Философский stone-wash
Прав был один многоопытный журналист, заявив как-то, что темы валяются под ногами. Дополню его: они ещё и носятся на ногах. И не только на них. И не только носятся.
Поводом послужила покупка новых джинсов. Многообразные ассоциации вперемешку с воспоминаниями, вызванные воздействием обновки на все рецепторы за исключением вкусового, вынудили задуматься о существовании некоей особой джинсовой философии. В ней нет сложных научных выкладок, субъектов, предикатов и лемм. Есть только плотная хлопчатобумажная ткань цвета индиго да несколько заклёпок.
Немного найдётся в нашем мире предметов, которые обладали бы таким мифотворческим потенциалом, как рабочие штаны из грубой синей ткани. Одежда, которая была призвана сравнять все сословия, вдруг превратилась в символ статуса. Но было время, когда, пусть не для целого мира, но для большой его части, она являлась своеобразным символом свободной личности. Ну, это, конечно, хиппи постарались. И, мне кажется, не случайно Оззи Осборн после своего первого выступления в Москве в 1989 г. заявил, что, мол, "в джинсах и рок-н-ролле больше могущества, чем во всей Красной Армии".
Целая армия модельеров, дизайнеров, химиков и прочих спецов денно и нощно колдует над тем, чтобы классический деним постоянно обновлялся, украшался и рекламировался. Чего только не сотворяли со старой доброй джинсой: её обрезали, дырявили, кромсали, вышивали, украшали драгоценными каменьями, блёстками, обогащали ткань различными синтетическими добавками, обесцвечивали пятнами и узорами, стирали со щебёнкой, полоскали в озонированной воде, стреляли из специально сконструированных промышленных дробовиков, обрабатывали наждачной бумагой, запекали и даже ставили пятна, имитирующие грязь и жир. Словом, делали всё для того, чтобы в угоду модному стремлению к мелким изъянам придать новым джинсам слегка потрёпанный, но горделивый бунтарский вид.
До сих пор никто не изучал влияние феномена джинсов на формирование субкультуры советского андеграунда. Думаю, это любопытная тема для отдельного исследования, которое, вероятно, когда-нибудь будет проведено.
Для жителя Страны Советов, а особенно для любого тогдашнего неформала джинсы были не просто верхней одеждой. Они являлись материальным символом свободы и атрибутом недосягаемого капиталистического образа жизни. Существовали целые ритуалы их опознания, добычи и приведения в надлежащий вид. Антисоветские джинсы "Montana" олицетворяли не только модный тренд. Они казались вызовом, протестом. Противопоставлением консерватизму и обыденности, серости и скуке. Воплощением права быть самим собой, дерзким и решительным. Они ассоциировались с какой-то особой лихостью, приключением, авантюрой. По крайней мере, так казалось.
Нынче джинсами никого не удивишь. Разве что Гребенщикову иногда это удаётся :)
А вот некоторым рукастым гражданам иногда удаётся сотворить из старых джинсов то, что достойно не только удивления, но иногда и восхищения:
Кудабеков, внимание! :)
...ещё парочка
...самый шальной креатив этой серии
А это уже по-взрослому:
Или вот, из другой оперы:
Мешочек для уличного распития...
...в комплекте с серьгами
Джинсовый бульдожик...
...и его возможная хозяйка