачивается в неполном объеме. Задолженность составляет 222 тысячи гривен, -г говорит начальник Управления здравоохранения Черниговской ОГА Петр Гармаш. — Есть задолженность и в других заведениях. Например, в патологоанатомическом бюро — 188,5 тысяч гривен, в Областном центре крови — 56 тысяч. По этим трем заведениям недостаток средств до конца года составляет 31,4 миллиона гривен. А они должны работать независимо от того, есть карантин или нет!
— Конечно, в идеале мы хотим, чтобы наше заведение работало, чтобы не случилось так, что с нами рассчитаются и после этого все равно уволят. Хочется сохранить санаторий, тем более что работает он круглый год. Перерыв, когда проходит подготовка к следующему сезону, у нас небольшой — заканчиваем санаторный год 26 декабря, а начинаем новый уже 2 февраля, — говорит новый и.о. генерального директора КНП «Областной детский санаторий «Пролісок»» Ирина Максютенко (предыдущему директору трудовой коллектив объявил недоверие. — Авт.). Летом у нас обычно оздоравливают-ся по 250 детей в месяц, а весной, зимой и осенью — от 100 до 130. В основном это дети-из интернатов, малообеспеченных и многодетных семей. Если закроются такие санатории, как наш, у большинства возможности оздоровиться уже не будет. А ведь в 2017 году в устав нашего заведения было внесено программное расширение, согласно которому мы можем оздоравливать детей не только из нашей области, но и со всей Украины. В прошлом году к нам уже приезжало 30 детей из Херсонской области. Потенциал у «Проліска» есть!
* * *
Областная власть все-таки пошла навстречу работникам санаторных заведений. Рабочая группа наработала рекомендации, которые должны обеспечить работу «Проліска» и «Зеленого гая» и сохранить их коллективы на период до 1 октября текущего года, а заодно позаботилась и о финансировании «Надії».
— Рабочая группа приняла решение обратиться к главе областного совета с просьбой провести внеочередную сессию, чтобы в комплексе рассмотреть проблемы санаториев, детских домов, учреждений судмедэкспертизы и других забытых заведений, — говорит Арсен Дидур. — Также просим облгос-администрацию профинансировать заработную плату двух наших детских санаториев до 1 октября, чтобы закрыть квартал. Деньги должны найти. Я думаю, что в связи с корона-вирусом есть много секторов и расходов, которые не финансировались. Их нужно проанализировать и перебросить деньги на те же «Пролісок», «Зеленый гай» и «Надію». Также мы решили объединиться с главами других областных советов, чтобы вместе обратиться в Кабинет министров, Министерство здравоохранения и Национальную службу здоровья с просьбой решить в конце концов вопрос финансирования детских санаториев. Если же государство и Управление здравоохранения окажутся неэффективными управленцами, тогда, на мой взгляд, в будущем выход один — искать частного собственника санаторных заведений. Разницы, кто будет получать субвенцию, нет, ведь оплачиваться будут конкретные услуги, но работать частный собственник сможет эффективнее.
Как все это будет реализовано на деле, покажет только время. На скорую помощь от государства работники «Проліска» пока не надеются, поэтому сейчас их тревожит следующее: — Нынешние депутаты нам очень помогают. Но в октябре состоятся выборы, после которых придут уже новые депутаты. Кто знает, как они отнесутся к нашим проблемам...
Екатерина Дроздова, «Гарт» №31 (2991) от 30 июля 2020
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: санаторий_Пролісок, Малая_Кошелевка, Нежинщина, Дроздова, Гарт