Возвращение Небылицы
На этой неделе в культурной жизни нашего города случилось нечто важное. Оно имело все шансы стать одним из самых значительных событий этого года. Но такого не произошло. Я говорю о тихом и незаметном открытии в черниговском областном Художественном музее на удивление мизерной выставки картин самого, с моей точки зрения, неординарного и талантливого черниговского художника поколения шестидесятников, моего Учителя - ныне, к сожалению, покойного Николая Анисимовича Небылицы (1945 - 2000). Выставка состоялась, как ни странно, впервые за девять лет (!), прошедших после смерти Мастера.
Ноль рекламы в газетах, ноль рекламы по радио, ноль рекламы на внешних носителях, никакого каталога... Малюсенький сюжет по ТРК "Детинец" - вот единственный источник информации, из которого жители нашего городка могли весьма поверхностно узнать о том, что был такой художник, и что Художественный музей экспонирует всего-навсего 14 из почти 200 его работ (после смерти Николая Анисимовича основная масса картин была вывезена в Германию его супругой и с тех пор их судьба неизвестна). Почти половину вернисажа составляют картины, находящиеся в приватных коллекциях жителей Чернигова.
А между тем, масштаб его личности был таков, что с уходом этого человека в черниговском творческом сообществе возникла пустота, которая не заполнена до сих пор.
Вот что написал вскоре после смерти Николая Анисимовича мой коллега, замечательный художник-иллюстратор Дмитрий Койдан:
"Творчество дяди Коли, его мировоззрение и политика собственной души оказали большое влияние на формирование меня как личности и как художника. Сказать, что он был моим ДРУГОМ — было бы слишком громко и самонадеянно. Он был моим УЧИТЕЛЕМ. Учил искать в каждом своем рисунке смысл, идею и душу. Человек, которому я бесконечно благодарен, и человек, общения с которым мне очень не хватает. Многим моим друзьям очень не хватает…
Его самобытная живопись знакома очень многим людям на этой планете. Персональные выставки в Европе и США тому подтверждение. Будучи превосходным живописцем, карикатуристом, иллюстратором и одним из лучших дизайнеров (законодателей дизайнерских мод еще в советские годы) Чернигова, он, прежде всего, был великим графиком. Газетным графиком. Тем, кто знаком с данным жанром, объяснять не надо, насколько это искусство обособлено от других видов графики. С уходом Небылицы, исчез целый пласт в искусстве Черниговщины, образовалась огромная брешь, но хочется верить, что молодые художники-газетчики все же, со временем, хотя бы частично восполнят эту потерю, и на страницах местных газет снова появятся графические работы достойные памяти Николая Анисимовича НЕБЫЛИЦЫ".
Тему подхватывает и развивает киевский журналист Христенко:
"Жив собі в соціалістично-русифікованому Чернігові такий собі дядечко кремезний козацької статури. Для одних він був Кока, для других Микола Онисимович, а для решти - просто Небилиця.
Чомусь в того Небилиці завжди дивина якась траплялася у житті.
От поїде він, наприклад, до Москви зі своїми картинами і раптом натрапить на Булата Окуджаву, сумного. Небилиця з ним порожньою консервною бляшанкою пограє у футбола - Окуджава розвеселиться і пише біля смітника пісню "Божественная суббота" (тільки чомусь згодом присвячує її Гердту). А потім Окуджава з Небилицею беруть пляшку і їдуть в гості до Гени Шпалікова (поета, автора пісні "Я шагаю по Москве"). А від Шпалікова потрапляють до майстерні Іллі Глазунова, де після другої пляшки Глазунов вручає Небилиці деякі артефакти і атрибути посв'ячення.
Відтак, полишивши майстерню, під будинком Глазунова стикаються зі Шпаліковим, який явно не при своєму розумі і каже, що прийшов вбивати Глазунова, навіть вірша про це встиг скласти: "Взяв ножик у сапожника, иду я по Тверской, известного художника зарезать в мастерской..." (тут треба зазначити, що саме в цей період розгортався бурхливий роман між Іллею Глазуновим і Ларисою Кадочніковою, акторкою і моделлю майстра, в яку Шпаліков був таємно закоханий і несамовито ревнував, звичайно).
Тоді Небилиця ловить таксі і ця дивна трійця їде до ресторану "Арагві" (отого, де зазвичай жирувала московська мистецька богема). В ресторані відбувається знайомство Небилиці з молодим талановитим драматургом Олександром Вампіловим. Це призводить до наступної низки подій : Вампілов через кілька місяців приїздить до Небилиці у гості. Переживши безліч пригод, що сталися з друзями здебільшого через надлюдську пиятику, влаштовану гостинним Небилицею, і оговтавшись вже в Москві, Вампілов за мотивами спогадів про чернігівське гостювання створює чи не найкращу свою п'єсу "Старший син" (пам'ятаєте: "Чернигов, каштаны цветут и твоя мама такая красивая...До сих пор помню ту швейную мастерскую на углу...Знаешь, сынок, жизнь прошла, а понял лишь недавно, что счастье свое оставил там, в Чернигове..." і так далі).
З наведеного прикладу стає трошки зрозуміліше, чому М.О.Небилиця, все життя якого складалося з таких от химерних "випадкововостей", заслуговує на титул характерника.Тому-то немає нічого дивного в тому, що Небилиця зустрів саме Синельника і разом вони народили ГОП-АРТ".
Позволю себе завершить тему отрывком из интервью, взятого у меня киевским журналистом Мехом:
"А что ГОП-АРТ? ГОП-АРТ - это моя жизнь. Это мой учитель Николай Небылица. Это наши с ним картины, пьянки, приколы, потеха, кураж, глумление... Что ещё? ГОП-АРТ - это тайна... Это жизнь, увиденная сквозь магический кристалл глубинной народной мудрости, это радостный языческий огонь страстей и жажда реальной жизни, это коктейль из ярких красок, баловства, абсурда, эпатажа, розыгрышей, которые творят весёлые персонажи на фоне маразма повседневности.
Учитель называл свои работы "картинами-анекдотами" или "небылизмами", пока я не придумал более ёмкий термин.
"Отлично!", - сказал мне тогда Небылица, - "Слово "гоп" как нельзя лучше отражает нашу хуторянскую суть, оно вмещает всё, свойственное душе каждого украинца".
"Зри в корень, Кока!", - воскликнул я, - "ГОП-АРТ - это абревиатура: Гопнический Оккультный Пафос + Абсурдная Рекреационная Тантра".
После короткого раздумья Небылица изрёк: "Ты превзошёл меня. Сегодня я пойду за бутылкой".
Посетите эту выставку и сами убедитесь в неординарности дарования её автора, который творил в самые мрачные годы, невзирая на прессинг со стороны КГБ и обструкцию со стороны коллег по творческому цеху. Посетите эту выставку даже не смотря на то, что Художественный музей почему-то требует 5 гривен за вход на неё, в то время, когда вход на другие выставки в этом заведении - бесплатный.
(Эти и ещё около десятка работ Н.А.Небылицы находятся в частных коллекциях жителей нашего города. Но вы не увидите их на выставке. Её организаторы не позаботились о том, чтобы связаться с их нынешними владельцами и попросить предоставить картины для наиболее полной экспозиции)...
Ноль рекламы в газетах, ноль рекламы по радио, ноль рекламы на внешних носителях, никакого каталога... Малюсенький сюжет по ТРК "Детинец" - вот единственный источник информации, из которого жители нашего городка могли весьма поверхностно узнать о том, что был такой художник, и что Художественный музей экспонирует всего-навсего 14 из почти 200 его работ (после смерти Николая Анисимовича основная масса картин была вывезена в Германию его супругой и с тех пор их судьба неизвестна). Почти половину вернисажа составляют картины, находящиеся в приватных коллекциях жителей Чернигова.
А между тем, масштаб его личности был таков, что с уходом этого человека в черниговском творческом сообществе возникла пустота, которая не заполнена до сих пор.
Вот что написал вскоре после смерти Николая Анисимовича мой коллега, замечательный художник-иллюстратор Дмитрий Койдан:
"Творчество дяди Коли, его мировоззрение и политика собственной души оказали большое влияние на формирование меня как личности и как художника. Сказать, что он был моим ДРУГОМ — было бы слишком громко и самонадеянно. Он был моим УЧИТЕЛЕМ. Учил искать в каждом своем рисунке смысл, идею и душу. Человек, которому я бесконечно благодарен, и человек, общения с которым мне очень не хватает. Многим моим друзьям очень не хватает…
Его самобытная живопись знакома очень многим людям на этой планете. Персональные выставки в Европе и США тому подтверждение. Будучи превосходным живописцем, карикатуристом, иллюстратором и одним из лучших дизайнеров (законодателей дизайнерских мод еще в советские годы) Чернигова, он, прежде всего, был великим графиком. Газетным графиком. Тем, кто знаком с данным жанром, объяснять не надо, насколько это искусство обособлено от других видов графики. С уходом Небылицы, исчез целый пласт в искусстве Черниговщины, образовалась огромная брешь, но хочется верить, что молодые художники-газетчики все же, со временем, хотя бы частично восполнят эту потерю, и на страницах местных газет снова появятся графические работы достойные памяти Николая Анисимовича НЕБЫЛИЦЫ".
Тему подхватывает и развивает киевский журналист Христенко:
"Жив собі в соціалістично-русифікованому Чернігові такий собі дядечко кремезний козацької статури. Для одних він був Кока, для других Микола Онисимович, а для решти - просто Небилиця.
Чомусь в того Небилиці завжди дивина якась траплялася у житті.
От поїде він, наприклад, до Москви зі своїми картинами і раптом натрапить на Булата Окуджаву, сумного. Небилиця з ним порожньою консервною бляшанкою пограє у футбола - Окуджава розвеселиться і пише біля смітника пісню "Божественная суббота" (тільки чомусь згодом присвячує її Гердту). А потім Окуджава з Небилицею беруть пляшку і їдуть в гості до Гени Шпалікова (поета, автора пісні "Я шагаю по Москве"). А від Шпалікова потрапляють до майстерні Іллі Глазунова, де після другої пляшки Глазунов вручає Небилиці деякі артефакти і атрибути посв'ячення.
Відтак, полишивши майстерню, під будинком Глазунова стикаються зі Шпаліковим, який явно не при своєму розумі і каже, що прийшов вбивати Глазунова, навіть вірша про це встиг скласти: "Взяв ножик у сапожника, иду я по Тверской, известного художника зарезать в мастерской..." (тут треба зазначити, що саме в цей період розгортався бурхливий роман між Іллею Глазуновим і Ларисою Кадочніковою, акторкою і моделлю майстра, в яку Шпаліков був таємно закоханий і несамовито ревнував, звичайно).
Тоді Небилиця ловить таксі і ця дивна трійця їде до ресторану "Арагві" (отого, де зазвичай жирувала московська мистецька богема). В ресторані відбувається знайомство Небилиці з молодим талановитим драматургом Олександром Вампіловим. Це призводить до наступної низки подій : Вампілов через кілька місяців приїздить до Небилиці у гості. Переживши безліч пригод, що сталися з друзями здебільшого через надлюдську пиятику, влаштовану гостинним Небилицею, і оговтавшись вже в Москві, Вампілов за мотивами спогадів про чернігівське гостювання створює чи не найкращу свою п'єсу "Старший син" (пам'ятаєте: "Чернигов, каштаны цветут и твоя мама такая красивая...До сих пор помню ту швейную мастерскую на углу...Знаешь, сынок, жизнь прошла, а понял лишь недавно, что счастье свое оставил там, в Чернигове..." і так далі).
З наведеного прикладу стає трошки зрозуміліше, чому М.О.Небилиця, все життя якого складалося з таких от химерних "випадкововостей", заслуговує на титул характерника.Тому-то немає нічого дивного в тому, що Небилиця зустрів саме Синельника і разом вони народили ГОП-АРТ".
Позволю себе завершить тему отрывком из интервью, взятого у меня киевским журналистом Мехом:
"А что ГОП-АРТ? ГОП-АРТ - это моя жизнь. Это мой учитель Николай Небылица. Это наши с ним картины, пьянки, приколы, потеха, кураж, глумление... Что ещё? ГОП-АРТ - это тайна... Это жизнь, увиденная сквозь магический кристалл глубинной народной мудрости, это радостный языческий огонь страстей и жажда реальной жизни, это коктейль из ярких красок, баловства, абсурда, эпатажа, розыгрышей, которые творят весёлые персонажи на фоне маразма повседневности.
Учитель называл свои работы "картинами-анекдотами" или "небылизмами", пока я не придумал более ёмкий термин.
"Отлично!", - сказал мне тогда Небылица, - "Слово "гоп" как нельзя лучше отражает нашу хуторянскую суть, оно вмещает всё, свойственное душе каждого украинца".
"Зри в корень, Кока!", - воскликнул я, - "ГОП-АРТ - это абревиатура: Гопнический Оккультный Пафос + Абсурдная Рекреационная Тантра".
После короткого раздумья Небылица изрёк: "Ты превзошёл меня. Сегодня я пойду за бутылкой".
Посетите эту выставку и сами убедитесь в неординарности дарования её автора, который творил в самые мрачные годы, невзирая на прессинг со стороны КГБ и обструкцию со стороны коллег по творческому цеху. Посетите эту выставку даже не смотря на то, что Художественный музей почему-то требует 5 гривен за вход на неё, в то время, когда вход на другие выставки в этом заведении - бесплатный.
(Эти и ещё около десятка работ Н.А.Небылицы находятся в частных коллекциях жителей нашего города. Но вы не увидите их на выставке. Её организаторы не позаботились о том, чтобы связаться с их нынешними владельцами и попросить предоставить картины для наиболее полной экспозиции)...