Собрали тонны погибшей рыбы

Почти три недели в Борзне стоял жуткий смрад от погибшей в протекающей через весь город реке Борзенке рыбы.

В свое время 2 тонны мальков толстолобика и белого амура запустили в реку, чтобы ее спасти (в 2016 году мы писали об этом). Она заилилась и в жару цвела, а именно эти чешуйчатые поедают губительную для водоема зелень. Тогда на зарыбление городской совет выделил почти 50 тысяч гривен, собрали деньги и местные рыболовы-любители, сплотившиеся в общественную организацию «Рыбаки Борзны».



— Толстолобик всю зелень выел, капитально очистил реку, — говорит борзнянский городской председатель Анатолий Койда.

А этой весной, как только немного потеплело, горожане заметили на Борзенке множество примерзлых ко льду рыбин. Первыми тревогу забили даже не рыбаки, а женщины. Местные жительницы Наталия Демусенко и Наталия Нетреба выложили поражающие фото в Фейсбуке, обратились в городской совет, в районную и областную администрацию, вызвали телевизионщиков. Рыбаки и чиновники их успокаивали: это природное явление — рыба погибла вследствие удушья из-за длительного кислородного голодания подо льдом. Такое в этом году повсюду. Вот лед сойдет, рыбу соберут — и все будет в порядке. (Никто не думал, что ее там так много.) Но активистки называли это не иначе, как экологической катастрофой.

— Вонь все усиливалась, мы слышали, что этой рыбой уже начали кормить кур, ее из-под берега таскали собаки. По городу могла распространиться инфекция, — говорит Наталия Нетреба.

Она с единомышленниками призвала людей собрать рыбу. 26 марта откликнулось не очень много желающих — до трех десятков человек, были среди них и дети. Заморенную речную живность собирали под берегами, где это было возможно, ломали лед и вылавливали с лодок. К 30 марта лед почти растаял, и субботник по очистке реки был уже намного массовее.

— Сошлось больше сотни небезразличных людей, в том числе и наши коммунальщики, рыбаки. Было три машины, два погрузчика, один тракто-рец, — уточняет Анатолий Койда. — Собрали приблизительно 20 тонн мертвой рыбы.

— Намного больше! — убеждает Наталия Нетреба. — Только от одного моста мы вывезли пять или шесть машин, и еще с трех мест - по одной-две. Это примерно 50-60 тонн. Еще поразило, простите на слове, свинство некоторых жителей, а именно мешки и пакеты с мусором, которые кто-то просто вывез - «лишь бы подальше от дома»! На берегу валялись обертки от конфет, сухариков, школьные шпаргалки, пакеты с некогда замороженными ягодами и т. п. Позор!

Всю собранную рыбу вывезли на свалку и зарыли в огромной яме. Городской председатель говорит:

- Очистили реку, теперь в ней можно будет купаться, как и раньше.

Наталия Нетреба этот оптимизм не разделяет:

— А сколько еще рыбы осталось на дне?! Возле реки до сих пор слышна вонь. Этим летом лезть в Борзенку точно не стоит.

Тем временем специалисты областной Госэкоинспекции взяли воду из Борзенки на анализ. По словам городского председателя, результатов пока нет.

Рыбу очень жаль — пропало ее много. Вылавливали рыбины по 5-7 кило, так что убытки колоссальные. Многие обвиняют рыбаков в недосмотре, мол, надо было делать проруби, чтобы обеспечить рыбу кислородом. Заместитель ГО «Рыбаки Борзны» Анатолий Шкурко уверяет, что они это делали, но против природы не попрешь. Белый амур и толстолобик очень прихотливые —нуждаются в высоком содержании кислорода в воде. Вот другие обитатели водоема — карась, карп, окунь, щука — пострадали меньше.

— Чтобы избежать такого массового мора, нужно было спустить немного воды на дамбе в январе-феврале, и кислород попал бы под лед, — предполагает Наталия Нетреба. — Но шлюз у нас заварен намертво (говорят, из-за того, что его металлические загородки не раз воровали. —Авт.).

Кроме естественного фактора, борзнянцы не исключают и человеческий. Подозревают, что со дворов над берегом спускают в реку нечистоты, а также в нее стекают химикаты с полей. Анатолий Койда это отрицает и выдвигает собственную версию:

— Просто рыбы в Борзенке развелось слишком много. В дальнейшем мы планируем регулировать ее количество: на осень будем отлавливать и раздавать заведениям бюджетной сферы, продавать по дешевке людям.

Конечно, если вообще будет что ловить. Борзнянцы на это надеются, поскольку, собирая погибшую рыбу, видели живых мальков.





Фото фейсбук-сообщества «Борзна. Без цензуры»

Алина Ковалева, «Гарт» №14 (2922) от 4 апреля 2019

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Борзна, рыба погибла, Алина Ковалева, «Гарт»

Добавить в: