Плюсуйте, не читая
Во времена просвещённого Средневековья в Европе бытовала любопытная традиция. Каждая, уважающая себя, місцева громада раз в году справляла Праздник Дураков.
Гильдия шутов, существовавшая в те годы наравне с гильдиями торговцев и ремесленников, занималась организацией приличествующего случаю торжественного маскарада. Светская и церковная власть во время подготовки и проведения карнавального торжества спокойно сотрудничала с шутовской структурой. Но самое главное состояло в том, что маскарадные персонажи имели право высмеивать и критиковать все и вся в самых различных формах – от пародирования и издевательств до показательных судебных процессов, устраиваемых карнавальным "судом". Мишенью становилось все, что угодно – от выходок глупых и спесивых вельмож до последних указов о дополнительных налогах. Кульминацией праздника было избрание Короля Дураков из числа глупцов и уродов.
Фрэзер, в соответствии с античной традицией называющий эти праздники сатурналиями, так пишет о них в своей "Золотой ветви":
"Однако самой замечательной чертой этого праздника – она-то больше всего поражала воображение древних – была свобода, дававшаяся в такое время рабам.
На время Сатурналий различие между господами и рабами как бы упразднялось – раб получал возможность поносить своего господина, напиваться, подобно свободным, сидеть с ними за одним столом. Причем его нельзя было даже словесно упрекнуть за проступки, за которые он в любое другое время был бы наказан побоями, тюрьмой или казнен. Более того, господа менялись местами со своими рабами и прислуживали им за столом…
Эта инверсия ролей заходила так далеко, что каждый дом на время превращался во что-то вроде микрогосударства, в котором все высшие государственные посты занимали рабы – они отдавали приказания, устанавливали законы, как если бы были консулами, преторами или судьями. Бледным отражением власти, которой на время Сатурналий наделялись рабы, было избрание при помощи жребия лжецаря, в котором участвовали свободные граждане. Лицо, на которое падал жребий, получало царский титул и отдавало своим подданным приказания шутливого и нелепого свойства."
Современные исследователи считают, что подобная традиция несла в себе функцию своеобразной разрядки напряжённости в обществе и даже способствовала укреплению социального порядка.
Возможно, подобные трактовки навеяны обоснованием, которое давали Праздникам Дураков образованные современники этих мероприятий. Циркулярное послание парижского факультета богословия от 12 марта 1444 г. с официальной защитой Праздника Дураков гласит, что такие праздники необходимы, поскольку:
“… глупость (шутовство), которая является нашей второй природой и кажется прирожденной человеку, могла бы хоть раз в году изжить себя. Бочки с вином лопнут, если время от времени не открывать отверстия и не пускать в них воздуха. Все мы, люди, - плохо сколоченные бочки, которые лопнут от вина мудрости, если это вино будет находиться в непрерывном брожении благоговения и страха Божьего. Нужно дать ему воздух, чтобы оно не испортилось. Поэтому мы и разрешаем себе в определенные дни шутовство (глупость), чтобы потом с тем большим усердием вернуться к служению Господу.”
Не пора ли возродить это славное начинание?
Не будем забывать и о нерастраченном туристическом потенциале. Может так статься, что Праздник Дураков затмит все парады колясок с дерунами и наконец-то привлечёт сюда долгожданный миллион туристов.
Даже если все они окажутся в дураках, город от этого только выиграет.
.